Министерство образования и науки Украины Национальный горный университет Институт экономики Факультет менеджмента Реферат по дисциплине «Международные экономические отношения» на тему: «Международные организации как механизмы регулирования международных отношений» Выполнила: ст.гр. МО-01-1 Мазина Мария Проверила: Шлыкова В.М. Днепропетровск 2003 Содержание Введение 2 Организация
Объединенных Наций (ООН) 3 Международный валютный фонд (МВФ) 4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР) 5 Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 5 Организация Североатлантического договора (НАТО) 6 Европейский союз (ЕС) 7 Совет Европы 7 Другие региональные структуры 8
Заключение 10 Литература 11 Введение Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. Поэтому я считаю необходимым рассмотрение данной темы.
Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое. Международные организации разделяют на две основные группы. 1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование
основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации. 2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. Межгосударственные организации оказывают более ощутимое воздействие
на международно-политическое развитие. Международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г 2420, в 1987 г 4235, в 1998г 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных взаимодействий.
В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Они различаются по кругу участников (универсальные и региональные), функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий (основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать
следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями. Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую
жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений, по моему мнению, и заслуживает специального рассмотрения. Организация Объединенных Наций (ООН) Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии.
Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира. Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития. Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения. ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права.
По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни. В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
В ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках функционального предназначения. ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы. Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов.
В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые
играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия. Международный валютный фонд (МВФ) Межправительственная организация, регулирующая валютно-кредитные отношения между государствами-членами. МВФ оказывает своим членам финансовую помощь при валютных затруднениях,
вызванных дефицитом платежного баланса, предоставляя им краткосрочные и среднесроч- ные кредиты в иностранной валюте. Фонд проводит операции лишь с официальными финансовыми органами государств. Конференция ООН по валютам и финансам в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. приняла устав ("Статьи Соглашения") МВФ, который вступил в действие в декабре 1945 г. Реальная деятельность фонда началась в 1946-47 г.
Позже устав организации несколько раз пересматривался по мере эволюции мировой финансовой системы. Цели МВФ: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений
между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов. МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. В настоящее время фонд объединяет 183 государства.
Его капитал образуется из взносов государств-членов в соответствии с устанавливаемой для каждой страны квотой. Квота определяет количество голосов, имеющихся у государства-члена МВФ - каждая страна имеет 250 голосов, плюс по одному голосу за каждые 100 тыс. SDR (Special Drawing Rights, специальные права заимствования). Высший орган фонда - совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена назначаемыми на пять
лет управляющим и его заместителем (обычно это министр финансов или глава центрального банка и его заместитель). Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Мировой банк или Всемирный Банк, а именно так обычно называют МБРР, хотя группа Всемирного банка включает в себя Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК),
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС), сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам-членам. МБРР является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. На 2000 год его владельцами являются 182 страны-члена
Банка. Страны, подающие заявку на вступление в члены Банка, должны сначала быть принятыми в родственную организацию МБРР - Международный валютный фонд. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев (составляет около 6%) . Основные направления деятельности
МБРР: среднесрочное и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов; подготовка, техническое и финансово-экономическое обоснование инвестиционных проектов; финансирование программ структурной перестройки в развивающихся и пост-социалистических странах. Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет. Сам МБРР получает средства главным образом путем заимствований на международных рынках капитала.
Высший орган управления - совет управляющих. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Эта структура, на протяжении более чем двух десятилетий называвшаяся Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относящиеся к разным
общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте. В 1994г. на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 г.
Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии. В деятельности ОБСЕ стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-
политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности. Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из
центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать эту тенденцию
и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте. Организация Североатлантического договора (НАТО) Организация Североатлантического договора (НАТО) включает 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности.
В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п.
Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.
Европейский союз (ЕС) Европейский союз (ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию. Главной сферой интеграционного развития в рамках
ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности. В целом сам факт существования Европейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами.
Вместе с тем ЕС становится все более заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене. Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными
проблемными международно-политическими ситуациями. В некоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногда интеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенных международно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активную политику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощь постсоциалистическим странам.
Совет Европы Совет Европы возник в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав 41 государство. Цель этой организации - добиваться сближения между государствами-участниками путем содействия расширению демократии и защите прав человека, а также сотрудничеству по вопросам культуры, образования, здравоохранения, молодежи, спорта, права, информации, охраны окружающей среды. По всем основным направлениям своей деятельности Совет
Европы осуществляет многочисленные мероприятия, содействующие не только развитию сотрудничества между государствами-членами, но и формированию некоторых общих для них ориентиров в организации общественной жизни. Особое значение имеют свыше 170 разработанных и принятых общеевропейских конвенций, соблюдение которых обязательно для ратифицировавших их государств. Совет Европы является авторитетной международной организацией, само участие в которой служит для всех
государств-членов своего рода свидетельством их соответствия высоким стандартам плюралистической демократии. Отсюда возможности воздействия на те страны, входящие в Совет (или кандидатов на присоединение к Совету Европы), где на этой почве возникают те или иные проблемы. Вместе с тем это может вызывать опасения соответствующих стран относительно недопустимого вмешательства в их внутренние дела. Другие региональные структуры
В Европе, в сравнении с другими регионами, существует значительно более плотная и более развитая сеть международных организаций. Вместе с тем хочу отметить и некоторые внеевропейские региональные организации общей компетенции, объединяющие в своих рядах все или большинство стран соответствующих регионов и являющиеся достаточно заметным фактором современного международно-политического развития. Организация Африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г является самой крупной из региональных
организаций по количеству участников и насчитывает свыше 50 государств-членов. Ее институциональная система включает ежегодную Ассамблею глав государств и правительств, собирающийся дважды в год Совет министров (на уровне министров иностранных дел, базирующийся в Аддис-Абебе (Эфиопия), Генеральный секретариат, специализированные комиссии (по социально-экономическим вопросам; по образованию, науке, культуре и здравоохранению; по беженцам; по оборонным вопросам; по
посредничеству, примирению и арбитражу). Есть также автономные специализированные агентства ОАЕ (Общеафриканский союз телекоммуникаций, Общеафриканский почтовый союз, Общеафриканское агентство новостей, Союз африканских железных дорог, Организация африканского профсоюзного единства и др). Лига арабских государств (ЛАГ) создана в 1945 г. и насчитывает в настоящее время 22 государства-члена.
В число задач Лиги, помимо организации сотрудничества в политической, экономической, социальной, финансовой, торговой, культурной и иных областях, входит урегулирование споров и конфликтов между участниками, а также принятие мер против внешней агрессии. ЛАГ играет важную роль в поддержании тесных взаимоотношений между арабскими странами, координации их действий в связи с общими для них проблемами. На протяжении длительного времени эта организация была главным инструментом выявления «арабской солидарности»
в противостоянии с Израилем и одновременно полем столкновения подходов разных арабских стран к проблеме ближневосточного урегулирования. Членами Организации американских государств (ОАГ) в настоящее время являются все 35 стран Западного полушария. Цели ОАГ, сформулированные в ее Уставе, принятом в 1948 г включают поддержание мира и безопасности в регионе, урегулирование споров, организацию совместных действий против агрессии и развитие сотрудничества государств-членов.
Активно обсуждаются направления и методы трансформации ОАГ в меняющихся международно-политических условиях. На это нацелен целый ряд принятых организацией программных документов, важнейшие положения которых предусматривают действия по консолидации демократии и защите прав человека; борьбу с коррупцией, терроризмом и торговлей наркотиками; продвижение в формировании зоны свободной торговли в масштабах всего
Западного полушария. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) является одной из наиболее динамично развивающихся региональных организаций. Эта возникшая в 1967г. структура в настоящее время объединяет 9 стран региона. Согласно трем официальным целям организации, она должна содействовать социальному, экономическому и культурному сотрудничеству в регионе, защищать его политическую и экономическую стабильность от соперничества
великих держав, служить форумом для урегулирования внутрирегиональных разногласий. Активно реализуемая в рамках АСЕАН стратегия экономического и политического сближения стран-членов нацелена на превращение организации во влиятельный региональный полюс системы международных отношений. При этом все более пристальное внимание уделяется вопросам обеспечения международной стабильности, что нашло проявление, в частности, в образовании регионального форума
АСЕАН по проблемам безопасности. По существу, АСЕАН превращается в центральный элемент системы многостороннего взаимодействия в рамках Азиатско-тихоокеанского региона Организация Исламская конференция (ОИК), не относится к категории региональных организаций. Созданная в 1969г. с целью содействовать солидарности мусульманских стран, она отражает возросшую роль исламского фактора в развитии современных международных отношений.
В настоящее время данная структура включает в себя 55 государств из разных регионов мира. Одной из важных является роль ОИК как механизма, в рамках которого страны-члены определяют общую направленность своего подхода к некоторым затрагивающим мусульманский мир международно-политическим проблемам, например палестинской, афганской, боснийской. ОИК обращалась также к вопросам прекращения ирано-иракской войны и таджикского урегулирования. Примечательным фактом является вступление в
ОИК постсоветских республик с мусульманским населением (Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана), которые связывают с присоединением этой структуре надежды на расширение своих внешнеполитических возможностей. Заключение В этом реферате я постарался отразить историю возникновения наиболее крупных, на мой взгляд, международных организаций, для создания которых было необходимо, чтобы в мире произошли определённые
исторические события, которые привели бы человечество к мысли о взаимодействии. Историческое познание о создании международных организаций позволяет проследить весь сложный путь возникновения взаимодействия между государствами. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечество. Данная тема реферата помогла мне изучить взаимодействие различных государств на международном уровне,
то есть, в каких именно вопросах, направлениях происходит это взаимодействие, на каком уровне решаются вопросы, касающиеся взаимопомощи, решения споров между государствами. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Оно может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество
между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. Литература » Международное право. Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов М 1998. » Современные международные отношения. Учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),
1999. — 584 с. » Шреплер Х.А. Международные экономические организации. Справочник. – М 1997. Интернет-источники: » http://www.atreidis.narod.ru/politology/ torkunov-recenz.html » http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006 379/1006379a1.htm » http://www.rockfeller.ru/dict/rus/4596.s html » http://www.rockfeller.ru/dict/rus/4595.s html
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |