Реферат по предмету "География"


Финно-угорские народы

Финно-угорские народы

После
славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех
народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на
территории России. У нас они представлены 16 народами, пять из которых имеют
свои национально-государственные, а два - национально-территориальные
образования. Остальные дисперсно расселены по всей территории страны.

По
данным переписи 1989 г., в России насчитывалось 3184317 представителей
финно-угорских народов. Из них численность мордвы составляла 1072939 человек,
удмуртов - 714833, марийцев - 643698, коми - 336309, коми - пермяков - 147269,
карел - 124921, хантов - 22283, вепсов - 12142, манси - 8279, ижорцев - 449.
Кроме того, здесь проживало 46390 эстонцев, 47102 финна, 1835 саамов, 5742
венгра, других представителей малочисленных финно-угорских народов и этнических
групп, таких, как сету, ливы, водь и др.

Значительная
часть финно-угров живет в "титульных" субъектах Федерации: республиках
Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Коми-Пермяцком
автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе. Диаспоры их имеются в
Вологодской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской,
Пензенской, Пермской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской,
Тверской, Томской, Ульяновской областях, а также в Ненецком и Ямало-Ненецком
автономных округах, в республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашии.

Российские
финно-угорские народы, кроме коми-пермяков, имеют одну общую черту: проживание
в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Для их
этнокультурного, языкового и социального развития важное значение имеют и такие
факторы, как компактность расселения и удельный вес в национально-административных
образованиях.

Характерной
их особенностью является открытость к этнокультурному взаимообмену. Поиск путей
укрепления связей с родственными народами не разрывает традиционные культурные
контакты с другими народами. Финно-угры сберегли и сохранили свои языки,
основные элементы культуры. Связь с этнической традицией в сфере культуры в
основном выражается у них в национальных песнях, музыке, танцах, в национальных
блюдах, одежде, а также в сохранении некоторых старинных обрядовых действий,
например, свадебных, похоронных, поминальных и т.д.

Сейчас
изучается большинство языков финно-угров, за исключением языков сеть, води,
ижоры. Как учебный предмет преподаются вепсский, карельский, коми,
коми-пермяцкий, манси, марийский (горный, луговой), мордовский (мокша, эрзя),
саамский, удмуртский, финский, хантыйский (три диалекта) языки. Коми,
марийский, мордовский, удмуртский являются языками обучения в начальных
классах, остальные изучаются как учебный предмет в средних школах. Изучение
саамского, ханты, манси языков ограничивается преимущественно начальной школой.

Субъекты
Федерации, в которых представлены финно-угорские народы, федеральные органы
власти, уделяют немало внимания развитию культур, языков этих народов.
Разработаны и приняты законы о культуре, в ряде республик - о языках
(республики Коми, Марий Эл), в других республиках законопроекты о языках на
стадии подготовки. Подготовлены и действуют региональные программы
национально-культурного развития народов, в которых значительное место занимают
конкретные мероприятия по вопросам национальной культуры, образования, языков.

В
Республике Карелия стремятся совершенствовать законодательство с целью защиты
интересов коренных малочисленных народов. Здесь действует закон об образовании,
в котором определено, что карелы и вепсы имеют право обучаться на своем родном
языке. Закон о культуре признает приоритет развития культуры этих народов. В
каждом законодательном акте упор делается на оказание поддержки представителям
малочисленных коренных национальностей. И это не случайно. Ведь карелы
составляют всего 10%, а вепсы - менее 1% от общей численности населения
республики.

В
республиках Коми, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, в Ханты-Мансийском АО
располагают собственными концепциями и программами национального развития. В Республике
Марий Эл создан Фонд развития культур финно-угорских народов.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.