Развитие других портов
Балтийского бассейна
Во внешней торговле России Балтика исторически занимает
важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного
экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы
и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено
как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и
политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.
В порту Санкт-Петербург строятся контейнерный терминал
мощностью 1,5 млн.т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты
инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала:
образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей,
реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5
млн.т нефтепродуктов. С завершением работ терминал будет перегружать до 5,5
млн.т нефтепродуктов в год.
Но на Балтийском море есть и другие российские порты, кроме
Санкт-Петербурга. Конечно, они не такие крупные, но их развитие поможет не
только увеличить объем морских перевозок России, но и значительно снизить нагрузку на петербургский порт.
Выполнены технико-экономические проработки развития порта
Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных
подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.
Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове
для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.
Однако самыми крупными объектами на Балтийском бассейне
являются 3 новых порта на побережье Финского залива – это порт в бухте
Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т), нефтеналивной порт в
районе Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн.т).
Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу
Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено
технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный
грузооборот 7,5 млн.т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт
представляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью
16,5 - 40 тыс.т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс.м3.
Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование
строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в
юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно
предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн.т
в год.
Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных
вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса
входят причал длиной 268 м, подходной канал, вагоноопрокладыватели, складские
площади, перегрузочные механизмы и др.
В настоящее время ведутся работы по образованию территории,
дноуглублению, забивке шпунтовой стенки. Одновременно прорабатываются проекты
последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов,
минеральных удобрений. Ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.
Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от
Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга. Разработано технико-экономическое
обоснование первой очереди строительства: намечается построить комплекс по
перегрузке нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.т за счет средств российских и
иностранных инвесторов. Ввод объекта предусмотрен в 1999 году.
Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением
Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации
единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (республика Коми)
до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов
в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, вновь строящихся участков этой системы
и нефтеналивного терминала портового комплекса. То есть принят южный вариант
транспортировки нефти с Тимано-Печорских месторождений.
Северный вариант транспортировки нефти и строительства порта в
арктическом регионе с транспортировкой морскими судами непосредственно из
районов этих месторождений находится в стадии исследования.
Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности
строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы в направлении
Усть-Луга - Калининград - порты Европы. Однако из-за отсутствия средств на
проектные работы дальнейшие разработки приостановлены.
После распада СССР петербургский порт стал очень перегружен,
так как остался единственным портом России на Балтийском море. Поэтому порт не
справляется с возложенными на него задачами. Чтобы снять нагрузку с
петербургского порта, а также развить торговлю со странами Европы, на
Балтийском море строятся и развиваются новые порты. Но пока они не такие
крупные, как Санкт-Петербург, и не
могут полностью снять нагрузку с этого порта.
Список литературы
В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России. Население и хозяйство.
1997 г.
А.В.Даринский,
И.В.Асеева. География Санкт-Петербурга. 1996 г.
Бикмухаметов Р. Морские порты. 1997 г.
С.В.Саркисов.
Организация перевозок во внешнеэкономических связях СССР. 1990 г.