Цахуры
Цахуры,
народ в Российской Федерации
(в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность -
20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы
нахско-дагестанской группы северокавказской семьи; делится на цахский и
гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в Рос.
Федерации) языки. Верующие -мусульмане-сунниты.
В
Дагестане Цахуры населяют высокогорную зону - труднодоступный Рутульский район,
верховья р. Самур, в Азербайджане - южные склоны Главного Кавказского хребта.
Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые
сведения о Цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках 7 в., где
они названы "цахай-ки". Цахуры были одним из народов, входящих в
состав Кавказской Албании. После еe распада на территории Цахуров сложилось
политическое образование с центром в Цахуре (Цуке-тия).
В
19 в. Цахуры вошли в состав Российской
империи
. Многие семьи перекочeвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана
в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал. Горное земледелие было
богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. Женщины занимались
обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и
паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, с.-х.
рабочие и др.).
В
современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается
земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки
волов. Поселения дагестанских Цахуров расположены на труднодоступных вершинах
хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах.
Традиционная
мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска
(чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный
плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины,
каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи),
сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный
элемент одежды мужчин - кожаный пояс с кинжалом.
Женская
одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби),
передник, головные уборы: чухта, платок, местами - шапочка-чепец (дугмаче),
покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Теплой
одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пeстрые шерстяные
носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения -
налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые
монеты, подвески, вышивка. Ныне из тра-диционнго костюма сохранились шубы,
вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.
Традиционная
пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали
незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространeнным блюдом
были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с
начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из
пшеничной, овсяной, пол-бовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с
разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог,
масло, из овечьего - сыр.
Был
известен колыбельный сговор. Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и
гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Основной формой семьи была
малая семья. Неразделeнная семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до
20-30-х гг. 20 в. (30-35 чел., трeх-четырeхпоколенный состав). Обычай избегания
существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами
было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась
эндогамия в пределах тухума.
Широко
отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны - Навруз (Юхьванин
йыгь), первой борозды. На Навруз готовили особое блюдо из зeрен и вяленого
мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые
песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками,
собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний
праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трeх
дней. Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на
родном и азербайджанском языках, рассказы, сказки, плачи - на родном.
Музыкальные инструменты - тар, саз, зурна, барабан.
Сформировалась
национальная интеллигенция. Происходит возврат к письменности на родном языке
(цахурский алфавит на латинской основе был составлен в нач. 1930-х гг.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru