Аварцы
Самоназвание
- маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.;
иберийско-кавказская языковая группа) расселены в центральном и западном
Дагестане, в бессейне притоков реки Сулак. С ними родственны по происхождению,
культуре и языку андийские (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы,
каратинцы, тиндалы, чамалалы) и дидойские (бежтинцы, гинухцы, гунзибцы,
хваршины, цезы-дидойцы) народности, населяющие бассейны рек Андийское и
Аварское Койсу, а также арчинцы (верховья реки Кара-Койсу).
Традиционные
занятия: скотоводство и земледелие. Ремесла: суконное ткачество, безворсовые
ковны и ковровые изделия (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата,
Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню
и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное , медночеканное,
оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое
шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль).
Хозяйство
многоотраслевое: животноводство, полеводство, садоводство. Многие аварцы заняты
в промышленности. Значительного расцвета достигли литература и искусство.
Выросли кадры национальной интеллигенции.
Аварцы
- мусульмане-сунниты шафиитского толка. До принятия ислама среди аварцев было
распространено христианство, проникшее в 4-5 вв. с территории соседней Грузии.
Первые
попытки обратить аварцев в ислам предпринимались еще в 7-8 вв. арабами,
окончательно он утвердился к 15 в. Наряду с ортодоксальным исламом среди
аварцев утвердился и суфизм накшбандийского толка, с так называемым
"спокойным" или "тихим" зикром, без танцев.
В
годы советской власти аварцам удалось не утратить формы бытования как суфизма,
так и ортодоксального ислама. Несмотря на преследования, кое-где остались живые
носители исламской традиции: шейхи и богословы-алимы. Негласно многие селения
имели мечеть. В настоящее время активно строятся мечети, распространяется
арабская грамотность. Неумение совершать намаз в общественном мнении
осуждается. Широко отмечаются главные мусульманские праздники - Разговления и
Жертвоприношения. Не менее популярен мавлид - день рождения Пророка.
Распространен культ святых. Сохраняются некоторые элементы домонотеистических
верований: вера в демонов, соблюдение сельскохозяйственной и семейной
обрядности. В последнее время среди аварцев распространились ваххабитские идеи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru