АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
(ПРОЕКТ)
ОМСК • 2000
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................
5
1. Нормативно-правовое основание концепции........ 5
2. Основные понятия............................................ 6
3. Базовые положения концепции..........................?
4. Текущее состояние ........................................... 9
5. Основные этапы информатизации ...................... 11
6. Направления и задачи информатизации.............. 14
7. Принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды Омска
.................. 16
8. Информационная безопасность и защита информации ..................................................... 2 О
9. Комплексная программа информатизации и создания Единого информационного пространства Омска
..........................................21
Заключение ............................................................. 24
ВВЕДЕНИЕ
Целью концепции информатизации города Омска (далее - Концепция)
является формирование системы представлении о стратегических целях и
приоритетах долгосрочной городской информационной политики, определяющей
скоординированные действия органов государственной власти и местного
самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан для достижения
социально-значимых результатов и развития его интегрированной
информационной среды как основы единого информационного пространства.
Концепция призвана увязать имеющиеся сегодня различные представления о
процессе информатизации города в единую систему для сонаправ-ления усилий,
исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных,
социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющихся ресурсов Омска.
Данная редакция концепции базируется на разработках тематической
комиссии «Телекоммуникации и информатизация» в соответствии с
потребностями, возможностями Омска, конкретной региональной ситуацией с
учетом современных мировых тенденций в информационных технологиях и
телекоммуникациях, а также отзывов и предложений, возникших при обсуждении
первого варианта проекта Концепции (май-июнь 1999 года).
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция разработана во исполнение Постановления Главы городского
самоуправления от 10.09.98 № 375-п « Об утверждении проекта организации
разработки Стратегического плана развития города Омска» в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об информации,
информатизации и защите информации» (далее -ФЗИ), «О связи», «Об участии в
международном информационном обмене», «О государственной тайне», а также
рядом федеральных и отраслевых программных документов. Она базируется на
решениях органов государственной власти России в сфере информатизации -
Концепции формирования и развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных информационных ресурсов,
одобренной решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-
1694;
Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966; Концепции формирования
информационного общества в России, одобренной решением Государственной
комиссии по информатизации при Государственном комитете Российской
Федерации по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. 5
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В тексте Концепции использованы понятия, определенные в федеральном
законе «Об информации, информатизации и защите информации», других
нормативных актах и введенные в процессе разработки концепции:
• государственная информационная политика - основные направления деятельности органов государственной власти и механизмы их реализации при формировании информационного общества в России, формировании Единого информационного пространства России и вхождении ее в мировое информационное пространство;
• информационное общество - это общество, в' котором главным продуктом являются знания, где каждый его член имеет доступ к нужной ему информации, которое способно обеспечить каждого члена информационными, технологическими и техническими инструментами и средствами;
• информационное пространство - совокупность информационных ресурсов и систем, телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим оптимальное информационное взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их информационных потребностей;
• интегрированная информационная среда - комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред, в том числе:
• органов государственной власти и местного самоуправления;
• социальной и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и т.д.);
• сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и т.д.);
• сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.). информатизация - организационный социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов; информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах); информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы; информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; информационная среда - совокупность информационных ресурсов и систем, а также отношений, возникающих в ходе информационных процессов; субъекты информационных процессов - государство, физические и юридические лица, участвующие в информационных процессах в качестве собственников и владельцев информационных ресурсов, пользователей информации, участников инфраструктуры управления; объекты информационных процессов - информационные ресурсы, системы, технологии и средства их обеспечения.
3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ
3.1. Сфера информатизации охватывает процессы создания, использования,
модификации, утилизации информационных ресурсов с применением
информационных технологий, средств информационной, вычислительной и
телекоммуникационной техники.
3.2. В соответствии с действующей законодательной базой пользователями
информации и равноправными субъектами в рассматриваемой сфере являются:
! |
• граждане; i
• органы государственной власти; |
• органы местного самоуправления;
• организации;
• общественные объединения.
3.3. Информатизация - важный фактор устойчивого развития личности,
общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных
технологий и услуг в ряде стран превысили по объемам вложения в развитие
энергетики, благодаря рекордным темпам их окупаемости. Наибольший
экономический и социальный успех достигается там, где активно используют
современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые
приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа,
телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную
графику, медицинскую теледиагностику и многое другое.
3.4. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве
приоритетной альтернативы, но лишь в качестве неотъемлемой части процессов
развития во всех областях жизнедеятельности города.
3.5. По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на
инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных
подразделениях юридических лиц, участников информационных процессов,
которые преследуют их собственные (в том числе отраслевые, корпоративные,
коммерческие и т.д.) интересы и руководствуется имеющейся нормативно-
правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении
информатизацией зачастую рождает проблемы, препятствующие её планомерному и
эффективному проведению!
3.6. Главная цель информатизации - приведение всех'элементов
информационной среды г.Омска в такое состояние, когда информационные
потребности субъектов удовлетворяются своевременно в1 необходимом объеме
при соблюдении условий безопасности, вне зависимости от расстояния и
используемых технических средств. |
3.7. Достижение этой цели возможно на основе создан ля единого
информационного пространства путем объединения информационных ресурсов,
информационных систем и развитой инфраструктуры электросвязи.
3.8. Основные принципы информатизации:
• последовательность (этапность и непрерывность),
• направленность,
• эффективность,
• управляемость,
• открытость,
• ресурсная обеспеченность.
3.9. Прогнозируемыми результатами эффективного проведения информатизации
Омска являются: I
• улучшение условий жизни населения;
• повышение эффективности всех видов производства, за счет увеличения производительности труда, совершенствования управления, повышения качества и конкурентной способности продукции и систем управления, снижение материале- и энергоемкости; создание гармоничных условий для накопления и сохранения культурного наследия Омского региона, ценностей неэкономического порядка; обеспечение устойчивой системы комплексной безопасности города и региона.
4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
4.1. Уровень развития производительных сил современного общества
позволяет обеспечить построение устойчивых систем удовлетворения
материальных потребностей, что создает базис для смещения приоритетов в
области высших, духовных запросов человека.
Историческая динамика роли города Омска выявляет тенденцию
функционального «сопровождения» такого развития: Омск - «крепость»
обеспечивал физическую защиту прилежащей территории; Омск - «транспортный и
торговый узел» позволял интенсивно развиваться в экономическом отношении;
Омск - «производственный центр», сложившийся исторически недавно, входил
функциональным элементом в состав огромного макроэкономического механизма
государства и отвечал его потребностям. Роль городского сообщества
сводилась к обеспечению бесперебойной работы этого элемента, снабжению его
кондиционной рабочей силой. Ролевой приоритет фокусировался на
производстве, человеку отводился второй план. Свидетельство тому ситуация,
сложившаяся к концу 80-х - началу 90-х годов: градостроительные перекосы,
нарушение экологического баланса, отдаленность на уровне частного
пользователя от мировых технологических достижений, жесткое социальное
закрепление (предприятие, место проживания, профессия).
4.2. Произошедшие за последние годы изменения представлений о ценностях
в идеологии государства (Конституция России, ст.2, ст. 18) безусловно
проецируются на сегодняшние тенденции в управлении процессами и
стратегическом планировании развития города. Очевидным становится
определение роли Омска как города, в котором жители имели бы возможности
удовлетворения потребностей в различных областях жизнедеятельности,
используя уникальные особенности его географического положения,
интеллектуального потенциала, богатого историко-культурного наследия, а
также неисчерпаемых информационных ресурсов. Для города, не обладающего
значительными энергетическими, сырьевыми ресурсами, в большей степени
актуальным является стремление к доминированию в области уникальных
информационных технологий, искусства, экологического благоприятствования.
Культивирование творческого начала во всех социально значимых сферах влечет
их адекватное гармоничное развитие, будь то производство, образование,
медицина, градостроительство, и |Т.д. Признаками такого развития являются
оптимизация процессов, их жизнеспособность, снижение энергоемкости,
экологическая дружественность, ^езопасность.
4.3. Анализ информационной среды города Омска позволяет выделить
некоторые объективные особенности ее развития:
• Сложился рынок информационных услуг и технологий.
Провайдеры различного рода услуг преследуют свои! коммерческие интересы и решают общие задачи по удовлетворению спроса на рынке информационных услуг, просвещению потенциального пользователя. i
! 1
• Существует система электросвязи, которая пока недостаточно полно удовлетворяет как потребителя (низкая телеплотност1, неудовлетворительное качество связи, низкая номенклатура сервиса, естественная монополизация в некоторых областях проводной свя&и), так и провайдера услуг (низкая эффективность производства услуг за счет негибкой тарифной и налоговой политики).
• Имеет место выраженная к онцентрация информацией] 1ых ресурсов и систем, телекоммуникаций в городе, по сравнению с районами области, доминирование в вс просах технологических новаций и сервиса, их приближения к рядовому пользователю.
• Существует конгломерат разнородна информационных хранилищ, отличных по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладающих единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена. К их числу следует отнести:
• информационно-справочные системы различных предприятий, организаций и ведомств;
• библиотеки, архивы и фонды, в том числе регионального и федерального значения;
• высокотехнологичные промышленные предприятия ВПК.
• Существует комплекс учреждений науки и образования, в котором сосредоточен интеллектуальный и технологический потенциал, способный создавать и квалифицированно эксплуатировать различные информационные системы, готовить соответствующих специалистов.
• Имеется отставание в области информатизации таких областных центров как
Екатеринбург, Новосибирск, Томск.
Невысок спрос на информационные продукты и услуги, однако наблюдаются тенденции к его росту по приближения информационно-технилогических новшеств к просвещения его в потребителю этой области.
Происходит процесс ослабления инвестиционных потоков ввиду неблагоприятного развития общей экономической ситуации, снижение платежеспособности частного пользователя как одной из форм инвестирования.
Существует доминирование национально-адаптированных импортных информационных продуктов (компьютерных средств и технологий, средств и технологий связи).
4.4. К субъективным особенностям следует отнести следующие:
На государственном и отраслевом уровне сформированы концепции в области развития систем связи и информационных технологий.
Создана федеральная законодательная база регулирования рынка информационных ресурсов, технологий и услуг.
Не определены пока в полном объеме исчерпывающие правила взаимодействия
(технологические, экономические, правовые), которые учитывали бы особенности Омска, как центра взаимодействия субъектов различных уровней.
Существующее общественное мнение относительно вопросов информатизации пока не может служить опорой для проведения единой политики в этой сфере.
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Главная цель информатизации при соблюдении указаных выше принципов может
быть достигнута в процессе реализации следующих основных этапов.
5.1. Первый этап (ближайшие 3 года) - подготовка к интеграции,
комплектование сегментов, отладка телекоммуникационной среды:
• инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информационных ресурсов и систем;
• определение локально обусловленных правил реализации информационных процессов и рекомендаций по взаимодействию субъектов;
• совершенствования телекоммуникационной среды Омска;
• формирование инфраструктуры управления процессом информатизации;
• формирование частных программ и на их основе - Комплексной программы информатизации.
Общий правовой режим (юрмиройания и использования информационных
ресурсов, регулирования отношений в этой области установлен
Законодательством РФ. i ''•
Приоритеты в применени л субъектами тех или иных информационных
технологий на этом этапе устанавливаются структурами управления самих
субъектов с учётом собственных интересов последних, действующей нормативной
базы, рекомендац т координационного оргаЦа, складывающихся мировых
тенденций в рассматриваемой предметной области.
При решении задач первого этапа необходимо придерживаться
государственных статистических стандартов и классификаторов, использовать
Единый государственный регистр предприятий и организаций, содержащий
сведения об организациях - держателях государственных, негосударственных и
смешанных информационных ресурсов, а также по видам информационной
продукции и услуг. Это может быть обеспечено путем создания:
• городского центра для накопления сведений о государственных
информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для
сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;
• региональных и межрегиональных государственных и коммерческих организаций для справочно-информационного обслуживания юридических и физических лиц.
Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по
принадлежности к данным видам на территории города нет. Исключение
составляют государственные ресурсы, формируемые в соответствии со сферами
ведения. К государственным информационным ресурсам относятся:
• ресурсы, создаваем ые для обеспечения деятельности органов
государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;
• ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального управления,
деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде
всего социальной сферы);
• ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в
интересах органов государственной власти и муниципального управления.
Государственные информационные ресурсы являются основой единого
информационного пространства России. Основанием для включения
негосударственных информационных ресурсов в единое информационное
пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка
формирования и использования информационных ресурсов различных видов.
Государственные и негосударственные информационные ресурсы, по существу,
образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как
традиционные информационные технологии и носители информации, так и
автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для
включения в нее по мере необходимости вновь создаваемых информационных
ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального
использования информационных ресурсов осуществляется на основе комплексного
подхода, который включает:
• выделение и создание в городе ключевых позиций организационных, управленческих и социальных структур, выполняющих роль межведомственных систем;
• адаптацию существующих локальных систем формирования, распространения и рационального использования информационных ресурсов к современным информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического развития.
5.2. Второй этап (последующие 3 года) - создание в Омске интегрированной
городской информационной среды на базе единого информационного
пространства.
Интегрированная информационная среда города включает в себя следующие
компоненты:
• информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе.
• телекоммуникационную среду.
• организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие информационной среды.
• систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды. '
Организационно-технические и технологические аспекты построения
интегрированной информационной среды г. Омска должны учитывать требования,
которые включают необходимость:
• обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных и проблемно- ориентированных информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных систем;
• строгого соблюдения стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования сертифицированных программных и аппаратных средств;
• обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах;
• формирования и использования информационных ресурсов на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем;
• учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной
информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы
регулирования в г. Омске отношений субъектов, участвующих в информационных
процессах и в информатизации, с учетом локальных и региональных
особенностей.
Разработка Комплексной программы информатизации является ключевой
позицией при формировании механизмов интеграции и координации действий по
развитию информационной индустрии и интегрированной информационной среды.
5.3. Третий этап (последующие 3 года) - построение развитой
информационной инфраструктуры.
Индустрия средств связи, передачи информации, системных и прикладных
программ, информационно-аналитических услуг формирует динамичный рынок,
способный удовлетворять социальные и культурные потребности города.
Информатизация и создание информационной индустрии является одним из
важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - одного из
главных ресурсов Омска.
6. НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
6.1. Совершенствование телекоммуникационной среды.
6.2. Информатизация сферы образования.
6.3. Создание инфраструктуры управления процессами информатизации для
решения следующих задач:
• популяризация возможностей информационных систем и технологий, функционирующих на территории г.Омска;
• формирование общественного мнения о целесообразности и необходимости проведения информатизации в Омске;
• разработка организацинно-технических рекомендаций по созданию и использование информационных систем и сетей телекоммуникаций, взаимодействие между субъектами информационных процессов;
• создание координационного органа для учета и согласования интересов владельцев и пользователей информационных ресурсов разного уровня
(муниципального, областного, федерального подчинения, остальных юридических лиц, частных лиц)
• анализ, мониторинг, координация процессов информатизации г. Омска;
• увязка с общегосударственными и мекжрегиональными процессами информатизации;
• разработка и реализация механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в том числе долевого финансирования проектов;
• развитие международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области;
• разработка проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам информатизации;
• разработка механизмов научно-технической и технико-экономической экспертиз конкурсных вариантов проектов информатизации и результатов их реализации;
6.4. Формирование информационных ресурсов субъектами в пределах своего
ведения, инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся ресурсов и
систем:
• разработка силами субъектов концепций и программ развития корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных информационных сред;
• внедрение средств обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий;
6.5. Информатизация сферы муниципального управления:
• определение муниципальной политики в сфере информатизации:
• формирование пакета нормативных документов, регламентирующих единые правила формирования и использования ресурсов и систем муниципальных предприятий и учреждений;
• обеспечение системы -тформационной поддержки принятия решений органами местного самоуправления путем создания комплексных визуально- всспринимаемых моделей управляемых систем, а также внедрения интерактивных методов участия граждан в процессах самоуправления с помощью современных информационных технологий; ,
• разработка и реализация Комплексной программы информатизации города
Омска.
6.6. Создание условии информационной безопасности как важнейшего фактора
интеграции корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных
информационных сред в единое информационное прбстранство.
6.8. Определение содержания и основных направлений тарифной и налоговой
политики относительно сферы информационных услуг.
6.7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов,
обеспечивающих функционирование и развитие информационной среды г. Омска,
на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития
информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
7. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЬ! ОМСКА
7.1. Телекоммуникационная среда Омска являет собой совокупность сетей,
служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функционирующих на
территории Омска, а также правил их функционирования.
Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к
информационными ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между
субъектами информационных процессов.
Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является
обеспечение технической базы иформатизации Омска.
Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Омской области является
существенное различие уровня развития телекоммуникационных систем в г.Омске
и районах области, территориальная неравномерность распрастранения сетей.
Другая особенность определяется особым географическим положением Омска,
как регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая
магистраль Москва-Хабаровск и где схбдятся телекоммуникационные магистрали
нескольких областей Западной Сибири. Опережающее развитие магистральных
цифровых сетей, проходящих через Омск, и скоростных региональных цифровых
каналов, роуминговые режимы беспроводных сетей связи создает предпосылки
для ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной
инфраструктуры.
В соответствии с действующей в отрасли нормативной базой, развитие
существующих телекоммуникационных сетей должно осуществляться по следующим
основным направлениям:
• автоматизация сетей,
• оптимизация сетей,
• количественный рост сетей (распростанение действующих и строительтство новых), '
• повышение устойчивости и безопасности функционирования сетей,
• расширение номенклатуры и улучшение качества услуг, пре. доставляемых потребителям.и создание новых служб.
Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должна
осуществляться на основе следующих принципов:
7.1.1. Соблюдение адекватности уровня развития ТС поставленным задачам:
• В качестве стратегического подхода к внедрению новых технологий на телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных зон с последующим их расширением.
• Создание выделенных и наложенных региональных, муниципальных, ведомственных, частных и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания. Общее направление развития телекоммуникаций должно соответствовать идеологии построения интеллектуальных сетей.
• Увязка созданных раннее и подготовленных к взаимодействию выделенных и наложенных сетей и систем.
7.1.2. Обеспечение сопрягаемости сетей (Обеспечение предрасположенности
к интеграции):
• Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть Омской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с документами Международного
Союза Электросвязи и национальными требованиями. (Развитие существующих и создание новых телекоммуникационных систем Омска как центра области должно обеспечивать возможность их функционирования в рамках единого информационного пространства).
• Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя существующие возможности за счет комплексного использования аппаратных средств и технгологии.
• Интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую телекоммуникационную среду на базе цифровых методов передачи и обработки сигналов.
7.1.3. Обеспечение управляемости сетей
• Координирование деятельности субъектов с учётом их интересов и интересов городского сообщества.
• Создание методологической базы и механизмов анализа эффективности внедрения и совершенствования информационных систем и технологий.
• Совершенствование механизмов, способствующих направлению инвестиций в развитие телекоммуникационной инфраструктуры, как фактора информатизации
Омска (в т.ч. механизмов регулирования тарифов и налогов, как разновидности неявного инвестирования).
7.1.4. Обеспечение безопасности на основе применения комплекса
специальных мер и средств (криптографических/некриптографических,
организационных/организационно-технических, в т.ч. программных/ и
технических)
• Защита от комплексного воздействия, направленного на нарушение функционирования непосредственно телекоммуникационной среды;
• Защита от несанкционированного доступа к технологической, ' служебной и иной информации, связанной с работой телекоммуникационных систем;
• Защита от разрушения аппартных и технологических средств обеспечения безопасности;
• Защита от вредоносного воздействия в отношении субъектов информационного процесса, а также угроз безопасности личности, общества, государства.
7.2. Программа развития телекоммуникационной среды Омской области должна включить в себя мероприятия:
* По анализу и прогнозу тенденций развития составных элемен тов телекоммуникационной среды.
По определению критериев соответствия уровня развития каж дого из элементов уровню решаемых им задач.
• По координации государственных, ведомственных и коммерчес ких программ развития телекоммуникационной инфраструк туры региона для исключения необоснованных затрат ресур сов города/региона.
7.3. Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электросвязи как
основы построения современных информационно-справочных служб и расширение
сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных
технологий со средствами массовой информации. Важным шагом в этом
направлении будет обеспечение возможности абонентам первичной телефонной
сети входить в компьютерные сети и пользоваться их информационными
ресурсами социального, учебного, научного, медицинского, экологического,
развлекательного и прочего характера.
Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей беспроводной связи
существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возможности цифровых
станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам.
Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит
расширить возможности существующих телефонных сетей и информационно-
справочных служб.
Важнейшей задачей процесса интеграции информационного пространства
является создание взаимоувязанной коммуникационной инфраструктуры внутри
Омской области (для областного, городского и районного уровней), имеющей
выходы во внешние глобальные телекоммуникационные и информационные системы
и обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор
коммуникационных услуг и серви-сов. Это позволит локализовать местный
информационный трафик и увеличить эффективные скорости обмена информацией в
пределах Омской области.
8. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ
8.1. Определяющим фактором интеграции в единое информационное
пространство г. Омска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и
государственных информационных систем и ресурсов является обеспечение
должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта,
принявшего решение войти в это пространство.
В едином информационном пространстве должны быть созданы все
необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя,
подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. реализованы механизмы
идентификации и аутентификации).
8.2. При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система
информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс
мероприятий и технических решений по защите:
• от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного, и программного обеспечения;
• от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
• от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
• от внедрения программных «вирусов» и «закладок» в прбграммные продукты и технические средства.
8.3. Решение указанных зад.ач предлагается путем обесЬечения:
• конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционирова
-того использования и воздействий;
• защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;
• защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации;
• реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;
• организации замкнутых подсетей и адресных групп;
• установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС организаций и предприятий с региональной информационной средой;
• развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов;
• развития и использования технологий подтверждения подлинности,, объектов данных, пользователей и источников сообщений;
• применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
8.4. Необходимо решать задачи обеспечения безопасности разрабатываемых и
модифицируемых систем в интегрированной информационной среде, так как в
процессе модификации неизбежно возникновение дополнительных ситуаций
незащищенности системы.
Для их решения, наряду с общими методами и технологиями, следует
сформировать ряд требований к разработчикам, создать'регламент внесения
изменений в системы, а также использовать специализированные средства для
закрытия внутреннего трафика разработчиков.
9. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА ОМСКА
9.1. Организационной основой реализации второго этапа информатизации
города Омска должна стать Комплексная программа информатизации.
Комплексная программа послужит механизмом интеграции и координации
федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрограмм и отдельных
проектов, принятых к осуществлению на территории города. Она призвана
мобилизовать внутренние ресурсы города и объединить их с внешними, а также
создать для участников развития информационной индустрии предпосылки по
формированию различного рода консорциумов при решении общих задач,
консолидации ресурсов для более эффективного их использования.
9.2. Заказчиком Комплексной программы является администрация Омска.
Реализация проектов и мероприятий Комплексной программы, финансируемых
из городского бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор
исполнителей. Отдельные проекты и подпрограммы (федеральных и отраслевых
программ, финансируемые из соответствующих источников, включаются в
Комплексную программу со своим бюджето^, а при необходимости
рассматривается вопрос об их дополнительной финансовой поддержке за счет
городского бюджета. Взаимоотношения участников Комплексной программы будут
определяться заключенными меж,ву ними договорами, принятыми уставами,
положениями и другими соотзетствующими правовыми нормативными актами.
9.3. При формировании Комплексной программы необходимо провести
инвентаризацию действук щих проектов и программ, затрагивающих
рассматриваемую предметную эбласть и финансируемых за счет городского
бюджета, с последующим проведением технико-экономической экспертизы. В
Комплексной программе должны быть выделены первоочередные проекты, «опорные
зоны» и «опорные объекты», играющие определяющую роль в решении проблем
информатизации города. Эти направления должны иметь приоритетное
финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с
конкурсным отбором.
9.4. Условием успешной реализации программы является развитая, надежно
функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и
эффективно решать всю совокупность проблем, возникающих в этой сфере. Все
проблемы информатизации области и создания информационной индустрии не
могут быть решены путем реализации нескольких крупномасштабных акций или
какого-либо одного проекта. Необходимы последовательные, рассчитанные на
перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации,
учитывающих как государственные интересы, так и интересы жителей города.
9.5. Особое значение придается взаимодействию с федеральными органами
власти и межрегиональными общественно-политическими структурами. Интересы
города должны быть официально представлены в правительственных
организациях, а также в общественных и научных структурах федерального и
регионального уровней.
9.6. Руководящим звеном Комплексной программы являет Координационный
совет, включающий ведущих специалистов в сфере информатизации.
Организационная работа по реализации программы, ее информационное
обеспечение, выполнение решений данного органа должны осуществляться
структурным подразделением администрации города с функциями исполнительной
дирекции. На это подразделение возлагают функции центра по координации
деятельности в сфере информатизации на территории города организаций,
разнообразных по ведомственной принадлежности и формам собственности.
9.7. Деятельность всех органов управления, участвующих в реализации
Комплексной программы, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми
Главой местного самоуправления г. Омска
9.8. Одним из условий эффективной реализации Комплексной программы
является разработка и принятия пакета дополнительных нормативно-правовых
документов:
• О правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров информационных ресурсов на территории города.
• О регламенте функционирования и доступности информационных систем на территории города.
• О правах пользователей информационными ресурсами и телекоммуникационными системами на территории города.
• О тарифной и налоговой политике в сфере информационных услуг.
9.9. Для организации единого информационного пространства Омска
необходимо разработать пакет нормативных и рекомендательных документов,
оптимизирующих функционирование региональной системы классификаторов
экономической и статистической информации.
Важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-
технических документов, который направлен на стандартизацию и унификацию
процедур информационного обмена на территории Омска между федеральными,
региональными и ведомственными информационными системами; внедрение
концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков
данных; организация распределенной обработки информации; построение
специализированных профилей и т.д.
Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами власти и
управления областей Сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и
специалистов г. Омска и России, а также используя опыт мировой практики в
этой области.
9.10. Одним из ключевых аспектов жизнеспособности Комплексной программы
является развитие инновационно-инвестиционных механизмов, способствующих
консолидации и привлечению материальных и финансовых ресурсов на ее
формирование и реализацию. Одним из вариантов решения указанной проблемы
могло бы стать создание специального инновационно-инвестиционного фонда,
деятельность которого обеспечивается и контролируется рабочими органами
программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая концепция является исходной установкой для разработки Комплексной программы информатизации города Омска.
Концепция кратко описывает существующее состояние с информатизацией города, отражает видение проблем построения единого городского информационного пространства и информационного общества.
Концепция после ее утверждения может рассматриваться как документ, являющийся основой для реализации основных направлений информатизации города.
Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции можно сформулировать следующим образом:
1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся ключевыми в
концепции и используемые в процессе информатизации.
2. Определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная
цель и принципы информатизации. Показано, что информатизация является
фактором устойчивого развития личности, общества, государства.
3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации города на основе
исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные
особенности информационной среды города.
4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны
организационные и технологические вопросы, требующие решения.
5. Разработаны основные направления информатизации, такие, как
совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сферы
образования, создание структуры управления процессом информатизации и т.д.
6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной
среды г. Омска.
7. Выделены основные задачи системы информационной безопасности и защиты
информации.
8. Дана краткая характеристика Комплексной программы информатизации
города.
Таким образом предлагаемая концепция может служить некоторой основой
развертывания системы мероприятий для разработки и реализации Комплексной
программы информатизации города.