Гаучо, легендарные латиноамериканские ковбои
Алекс Громов
Гаучо
– это романтическая история и современность Аргентины, часть ее экзотического
имиджа - «Настоящий пончо, гаучо! Истинно аргентинский чай, мате гаучо!».
Сортихо, аргентинская конная спортивная игра – не что иное, как «искусство
гаучо». И звучащие вечерами в аргентинских городах куплеты под гитару,
«пажадора» - тоже «песни гаучо». А азарт и безрассудство, когда ставки велики –
такие, как у «настоящего гаучо». Да и сам настоящий аргентинец - тоже гаучо!
Лошади,
когда-то завезенные в Латинскую Америку конквистадорами, разбрелись по
аргентинской пампе (это бесконечные травянистые степи) и стали свободно
размножаться на воле. Аргентинские земли 17-го века буквально наводняли табуны
диких лошадей «багуалес», бродивших среди невообразимого моря коровьих стад.
Поэтому и возникли животноводческие фермы, где жили в основном в глинобитных
хижинах, крытых соломой, потомки испанцев – креолы. Здесь каждый был сам себе хозяином и власть
далекого испанского короля была скорее символичной, чем реальной. Именно из
свободных скотоводов и получился гаучо – не знающий ни страха, ни упрека герой,
ценящий в жизни только надежность лошади и преданность бегущего рядом пса,
гитару и свою женщину.
Среди
них были воины и поэты, романтики и разбойники. Неслучайно их называли
«рыцарями пампы». Друзья гаучо были лишь лошадь, собака, матэ и гитара.
Долгое
время гаучо были «в тени» - о них знали, но никто не рисковал претендовать на
их земли. О них вспомнили в то тяжелое время, когда нужна была своя армия - в
1776 году, во время военного конфликта, португальцы попытались расширить земли
своей колонии Бразилии к югу, и уже казалось бы не было силы, которая способна
была их остановить, то именно конные отряды гаучо разгромили захватчиков.
Они
же спасли Аргентину во время английской интервенции 1807 года, а потом стали
основой армии креолов в войне 1810 года за независимость.
Они
были героями партизанской войны – ночные и круговые атаки становилась войсковой
тактикой. А потом бесстрашные наездники стали победителями и в первых
аргентинских гражданских войнах. Но это и стало начало их конца - в новой
Аргентине, где стала править буржуазия, они стали просто не нужны и даже опасны
– гаучо никогда не платили налогов, не выполняли никаких государственных
повинностей. «Жизнь обретала новые формы, и уже не была той, при которой могли
существовать гаучо».
Гаучо
теперь нужны были лишь как красивая легенда - «В гаучо больше не нуждалась
несправедливая родина – и он великодушно ушел. Мы видели его исчезавшим за
родным пригорком, верхом на лошади, не спеша – чтобы не подумали, что из-за
боязни, мелькнувшим на буреющем закате в последний раз в своем потрепанном
сомбреро, с пончо, свисшим с плеч как складки приспущенного флага. Аргентинская
земля – его могила, и на ней начертана эпитафия: «Он умер красиво ".
Дети
в школах учат классику - поэму Хосе Эрнандеса "Мартин Фьерро",
посвященную романтике гаучо.
Быт
гаучо был прост и суров. Это была целая культура, которой в настоящем просто не
было места.
А
дальше началась романтика, рассчитанная на туристов, стране нужен был свой
латиноамериканский ковбой. И гаучо «появились» снова, их можно встретить в
Аргентине не в глуши, а возле больших городов. Ведь «настоящих гаучо в
Аргентине не осталось. А какие есть - все бутафорские". Хотя многие
аргентинцы искренне хотят стать похожими на своих свободолюбивых предков и
пытаются вести подобный образ жизни.
В
Аргентине есть многочисленные места, где можно насладиться кухней гаучо и даже
поучаствовать в их традиционных состязаниях, когда романтически, по-ковбойски,
выбирали девушку. А заодно можно и полюбоваться красивыми памятниками,
заботливо поставленными гаучо прошлых столетий, многие из которых были
безжалостно истреблены в борьбе со властями .
Гаучо
стали символом свободы – ведь они когда-то зависели только от погоды.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.americalatina.ru