ВВЕДЕНИЕ
В развитии любого государства значительное место занимает кредитная
система, которая во многом определяет развитие экономики, рост
потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения.
Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие
кредитной системы, на ее формирование, деятельность и соответственно
размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во
многом зависит не только от ее структуры функции, но и размещения банков по
территории государства. Банковская система является одной из важнейших
отраслей, которая влияет на развитие государства. Однако вначале
экономических реформ коммерческие банки вышли из под контроля Центрального
банка и сконцентрировали свою деятельность не на развитие экономике России,
а на получение своей собственной выгоды. Это привело к событиям 17 августа
1998 года и вызвало необходимость реорганизации банковской системы, что
требует глубокого географического изучения. В этих условиях целый ряд
банков было ликвидировано, нанесен значительный ущерб экономике страны и
населению которые доверяли свои вклады банкам. В условиях обострившегося
дефицита, неустойчивости экономики , потери доверия к деньгам и
недостаточной осведомленности, население не проявляет желания активно
взаимодействовать с коммерческими банками. Недостаточное развитие рынка
ценных бумаг связанное с кризисным положением многих предприятий, которые
являются одной из особенностей недостаточного развития Банковской Системы
России. В настоящее время сужено область доверительных операций банков.
Таким образом указанные выше особенности недостаточного развития Банковской
Системы определили неравномерное размещение банков по территории и их
состоянии на данный момент, что определило актуальность темы и позволило
обозначить область рассматриваемых проблем и пути их решения.
Цель дипломной работы является исследование Банковской Системы
России, что потребовало решение следующих задач: . изучение основных этапов развития банковской системы; . исследование Банковской Системы, ее структуры и функции; . выявление основных особенностей размещения банков и пути их развития; . определение значения маркетинга в усовершенствовании Банковской Системы
России .
В основу работы положены: литературные, исторические, статистические, научные материалы. Основными методами исследования являются сранительно- географический, картографический, статистический, исторический и другие методы.
1. Особенности формирования Банковской системы России.
Слово «банк» происходит от итальянского слова «banco». По утрам
итальянские менялы приносили свои скамейки на рынок или в порт, ставили их
у сундуков с монетами разных стран и обслуживали заморских купцов. Со
временем появились меняльные ларьки с дверьми и окнами. Меняльные лавки
одной из итальянских провинций – лобебардии, которые получили признание
далеко за пределом Апенинского полуострова, дали имя Ломбарду - учреждению
принимавшему в заклад ценные вещи под денежный залог. В XV в. такое
кредитное учреждение впервые основали во Франции ростовщики – выходцы из
Ламбардии . /1/
Древнейшей банковской операцией кроме обмена, взвешивания и
определения качества монет, можно считать хранение и перевозку золота и
серебра. Нехватка денег, постоянно испытываемая развивающимися хозяйствами
Европы, послужила введению таких важных банковских новинок, как чеки,
расписки, векселя и даже обязательства государства. Новую страницу в
истории финансов открыли банки, начавшие выпускать подобие бумажных денег.
Те, кто сдавали золотые монеты и драгоценности, получали расписку – note,
подтверждающую вес данных монет и драгоценностей. Так возникло слово
«банкнота». Со временем денежное достоинство было унифицировано банками в
виде крупных сумм: 5, 10, 15, 25, 50, 100. Прототип современных бумажных
банкнот появился в Англии в 1694 г., когда эмиссии денег стали использовать
печатный станок. Стремление банкиров обеспечить стабильность в экономике и
, как следствие, обрести политическую власть привело к тому, что они стали
мощной – «пятой» после парламента, правительства, суда и прессы властью.
/1/
Государство активно стало заниматься операциями с деньгами. Выпуск
денег стал государственным делом, и с развитием денежно-кредитной политики
контрольные функции постепенно перешли к Центральному банку. Его главным
делом стало регулировка размеров государственных денежных резервов, которые
формировали частные банки за счет отчисляемых в определенной пропорции от
привлекаемых этими банками вкладов. /1/
По мере развития промышленности и торговли в банковском деле все
более проявлялась необходимость в учреждениях – посредниках широкого
кредита и платежей. Этим стали заниматься коммерческие банки.
1. Первый этап с 1841 г. по 1917 г.
До проведения одной из важнейших экономических реформ – отмены
крепостного права – банковская система страны состояла в основном из
дворянских банков , сферой их деятельности являлся поземельный кредит,
который предоставлялся под залог помещичьих имений из расчета числа
крепостных «душ», а также драгоценностей. Первый Дворянский банк был
учрежден в 1854 г. с конторами в Петербурге и Москве и назывался «Банк для
дворянства». Кредитованием промышленности и торговли занимались прежде
всего банковские фирмы и менялы, широко процветало ростовщичество. С 60-ых
годов стали учреждаться акционерные коммерческие банки, развитие которых
активизировалось в 90-е годы. /2/
Рождение Б.С.Р. относят к середине прошлого века и связывают с Указами
Николая I (октябрь 1841 г.) о создании первых заведений типа сберегательных
касс и Александра I (май 1860 г.) об образовании Государственного банка
Российской Империи. В 1895 г. по настоянию и инициативе министра (с. 70)
Витте был принят Устав сберегательных касс и они стали называться
государственными, что подчеркивало ответственность государства за собранные средства . /2/
До отмены крепостного права казенные банки в России больше походили на
сберегательные кассы. Началом развития капиталистической кредитной системы
стал созданный в 1860 г. Государственный банк. Банк учреждался для
оживления торговых оборотов и упрочнения денежной кредитной системы. Но с
самого начала законодательство свело на нет его эмиссионные функции. Лишь
несколько десятилетий спустя Госбанку разрешили «временные выпуски»
кредитных билетов с полным покрытием их золотом и обязательным изъятием их
из обращения, если в них не было надобности . /2/
Главным источником средств Госбанка до середины 80-ых г.г. были
оплачиваемые процентами вклады и текущие счета, позже средства
Государственного Казначейства. Этим царский Госбанк отличался от
центральных банков Западной Европы, которые не принимали вкладов, а
сосредотачивали у себя лишь денежные резервы других банков, и развивали
свои операции в основном за счет эмиссии банкнот и собственных средств.
Сначала прибыль не имела определенного назначения. Частично из нее
пополняли резервный капитал, от 3 до 5 % шло на вознаграждение правлению и
служащим. С 1885 г. свободную прибыль стали включать в доходную часть
госбюджета. /2/
Устав Госбанка на протяжении 30 лет оставался неизменным. Россия
нуждалась в широкой и разносторонней организации кредита, то есть
требовалось совершенствование всей банковской системы. В 1892 г. была
создана особая комиссия для пересмотра Устава Госбанка. Новый Устав
Госбанка был утвержден в июне 1894 г несколькими годами позже в связи с
денежной реформой 1895-1897 г.г., Госбанку придали эмиссионную функцию. При
слабом развитии денежного рынка и зависимости госкредита от иностранных
денежных рынков курсы ценных бумаг были весьма не устойчивы . Колебания их
увеличились той особенностью банковской политики России, что шло активное
привлечение иностранного капитала, в основном французского (в 1914 г.
примерно половина акционерного капитала 18 коммерческих банков принадлежала
иностранным партнерам). В этих условиях об миграции государственных и
железнодорожных займов были предметом не только внутренней но и
международной спекуляции. Со своим стремлением поддержать курс госзаймов и
валютный курс рубля министерство финансов и Госбанк России невольно сами
втягивались в биржевые операции. /2/
Динамичное развитие банковской системы России продолжалось до первой
мировой войны, она включала эмиссионный государственный банк, акционерные
коммерческие банки, ипотечные банки, городские банки. Продолжался процесс
концентрации слияния банковских ресурсов. До 80 % капитала акционерных
коммерческих банков которых насчитывалось около 50, было сосредоточено в 18
банков. Из них выделились 5 крупнейших банков - Русско –Азиатский,
Петербургский международный коммерческий, Азово-Донской , Русский (для
внешней торговли) и Русский торгово-промышленный. Собственные капиталы и
вклады этих банков превысили 2 млрд. рублей, или 48 % указанных средств
всех акционерных коммерческих банков. Ведущая пятерка банков имела 418
филиалов по всей стране. Под контролем акционерных коммерческих банков
находилось множество крупнейших промышленных и торговых фирм. Например,
Русско-Азиатский банк контролировал такие предприятия , как Путиловский
завод, Петербургский и Русско-Балтийский вагоностроительный заводы,
Петербургский международный банк представительствовал в 50 акционерных
обществах. /2/
Система ипотечных банков включала 2 государственных – Крестьянский
поземельный и Дворянский земельный, 10 акционерных земельных банков, 36
губернских и городских кредитных обществ. Свыше 60 % общей суммы ипотечной
задолжности приходилось на государственные банки. Городских общественных
банков насчитывалось 317. Они специализировались преимущественно на выдаче
ссуд под городскую недвижимость. Простейшие операции выполняли уездные
казначейства, которых насчитывалось 791. Все выдававшиеся филиалами
кредиты, включая и самые мелкие, утверждались правлением Госбанка. В стране
насчитывалось 1108 обществ взаимного кредита. Кредитные вложения составили
738 млн. рублей. Банковская система России отличалась высоким уровнем
развития кооперации, она проникла во все сферы хозяйственной жизни,
охватила широкие слои населения, компенсировав несоответствия между
количеством акционерных коммерческих банков и огромными размерами
территории страны. /2/
2. Второй этап с 1917 г. по 1990 г.
После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны
подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность
определялись идеологическими и экономическими концепциями партии
большевиков. /5/
Сразу после октября государство энергично приступило к реализации идеи
единого банка. С начало оно овладело Государственным банком, поставив его
на службу Советскому государству. В начале 1917 г. упразднены ипотечные
банки – Государственный, Дворянский земельный банк и Крестьянский
поземельный банк. В конце того же месяца был принят декрет «О
национализации банков», которым банковское дело объявлялось государственной
монополией, а все существовавшие частные банки и банкирские конторы
подписали объединению с Государственным банком. Чуть позже в конце января
1918 г. , акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку
на основе полной конфискации . Объединенный с бывшими частными банками
Госбанк стал называться Народным банком РСФСР. В последующем было принято
еще несколько законодательных актов, решавших судьбу банковской системы
страны. В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита. В
декабре того же года национализируется Московский народный (кооперативный)
банк, который был слит с народным банком республики. Одновременно
ликвидируются городские общественные банки и частные земельные банки.
Наконец в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших
в пределах РСФСР иностранных банков. /5/
В итоге страна получила своеобразный «единый банк» в лице Народного
банка РСФСР. Основное внимание он вынужден был уделять организационным
вопросам, таким как принятие на баланс активов и пассивов
национализированных банков. В ряде случаев эта работа нарушалась из-за
того, что-то или иное учреждение банка, оказавшись на территории,
контролируемой белым движением, подвергалось денационализации. Что касается
выполнению сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел, как
следует развернуть свою деятельность. Это произошло в следствии
усиливавшейся инфляции, а еще больше из-за политики «военного коммунизма».
Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе
народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и
расчетов. По этой причине уже к концу 1919 г. Народный банк РСФСР
фактически прекратил свои операции. Декретом СНК от 19 января 1920 г. он
был упразднен. Многие считали это важным этапом перехода к безденежным
отношениям. /5/
Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики
«военного коммунизма», и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой
экономической политике (НЕПу), включая замену продразверстки продналогом,
после внесения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей
продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-
денежных отношений, создание рынка, укрепление рубля, а также воссоздание
банковской системы. Иным словом, речь шла о переходе к рыночной экономике.
Одним из первых налогов на этом пути стало (в октябре 1921 г.) решение об
учреждении Государственного банка. Постепенно увеличивая сеть своих
учреждений, Госбанк уже через год имел 116 филиалов. В этот период (конец
1922 г.) принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков
– отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного
капитала. /5/
В течении 1922-1925 г.г. создаются акционерные банки : Промышленный
банк, Электробанк, Внешторгбанк, и Среднеазиатский банк, кооперативные
банки : Всехобанк и Укроинбанк, коммунальные банки : Цекомбанк и местные
коммунальные банки, система сельскохозяйственного кредита : Центральный
сельскохозяйственный банк, республиканские банки и общества
сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита. К октябрю 1925
г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений. Из них на долю спец
банков приходилось 752 учреждения (62%), тогда как Госбанк имел 459
учреждений (38%). /5/
В восстановительный период идея «единого банка» оказалась забытой.
Возникшие на ряду С Госбанком СССР специальные банки оказались по сути дела
коммерческими. Необходимость в такой структуре банковской системы
обуславливалась особенностями рыночных отношений периода НЕПа. Однако во
второй половин 20-х г. в связи с отказом НЕПа и переходом к формированию
командно-административной системы управления экономикой вновь была
реанимирована идея «единого банка». В итоге дальнейшие развитие банков было
подчинено именно этой идее. Цель которой была централизация управления
экономической командно-административными методами. Реализация нового
варианта «единого банка» потребовала прежде всего коренной перестройки
сложившейся в период НЕПа системы специальных банков. Она была проведена в
период с 1927 по 1932 г.г. .Начало было положено постановлением ЦНК и СНК
СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах построения кредитной системы», которым
предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и
усиления централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР. Спец
банки становились преимущественно банками долгосрочного кредитования. /5/
Сформированная в СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-
административная система управления экономикой потребовала завершения
централизации банковской системы. В этих целях в 1930 – 1932 г.г. была
проведена кредитная реформа. Её идейная направленность определялась все той
же мыслью о «едином банке». Началом коренной реформы банковской
деятельности послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. о
кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит, он был заменен
прямым банковским кредитованием. В итоге в лице Госбанка был создан единый
центр краткосрочного кредитования. Центральный сельскохозяйственный банк
преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооператино-колхозный
банк. /5/
Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-
административную систему являлось постановление ЦНК и СНК СССР от 5 мая
1932 г. «Об организации специальных банков долгосрочных вложений». Им был
завершен процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных
вложений. Специальный банки становились банками преимущественно
безвозвратного бюджетного финансирования. Всесоюзные специальные банки
организуются в составе Народного комиссариата финансов СССР. Таких банков
было четыре: банк финансирования капитального строительства промышленности
и электрохозяйства (Промбанк) , банк финансирования социалистического
земледелия (Сельхозбанк), банк финансирования капитального строительства
кооперации (Всехобанк), банк финансирования коммунального и жилищного
строительства (Цекомбанк). /5/
Роль Государственного банка страны определена постановлением СНК от 20
марта 1931 г. В нем содержалось два требования , во - первых стать
общегосударственным аппаратом учета производства и распределения продуктов,
во – вторых, обеспечить действенный повседневный контроль рублем за ходом
выполнения планов производства м обращения товаров, за выполнением
финансовых планов. В последующие два десятилетия банки страны совершали
свою деятельность, не подвергаясь сколько -нибудь существенным
реорганизациям. Лишь в 1936 г. Всекобанк был переименован в банк
финансирования капитального строительства торговли и кооперации – Торгбанк.
/5/
Во второй половине 50-х гг. серьезные преобразования коснулись
специальных банков, к сокращению количества банков. С января 1957 г.
прекратил операции Торгбанк. Госбанку были переданы практически все
операции ликвидированного Сельхозбанка. Тем самым Сельхозбанк оказался
включенным в состав Госбанка, который обосновывался необходимостью
сосредоточения в одном банке краткосрочных и долгосрочных операций по
обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и организаций. /5/
Ликвидация Торгбанка, Цекомбанка и Сельхозбанка и передача их операций
в основном Госбанку снова позволили говорить о превращении Госбанка в
«единый банк». Таким образом, в стране осталось три банка : Госбанк СССР,
Стройбанк совершавший операции на внутреннем рынке, и Внешторгбанк – на
внешнем рынке. /5/
В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы сберегательные
кассы, которые до того находились в системе Министерства финансов СССР .
Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов населения перешли в
распоряжение Госбанка и стали использоваться им в интересах кредитования
народного хозяйства. /5/
Каждый из оставшихся трех банков представлял собой сложную
централизованную систему с развитой сетью учреждений на местах. К началу
1986 г. их количественные характеристики выглядели следующим образом.
Самым крупным был Госбанк СССР. Он включал правление, конторы и отделения
(филиалы). Центральное звено – правление, которое руководило всей системой
через конторы – республиканские, городские, областные и краевые, (185
контор) . им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие
практически в каждом административном районе страны. Они обслуживали
предприятия и организации, расположенные на территории данного района и
имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет. /5/
Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной
организацией. Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через
республиканские и областные (краевые) конторы (180 контор). Отделения
открывались с учетом объема финансирования и кредитования капитальных
вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось 908. /5/
Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г.
разветвленную сеть – 78,5 тысяч сберкасс. Общее руководство их
деятельностью осуществлял Госбанк СССР, непосредственным рабочим звеном в
этой системе являлись сберегательные кассы – центральные, кассы первого и
второго разрядов и агентства по всей стране. Внешторгбанк СССР имел
небольшую сеть учреждений – 17 отделений на территории страны и одно в
Швейцарии. В своей работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские
отношения: в 131 стране он поддерживал связи с 1835 банками –
корреспондентами. /4/
Советская банковская система включала в себя также банки за границей с
участием капитала советских организаций . Совзагранбанки и их отделения
работали в следующих странах: во Франции – Коммерческий банк для Северной
Европы в Париже; в Великобритании – Московский народный банк Лондоне с
отделениями в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ – Ост-Вест Хандельсбанк
во Франкфурте – на Майне; в Люксембурге – Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии
– Донау банк в Венне. Вышеназванные банки были созданы для расчетно-
кредитного обслуживания предприятий и организации СССР и других
социалистических стран. Основной задачей этих банков была поддержка
развития внешне – экономических связей страны. Банки выполняли депозитные,
кредитные, расчетные, валютные и прочие операции на международных
финансовых рынках. /4/
В середине 80-х гг. стали предприниматься попытки реорганизации
банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено
провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой
предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою
очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления
воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено
реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с
учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. В
результате была создана система банков в следующем составе: Государственный
банк СССР, Агропромышленный банк, Промышленно-строительный банк, Банк
жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк), банк
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), банк трудовых сбережений
и кредитования населения (Сберегательный банк) /4/
Вся низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным
банкам. За Госбанком сохранялись: в центре – Правление, в союзных
республиках – республиканское звено (Госбанк республики) , в областях,
краях, и автономных республиках – главные управления Госбанка. Благодаря
произведенной реорганизации в одном отделении (филиале банка)
сосредотачивались обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности
предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе
банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными./4/
Одним из существенных недостатков реформы банковской системы является
тот факт, что любое бывшее отделение Госбанка , переданное в состав одного
из специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятие других
отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Отделение,
получившее статус подразделения одного из специализированных банков, по
прежнему оставалось универсальным учреждением . Деление же клиентуры на
«профильную» и «непрофильную», «свою» и «чужую» способствовало
возникновению нездоровых отношений между банками и хозяйствами и вместо
ожидаемого партнерства приводило к серьезным конфликтам. /4/
Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым бывшим
отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из
специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде
областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.
Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в
отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения
банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих
адреса. /4/
Специализированные банки приступили к операциям с 1 января 1988 г..
Механизм управления системой банков усложнялся, разросшийся
административный аппарат своей ложной активностью подмял низовое звено –
отделения, лишив их возможности решать вопросы кредитно-расчетного
обслуживания клиентуры. На рубеже 80-х и 90-х г.г. стала утверждаться
мысль о необходимости перехода к рыночной экономике. Стали создаваться
первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки. Численность
вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возросла. На 1
января 1989 г. в СССР насчитывалось 43 коммерческих и кооперативных
банков, а через два года их число возросло до 1357 , в том числе в России
до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро
расширятся. К этому времени Госбанк СССР стал выполнять функции
Центрального банка. Одновременно те же функции постепенно обретал
Центральный банк РСФСР (Банк России). Тем самым в стране началось
формирование двухуровневой банковской системы. /4/
3. Третий этап с 1990 г. по 17 августа 1998 г.
В этот период возникает необходимость в соответствующей
законодательной базе , юридически запрещающей статус как центрального
банка, так и коммерческих банков. Законы были приняты в декабре 1990 г.. На
союзном уровне Верховным Советом СССР 11 октября 1990 г. были приняты
законы «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской
деятельности», в Российской Федерации – законы о «Центральном банке РСФСР
(Банке России)» и о «Банках и банковской деятельности в РСФСР (2 декабря
1990 г.)». С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков
характеризовалось более быстрыми темпами и определенной уверенностью. /4/
В связи с распадом СССР, коренными изменениями в политике и экономике
банковская система уже не могла эффективно функционировать. Возникла
необходимость в ее новой, второй за последние 10 лет перестройки. Новая
банковская система должна была производится в условиях:
. Масштабных структурных изменений, ведущих к радикальному изменению экономического и политического строя страны;
. Крайней нестабильности, требующей не только оперативного, но и прежде всего долгосрочного, перспективного управления;
. Глубокого кризиса хозяйства (падения производства и его эффективности, инфляция), тяжелейшего состояния денежно-кредитного обращения, расстройства всего финансового хозяйства страны;
. Неудачной текущей политики банка России в 1991 – I полугодие 1992 г., которая привела к ослаблению банковской системы (платежный кризис, кризис наличности , расстройство системы безналичных расчетов, чрезмерно жестокая и непредсказуемая монетарная политика и т.п.). /6/
В конечном итоге существовала необходимость долгосрочной концепции
перехода России к экономике рыночного типа и демократической
государственности, которым соответствует качественная иная банковская
система, нежели для централизовано планетарной экономики и тоталитарного
государства. К сожалению проект такой концепции был разработан О. И.
Лаврушиным, Я. М. Миркиным только в 1993 г. Основными принципами этой
концепции являлись : организация банковского дела в переходной экономике.
Реальная степень «рыночности» будущей банковской системы, соотношение в ней
централизованных и децентрализованных начал. Направленность новой
банковской системы на обслуживание процесса реформ:
. диверсификация собственности (приватизацию, становление независимого частного сектора);
. демонополизацию;
. становление новых рынков (ценных бумаг, земли, основных фондов, страховых услуг, научно-технической продукции и информации и т.п.)
;
. техническую, технологическую и продуктовую перестройку хозяйства, конверсию и сокращение военных расходов;
. перестройку межрегиональных и межреспубликанских связей;
. усилению открытости экономики, интеграцию в микрохозяйственных связей;
. перераспределение положений между центром и регионами. /3/
Кроме того, банковская система, по мнению авторов концепции должна
способствовать развитию различных видов кредитных институтов. Но при этом
не должна нарушатся, строгая система контроля за деятельностью банков со
стороны ЦБ и представительных органов государства. /3/
На тот момент, банковская система являлась важным звеном отечественной
экономики. Именно в следствие значительной аккумуляции денежных средств,
банки могли оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и
на приток денег в казну, путем операции с государственными ценными
бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса, неплатежей банковская
система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих
функционирование экономики. Эффективное перераспределение средств в
отечественной экономике на том этапе способна обеспечить только
государственная программа, разработанная с учетом мирового опыта и
отечественных реалий. /12/
Привлечение зарубежных кредитных ресурсов затруднено по нескольким
причинам. Россия являлась крупным должником. Коррупционные процессы в
государственном аппарате, который собственно и должен заведовать
распределением зарубежных кредитов, серьезно подрывают доверие иностранных
кредиторов и не дают гарантии направления выделенных средств в экономику
страны. До сих пор в России очень высокие инвестиционные риски, частично из-
за отсутствия подобной программы. Иностранные кредиторы зачастую не
заинтересованы в развитии определенных отраслей нашей экономики, и никогда
не будут выделять на это кредитные ресурсы. /12/
Необходимо разработать систему гарантий и поручительств, которые
должны обеспечить приемлемые кредитные риски вложений в предприятия.
Отдельные шаги по упорядочению роли коммерческих банков уже принимаются.
/12/
В 1998 году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже
в первом полугодии ускорился рост неплатежей, стали сокращаться поступления
от экспорта; обострился бюджетный кризис. Спад производства наметившийся в
апреле-мае, во второй половине года приобрел угрожающий характер. Шло
сокращение поступления производственных и топливных ресурсов, что создало
проблемы для функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По
оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в
2,5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.
Ускорился спад промышленного производства, обострилось положение занятости
населения. Продолжается снижение уровня населения. Рост товарооборота
сменился его падением. Резко обострился бюджетный кризис. /24/
Таким образом ретроспективный анализ банковской системы России
позволил выделить три этапа, каждый из которых характеризуется состоянием
как политических, так и экономических сегментов страны. На каждом этапе
банковская система изменялась и реформировалась в направлении наибольшего
влияния на развитие экономики и финансов.
На первом этапе идет зарождение банковской системы, закрепленной
указами Николая I и Александра I. Появились первые сберегательные кассы и
Дворянский банк, который занимался поземельными кредитами. Одновременно
был учрежден Государственный банк. Происходит оживление эмиссионной функции
Госбанка, появление первых ипотечных банков.
На втором этапе происходить координация реконструкции банковской
системы и создания Единого Народного Банка страны, который в последствии
был упразднен, реанимация государственного банка страны, оживление работы
вспомогательных банков (отраслевых и территориальных). Произошла
реконструкция банковской системы, связанная с кредитной реформой 1930 –
1932 г.г. . Госбанку СССР были переданы основные функции денежного
обращения и кредитования внутри страны, выделено три основных банка:
Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк. Это банковская система просуществовала до
1990 года.
Третий этап связан с реформации экономики страны, усиленным развитием
деятельности коммерческих банков и появлением специализированных кредитных
институтов. В результате ухудшения экономической ситуации происходит спад
производства, нарушения товарно-денежных отношений , которые привели к
экономическому кризису и изменению банковской системы.
2. Банковская Система России.
2.1. Структура банков.
Банк –финансово-кредитное предприятие, сосредотачивающее временно
свободные денежные средства (предприятий, организаций и граждан) с целью
предоставления их в кредит за плату (под проценты). В структуре современной
кредитной системы выделяют три основные группы банков : 1) эмиссионные
(ЦБ); 2) коммерческие; 3) специальные кредитные институты (рис. 1) /7/
Инвестиционные банки осуществляют долгосрочное кредитование, в
результате которого возможна реализация крупных научно-технических
проектов. Специализация в области долгосрочного кредитования
целесообразна, так как осуществление крупных инвестиционных проектов
связано со значительным риском. /7/
Специализированные банковские учреждения включают в себя банки,
специализирующиеся на кредитовании отдельных сфер экономической
деятельности. (рис 1) Специализированный небанковские учреждения
объединяют большую группу кредитно-финансовых институтов. Важнейшими
являются: инвестиционные компании, финансовые компании, пенсионные фонды,
сберегательные учреждения, страховые компании, ломбарды. Инвестиционные
компании осуществляются кредитованием мелких и средних фирм. Специальные
программы рассчитаны на менее продолжительный период и осуществляются в
более скромных масштабах, чем в инвестиционных банках . Компании бывают
открытого и закрытого типа. В первом случае инвестиционные компании
обязуются выкупить свои акции, во вторых – нет. Финансовые компании
осуществляют кредитование клиентов путем покупки их долговых обязательств.
Среди финансовых компаний важное место занимают холдинг – компании. Покупка
обязательств позволяет им держать крупные пакеты акций компаний
осуществлять контроль над их деятельностью. К финансовым компаниям
относятся кредитные учреждения, обслуживающие оптовую и розничную торговлю,
и в частности действующие в сфере потребительского кредита. Пенсионные
фонды создаются фирмами для выплаты пенсий рабочим и служащим. Создание
таких фондов позволяет снизить налоговые платежи фирмы и использовать их
средства для покупки акций других компаний, что способствует укреплению
финансовой мощи данной корпорации. Страховые компании осуществляют
страхование жизни и имущества. Ломбарды выдают кредиты под залог вещей .
Сберегательные учреждение -–привлечение мелких сбережений и доходов,
которые иначе не смогут функционировать как капитал . /7/
Рис. 1. Структура Банковской системы России.
По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и
коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является
эмиссионное регулирование; подобная операция, как правило, возложена на
центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные)
банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению
законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения.
Главной задачей таких банков является укрепление позиций денежной единицы
как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные банки не занимаются
кредитованием народного хозяйства и населения; эта операция входит в
компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют самые разнообразные
ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам. /8/
По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие
преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Задача таких банков —
обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в дополнительных
ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности.
/8, 9/
Банки можно классифицировать и по хозяйственному признаку —
промышленные, торговые, сельскохозяйственные (с самой разнообразной
комбинацией отраслей), внешнеторговые. В мировой практике выделяются также
сберегательные, депозитные, инвестиционные, ипотечные банки, в основные
задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение
депозитов (вкладов) и их использование преимущественно для кредитования
других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть
представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи —
различного рода инновационные банки, фонды специального назначения,
общества взаимного кредита, ломбарды, кассы взаимопомощи. /8/
По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и
обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.
Разумеется, на практике трудно встретить тот или иной банк в чистом виде.
Вряд ли найдется, к примеру, крупное кредитное учреждение, которое выдает
только краткосрочные кредиты, только кредиты промышленным предприятиям,
только клиентам отдельно взятого региона. В современном денежном хозяйстве
скорее можно найти комбинацию выполняемых банком операций при сохранении,
однако, главного направления их деятельности, что, собственно, и позволяет
нам выделять отдельные их типы. /9/
Среди критериев классификации кредитных учреждений следует особо
выделить признак собственности. По характеру собственности банки могут быть
государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные,
смешанные. В банках государственного типа признак государственности с
позиции собственности на банковский капитал является основополагающим.
Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность
государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности
денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование
программ развития тех или иных отраслей или регионов через государственную
систему коммерческих банков). На базе государственной собственности в
стране созданы различные отраслевые банки, учредителями которых стали
отраслевые министерства и ведомства. Особенность данных банков состоит в
том, что их стартовый капитал не единственный капитал, скорее он является
акционерным, поскольку может включать в себя другие части, относящиеся к
другим формам собственности. Это, однако, не мешает данным банкам
оставаться государственными по характеру своей деятельности, поскольку они
призваны, прежде всего, содействовать развитию предприятий соответствующей
отрасли народного хозяйства. /9/
Наиболее распространенная форма собственности в современном банковском
деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные
юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание
государственной формы собственности является естественным, может включать в
качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки.
Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это
не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов. /9/
Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз
кооперативов, пайщиками такого банка выступают кооперативы. Обычно это
более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам
деятельности. Совладельцами кооперативного банка могут быть не только
кооперативы (как пайщики, так они в нем преобладают), но и другие лица, в
том числе государственные предприятия. В настоящее время разрешены частные,
муниципальные и смешанные (с участием иностранного капитала) кредитные
учреждения. Важно при этом, чтобы законодательство обеспечивало не только
разнообразие типов банков, но и их равноправие. В любом случае необходимо,
чтобы банк был автономным предприятием. /9/
Таким образом кредитная система в России состоит: во – первых, из
банковской системы, имеющей два уровня: центральный банк (ЦБ) и
коммерческие банки; во – вторых, из кредитно-финансовых институтов,
занимающих третий и четвертый её этажи. Сложность взаимосвязей внутри
данной структуры создает возможности для ее широкого использования,
позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-
денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм
как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.
/7/
1. Центральный банк.
В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк
страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности
каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные. Принципы организации и деятельности Центрального банка
РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются
Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими
федеральными законами. /7/
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат,
территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные
центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,
учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления
деятельности банка . Высшим органом Банка России является Совет
директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления
деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком
России. Совет директоров выполняет следующие функции: 1) во
взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает
выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной
политики; 2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет
его Государственной Думе; 3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не
предусмотренные в смете; 4) определяет структуру Банка России; 5)
принимает решения: о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка
России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка
России; об определении лимитов операций на открытом рынке; об участии в
международных организациях; об участии в капиталах организаций,
обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и
служащих; о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности
Банка России, его учреждений, организаций и служащих; о применении прямых
количественных ограничений; о выпуске и изъятии банкнот и монеты из
обращения, об общем объеме выпуска наличных денег; о порядке формирования
резервов кредитными организациями; 6) утверждает внутреннюю
структуру Банка России; 7) определяет условия допуска иностранного
капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами. /11/
Основными целями деятельности Банка России являются: - защита и
обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам; 1) развитие и
укрепление банковской системы Российской Федерации; 2) обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. /8,7/
Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов
вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка
России. /8/
Банк России выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с
Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему
рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов
в РФ; 5) устанавливает правила проведения банковских
операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6)
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом; 7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных
организаций; 8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными
организациями в соответствии с федеральными законами; 9) осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных
задач Банка России; 10) осуществляет валютное регулирование, включая
операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок
осуществления расчетов с иностранными государствами; 11) организует и
осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через
уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской
Федерации;12) принимает участие в разработке прогноза платежного
баланса Российской Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации; 13) в целях осуществления указанных
функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской
Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие
материалы и статистические данные. Для реализации возложенных на него
функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства
Российской Федерации. Банк России и Правительство Российской Федерации
информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих
общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят
регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов
РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и
погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной
политики. /8/
Функции Центрального Банка
Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ:
осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного
регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских
институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е.
осуществление банковского надзора; функция финансового агента
правительства. (рис.2) /7/
Рисунок 2. Основные функции центрального банка России.
Эмиссия банкнот. За Банком России как представителем государства
законодательно закреплено осуществление эмиссия наличных денег,
организация их обращения и изъятия из обращения на территории
Российской Федерации. Совет директоров принимает решение о выпуске в
обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и
образцы новых денежных знаков. В целях организации наличного денежного
обращения на территории Российской Федерации на Банк России
возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их
резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных организаций; установление признаков
платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и
монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых
операций. /7,11/
Проведение денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика ЦБ
представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение
денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и
других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель -
регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного
денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и
безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Денежно-кредитная
политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии -
кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения
производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды
экономических подъемов - кредитная рестрикция. ЦБ использует при проведении
денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по
форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия
(предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров,
устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). Все
эти методы используются в единой системе. Основными инструментами денежно-
кредитной политики ЦБ являются: 1) изменение норм обязательных резервов,
размещаемых коммерческими банками в ЦБР; 2) регулирование официальной
учетной ставки; 3) проведение операций с ценными бумагами и иностранной
валютой. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики
зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития
страны. (рис. 2) /10,11/
Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее
установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих
долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных
вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции Центробанка на
открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов,
имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо
расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на
ликвидность банков ( соответственно уменьшая или увеличивая её ). Это
воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки
у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой
рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с
денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая
или уменьшая её отклонение от рыночного курса. Операции на открытом рынке
различаются в зависимости от: условий сделки: купля-продажа за наличные или
купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;
объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и
более) операции с ценными бумагами; сферы проведения операций: только на
банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
способа установления ставок: определяемых или центральным банком или
рынком. /10/
При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право
осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными
организациями: 1) предоставлять кредиты на срок не более одного
года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не
установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и
продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило,
товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 3)
покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 4)
покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные
бумаги со сроками погашения не более одного года; 5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в
иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными
организациями; 6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и
иные виды валютных ценностей; 7) проводить расчетные, кассовые и
депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и
иные ценности; 8) выдавать гарантии и поручительства; 9) осуществлять
операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления
финансовыми рисками; 10) открывать счета в российских и
иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и
иностранных государств; 11) осуществлять другие банковские операции от
своего имени, если это не запрещено законом. Обеспечением для кредитов
Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в
различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной
валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные
бумаги. /7/
Проведение валютной политики. Банк России представляет интересы
Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных
государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ является проводником государственной
валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на
укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту
функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" и федеральными законами. От имени
правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является
традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он
осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов,
участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как
правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-
кредитных организациях. Для осуществления своих функций Банк России
может открывать представительства в иностранных государствах. /7,11/
Рефинансирование коммерческих банков. Рефинансирование коммерческих
банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они
испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования -
воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию
рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков. Кредиты
рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим
временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: формы
обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые
кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков
предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день
или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и
продленные сезонные кредиты). /7,8,11/
Регулирование деятельности кредитных институтов. Банк России является
органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных
организаций. Регулирование кредитных организаций - это система мер,
посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и
безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие
процессы в банковском секторе. Контроль за деятельностью банков проводится
с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает
целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности
в соответствии с действующим законодательством. Главная цель банковского
регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской
системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России
не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций,
за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При
осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих
банков Банк России: 1) устанавливает обязательные для кредитных
организаций правила проведения банковских операций, ведения
бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности, 2) регистрирует кредитные организации в Книге
государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
/7,8/
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления
информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ
имеет право требовать от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать
проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае
невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной
организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов
(вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации
штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не
более 1 процента от минимального размера уставного капитала; 2)
потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по
финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения
структуры активов; б) замены руководителей кредитной организации; в)
реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации
обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на
осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций,
предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на
открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную
администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18
месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в
порядке, предусмотренном федеральными законами. /10/
Функция финансового агента правительства. Являясь по своему статусу
финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и
погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению
текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из
обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств
при осуществлении расчетов правительства с другими странами. Важная роль ЦБ
в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие
государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует
его функции кредитора государства. Основная форма государственных
заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов
и государственного бюджета - государственные займы. Государственные займы
используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством
аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических
лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и
оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или
безбумажной форме. Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ
осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу
государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу
кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все
мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет
министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления
государственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром
правительства. Единство кассы предоставляет министерству финансов
возможность осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его
счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию
государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов
каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности
бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому
исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового
исполнения центральным банком дает возможность отделить функции
распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые
выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих
средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются
необходимые условия для контроля за целевым использованием бюджетных
средств. /7,8,11/
Отчетность и аудит Банка России
Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает: 1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса
РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-
кредитной политике, проведенных Банком России; 2) годовой баланс, счет
прибылей и убытков, распределение прибыли; 3) порядок формирования и
направления использования резервов и фондов Банка России; 4)
аудиторское заключение по годовому отчету Банка России. (Решение об аудите
ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление
банковского аудита Государственная Дума принимает до завершения
отчетного года. В соответствии с заключенным с аудиторской фирмой
договором Банк России обязан представлять отчетность и информацию,
необходимые для проведения аудиторской проверки.) По итогам рассмотрения
годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Банк
России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной
балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка
России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется
Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. /8/
2.1.2. Коммерческие банки.
Основное назначение коммерческого банка – посредничество в
перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к
покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках
осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения:
инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и
т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных
признака, отличающие их от всех других субъектов. /5/
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми
обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства
(депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким
образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги,
выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров,
которые не выпускают своих собственных долговых обязательств. Во-вторых,
банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной
суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Эти банки отличаются
от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с
изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих
акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих
банков основываются на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ».
В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные
кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом
рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка –
продажа и хранение ценных бумаг, иностранной волюты, привлечение средств во
вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных
обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п. /10/
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности
– частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность
создание банков, основанных исключительно на государственной форме
собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут
осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования
уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных
инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием
иностранного капитала на территории Российской Федерации, утвержденным ЦБ
РФ 08.04.93 г., понимаются: совместные банки, т.е. банки, уставной капитал
которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов; иностранные
банки-банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;
филиалы банков-нерезидентов. /5/
Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных
инвестиций принимается советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит
участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения на
участие иностранного капитала преследует цель создать наиболее
благоприятные условия для становления отечественных коммерческих банков и
защиты от экспансии зарубежных банков. /11/
По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на
акционерные (открытого и закрытого типа) и паевые. Возможность создания
банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому)
исключается действующим законодательством, согласно которому уставный
капитал банка формируется из средств не менее трех участников. /5/
Если на начальном этапе формирования кредитной системы коммерческие
банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа
характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых
банков в форме акционерных обществ. Для акционерного общества характерно,
что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк. Паевые
коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, поскольку
каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала. Эти
банки организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью,
т.е. общества ответственность каждого пайщика ограничена пределами его
вклада в общий капитал банка. Расширение уставного фонда может
осуществляется как за счет внесения участникам дополнительных взносов, так
и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых
участников и размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем
собрании участников. /5/
У банков, функционировавших как акционерное общество, уставный
капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости,
размещаемых среди юридических и физических лиц. Акционеры не вправе
требовать от банка возврата вклада, что повышает устойчивость и надежность
банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью.
Акционерные банки бывают закрытого и открытого типов. Акции банков
открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других
акционеров и распространяется в порядке открытой подписки. Подписка на
ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не
утверждается за ранее учредителями или руководящими органами банка-
эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая
подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности. /5/
Организационное устройство коммерческих банков соответствует
общепринятой схеме управления акционерного общества. Высшим органом
управления коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое
должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствует
представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее
собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в
заседание принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка. /5/
Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На
него возлагается также наблюдение и контроль за работой правления банка.
Состав совета, порядок и сроки выборов его членов определяет общие
направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других
планов банка, утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка,
рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие
вопросы, связанные с деятельностью банка, его взаимоотношениями с клиентами
и перспективами развития. /5/
Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит
правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и
советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента),
его заместителей (вице-президентов) и других членов. При правлении банка
обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. Функции
кредитного комитета входит : разработка кредитной политики банка,
структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по
предоставлению наиболее крупных ссуд; рассмотрение вопросов, связанных с
инвестированием, ведением трастовых операций. Ревизионная комиссия
избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка . В состав
ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления
коммерческого банка. В целях обеспечения гласности в работе коммерческих
банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые
балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях
и убытках должны публиковаться в печати. В целях оперативного кредитно-
расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка,
территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он
может организовывать филиалы и представительства при этом вопрос об
открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть
согласован с государственным управлением центрального банка по мету
открытия филиала или представительства. Филиалами банка считаются
обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его
нахождения и осуществляющие все или часть его функций филиал не является
юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в
пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет
иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его
создавшего. Представительство является обособленным подразделением
коммерческого банка,расположенным вне места его нахождения, не обладающим
правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно
создается для обеспечения представительских функций банка, совершения
сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-
кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для
осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет. /5/
Одной из важных функций коммерческого банка является посредничество в
кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств,
временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и
денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции
коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения
ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных
связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия
промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях
платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства
формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате
достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве,
соответствующее рыночному типу отношений значение посреднической функции
коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики заключается в
том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности
в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов
к заемщикам и без посредничества банков. Однако при это резко возрастают
риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду , и возрастают общие
издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о
платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных
средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие
банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в
соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации
своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенные в
банке. /5/
Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование
накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки , выступая на финансовом рынке
со спросом на кредитные ресурсы должны не только максимально мобилизовать
имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные
стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению средств и сбережению
денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики
коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам,
кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения
накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантии служит формирование фонда
страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банков.
Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет
доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющихся
у кредиторов средств, он должен иметь достаточную информацию о финансовом
состоянии банка, чтобы самому оценить будущих вложений. /5/
Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными
самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка
получает развитие такая функция, как посредничество в операциях с ценными
бумагами , банки имеют право выступать в качестве инвестиционных
институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в
качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании
и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки
выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и
по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. /5/
Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги
своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет
на себя роль инвестиционной компании то он занимается организацией выпуска
ценных бумаг и выдачей гарантией по их размещению в пользу третьего лица,
куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе
путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги
«цены продавца» и «цены покупателя», по которым он обязуется их продавать и
покупать . Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего
имени и все риски связанные с таким размещением, все доходы и убытки от
изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет
акционеров банков, то он выступает в качестве инвестиционного фонда.
Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие
в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами , имеющих
квалификационный аттестат Министерства финансов РФ дающей право на
совершение операции с привлечением средств граждан. /12/
Коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции и
сделки: 1) привлекают вклады и предоставляют кредиты по согласованию с
заёмщиком, 2) ведут расчёты по поручению клиентов и банков –
корреспондентов и их кассовое обслуживание, 3) открывают и ведут счета
клиентов и банков корреспондентов, в том числе иностранных, 4) финансируют
капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей
инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка, 5)
выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги,
осуществляют иные операции с ними, 6) выдают поручительство, гарантии,
иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной
форме, 7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц
и продают им наличную и иностранную валюту, 8) покупают и продают в стране
и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них, 9) привлекают
и размещают драгоценные металлы во вклады , 10) привлекают и размещают
средства и управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые
операции), 11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют
лизинговые операции. (рис. 3) /9/
Указанные операции могут проводится как в рублях, так и в валюте при
наличие соответствующей лицензии Центрального банка. Внутренняя лицензия
дает право на : 1) ведение счетов в иностранных валютах клиентах банка, при
условии открытия коммерческим банком корреспондентского счета в кредитном
учреждение обладающим генеральной лицензией , 2) проведение расчетов,
связанных с экспортно-импортными операциями клиентов банка в форме
документального аккредитива, банковского перевода, 3) привлечение и
размещение средств в иностранных валютах в форме кредитов, депозитов,
вкладов, а также выдачу гарантии в пользу клиента в иностранной валюте (в
пределах собственных валютных средств), 4) посредничество на комиссионной
основе при обмене средств валютных клиентов банка. Генеральная лицензия
дает возможность коммерческому банку устанавливать прямые корреспондентские
отношения с иностранными банками. Коммерческие банки имеющие генеральную
лицензию могут открывать корреспондентские счета для проведения валютных
операций другим коммерческим банком. /9/
-----------------------
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОСИИ
ЦБ
Коммерческие
банки
Специализированные кредитные институты
Инвестиционные
банки
Специализированны банковские учреждения
Специализированные небанковские учреждения
Внешне торговые банки
Ипотечные банки
Другие банки
Сберегательные учреждения
Страховые компании
Пенсионные фонды
Инвестиционные компании
ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Кредитные
Комиссионные
Пассивные
Активные
Переводные
Аккредитивные
Под товары
Доверительные
Торгово-
комиссионные
Срочные
До востребования
Бессрочные
Текущие
Реальные
Мнимые
Под векселя
Под акции и облигации
Под бланк фирмы
Функция ЦБР
Рефинансирование коммерческих банков
Финансовый агент правительства
Валютная
политика
Эмиссия
банкнот
Регулирование деятельности кредитных институтов
Денежно-
кредитная политика
Операции на открытом рынке
Регулирование официальной учетной ставки
Изменение норм обязательных резервов