Ульчи
Самоназвание
нани - "местные жители", общее для ряда народов Приамурья. В прошлом
известны как ольчи, мангуны. С 1926 г. принято официальное название ульчи, в
настоящее время функционирующее как самоназвание.
Живут
в девяти поселках в нижнем течении р. Амур (Ульчский р-н Хабаровского края).
Численность по переписям: 1896 г. - (ольчи) 1455, 1989 г. - 3233. Ульчи
являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской
расы, с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа, что объясняется их
длительными контактами с нивхами.
Язык
входит в южную (амурскую) ветвь тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой
семьи. Наряду с языками нанайцев и сроков содержит реликты древнеалтайской
лексики, что позволяет считать предков ульчей древнейшими жителями Приамурья.
Религия:
с 60-х гг. XIX в. на Нижнем Амуре начинает работать христианская миссия,
деятельность которой не дала значительных результатов. Аналогичные последствия
имела и просветительская работа. Было основано несколько одногодичных
церковно-приходских школ, в которых обучалось небольшое количество ульчских
детей. Организационные и финансовые проблемы, в начале XX в. привели к
практически полному их закрытию.
Для
ульчей была характерна высокая степень интеграции культуры с другими народами
Амура. Это объясняется, с одной стороны, общим субстратом, лежащим в основе их
формирования, с другой, этнической неоднородностью ульчского ареала на поздних
этапах их истории. В составе современных ульчей есть роды эвенкийского,
негидальского, орокского происхождения. Многое в культуре ульчей сближает их с
нанайцами и нивхами.
Ульчи
вели оседлый образ жизни, история некоторых их поселений насчитывает десятки и
даже сотни лет. Основу их экономики составляло комплексное промысловое
хозяйство, в котором ведущее положение занимало рыболовство, регламентирующее
образ жизни и занятия другими хозяйственными отраслями, затем, по уменьшению
степени значимости, или таежный промысел и охота на морских животных.
До
середины XIX в. в общественной жизни ульчей большое значение имели традиционные
родовые институты" основными функциями которых состояли в регулировании
брачных отношений" реализации норм родовой взаимопомощи и т.п. Смешанный в
этническом плане характер поселений, влиял на повышение социальной значимости
соседских связей в сфере экономики.
Традиционная
идеология ульчей, как и других народов Приамурья выражена шаманизмом. Наряду с
ним, большую роль в общественной жизни ульчей играла система культов:
промыслового, семейных, предков.
С
середины XIX в. начинается активное освоение Нижнего Амура русскими, поселения
которых ставились рядом с ульчскими. С установлением прочных экономических
связей с русскими, ульчи осваивают огородничество, занимаются извозом,
рыболовство приобретает товарный характер. Распространение товарности в
промысловом хозяйстве вело к изменению принципов использования угодий, ранее
определявшемся приоритетом занятия мест промысла, в виде закрепления за родами
исключительного права на их эксплуатацию.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru