В эпоху Тан объединенный Китай стал на время могущественной и
процветающей империей. В это время большое развитие получили раз-
личные виды науки, искусства, в том числе и китайская проза. Рос-
ло количество книг и библиотек - этот период можно назвать време-
нем культурного расцвета Китая.
В танской новелле складывается основной образ героя прозы это-
го периода - им становится молодой человек - студент. (В произве-
дениях предыдущих периодов такого определенного образа не сущес-
твовало - героем мог быть и чиновник, и монах, и простой
человек.) И это не удивительно - ведь в те времена большое рас-
пространение получают идеи Конфуция о том, что благородный чело-
век должен служить государству. Огромное количество молодых лю-
дей стремится сдать экзамены для получения чиновничьей должности.
В этой работе я попытался проанализировать две новеллы эпохи
Тан : Бо Син-Цзянь "Жизнеописание красавицы Ли" и Юань Чжэнь
"Жизнеописание Ин-Ин". И та и другая новеллы представляют собой
короткие истории о любви. Героями обоих является молодой человек,
студент.
Герой "Жизнеописания красавицы Ли" студент Чжэн влюбляется в
певичку Ли, женится на ней, несмотря на разницу сословий. Ли ра-
зоряет его, бросает, но через некоторое время она встречается с
ним уже на грани его голодной смерти, берет его к себе, заботит-
ся о нем и вновь выводит в люди. Автор заявляет идею о том, что
человек может быть благородным, независимо от его сословия и лю-
бовь - это чувство, не знающее сословных границ. Интересен и сам
основной образ новеллы - ведь по сути своей он очень демократи-
чен - можно ли представить продажную певичку героиней, скажем,
античных произведений ?
Особенность такого рода новеллы в краткости, "трафаретности"
изложения чувств героев. Такого рода произведения, мне кажется,
еще далеки от художественного повествования, к которому привыкли
мы на основе современной прозы.
Новелла "Жизнеописание Ин-Ин" уже более сложна и поэтому бо-
лее интересна. В ней описываются чувства студента Чжана и его
двоюродной сестры Ин-Ин. Их любовь осложняется тем, что, видимо,
браки между такими близкими родственниками в Китае были запреще-
ны. В этой новелле чувства героев уже показываются более глубоки-
ми, недаром герои пишут друг другу лирические стихи, которые и
приводятся в повествовании. Любовь их настолько глубока, что да-
же после того, как и Чжан женился, а Ин-ин вышла замуж, она напи-
сала своему возлюбленному стихотворение :
... И если к нам вернетесь снова,
Прошу вас только об одном :
Любовь, что вы мне подарили,
Отдайте молодой жене...
Вообще говоря, новеллы Танского периода еще трудно назвать
полноценными художественными произведениями, однако, они пред-
ставляют собой яркие образцы прозы этого периода Китая и могут
быть интересны и с литературной, и с культурной, и с историчес-
кой точки зрения.