Реферат по предмету "География"


Оценка информативности признаков: два подхода, две идеологии

Оценка информативности признаков: два подхода, две
идеологии

Вяткин Виктор Борисович, старший научный сотрудник
Центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской Академии наук

Геологическая
эффективность прогнозно-количественных построений, выполняемых при оценке
перспектив рудоносности территорий, в значительной степени зависит от того,
каким образом определяется информативность признаков, как количественная характеристика
их прогнозно-поисковой значимости и какая идеология при этом реализуется.

(
Общеизвестно, что при одном и том же исходном картографическом материале в
зависимости от того, по каким правилам осуществляется прогнозирование, один и
тот же рудный объект может быть выявлен или пропущен, а какой-либо безрудный
участок – выделен в качестве перспективного или забракован. )

В
настоящее время существует два основных подхода к оценке информативности
признаков, за каждым из которых стоят своя идеология и непосредственные способы
определения информативности: вероятностный и синергетический. (Синергетика –
одна из наиболее молодых научных дисциплин, предметом познания которой являются
самоорганизующиеся системы, закономерности их становления и развития, а также
особенности их взаимоотношений с окружающей средой, то есть с другими
системами.)

Вероятностный
подход. Идеология вероятностного подхода длительный период времени являлась по
существу безальтернативной парадигмой, согласно которой, чем чаще наблюдается
признак у эталонных рудных объектов и чем менее он распространен на исследуемой
территории в целом, тем большее значение должна иметь его информативность ( J
). Формулы расчета информативности при вероятностном подходе функционально
учитывают как общую площадь исследуемой территории, так и все известные в ее
пределах автономные проявления признаков, независимо от того, фиксируют они
рудные эталоны или нет. То есть, вводя обозначения: N – общее количество
объектов распознавания ( элементарных ячеек, на которые делится территория в
процессе прогнозно-количественных построений ); М – общее число объектов, на
которых проявлен оцениваемый на информативность признак; Х – количество
эталонных (рудных) объектов распознавания; Z – число эталонных объектов, фиксируемых
признаком; имеем, что при вероятностном подходе J = f ( M, N, X, Z ).
Собственно процесс оценки информативности признаков развивается при этом по
цепочке: рудный эталон ® признак ® территория ® информативность.

Анализ
идеологии вероятностного подхода и стоящих за ним расчетных формул позволяет
сделать критические замечания принципиального характера, к основным из которых
относятся следующие.

1)
Получаемые значения информативности являются эклектичными по своему содержанию,
поскольку качественному своеобразию отношений рудных эталонов с их отражающими
признаками ставятся в соответствие условия прогнозирования (поиска) их
аналогов. Поясним это примером. Пусть рудные эталоны непосредственно
взаимосвязаны с тектонически ослабленной зоной, проявленной в виде линейной
отрицательной аномалии магнитного поля. На исследуемой территории наблюдается
еще n подобных аномалий, геологическая природа которых априорно неизвестна (
они могут быть обусловлены простой литологической дифференциацией толщ ). Не
вызывает сомнений, что эти n аномалий и общие размеры территории никакого
отношения к данным рудным эталонам не имеют, а включение их в процесс оценки
информативности эталонной аномалии (через звено территория) представляет собой
механический акт. Практическим следствием такого эклектизма являются
неустойчивые, ситуационные значения информативности признаков, которые могут
приводить к логически противоречивым общим прогнозным заключениям.

2).
В большинстве расчетных формул вероятности встречи признака среди рудных
эталонов и на исследуемой территории в целом соотносятся между собой таким
образом, что ( Z / X ) > ( M / N ) ® J > 0 и ( Z / X )

Синергетический
подход. Принципиальным отличием этого подхода от вероятностного является тот
факт, что здесь рассматриваются только те проявления признаков, которые имеют
непосредственную взаимосвязь с эталонными объектами, а другие их проявления и
общие размеры территории при оценке информативности, в общем случае, во
внимание не принимаются. Информативность признаков при синергетическом подходе
зависит от величины областей ошибок первого и второго рода, наблюдаемых в
отражении рудных объектов и увеличивается с их уменьшением. Обозначая через Y
количество объектов распознавания, фиксируемых эталонными проявлениями
признаков, можно записать, что J = f ( X, Y, Z ), причем Z = 0 ® J = 0 и Z >
0 ® J > 0. Процесс оценки информативности признаков развивается при этом по
более короткой, чем в вероятностном подходе, цепочке: рудный эталон ® признак ®
информативность. Нетрудно видеть, что отсутствие звена территория в этой
цепочке делает оценку информативности признаков при синергетическом подходе
свободной от вышеотмеченных недостатков вероятностного подхода.

С
гносеологической точки зрения при вероятностном и синергетическом подходах
рассматриваются различные типы информационных отношений: субъект-объектные и
объект-объектные, соответственно. В субъект-объектных отношениях информация
неразрывно связана с управлением и представляет собой снимаемую
неопределенность выбора из множества возможностей при актуализации одной из
них. То есть, до осуществления выбора из заданного числа возможностей
субъект-объектная информация сама по себе объективно не существует. При
объект-объектных отношениях информация выступает в качестве атрибута отражения
объектов, характеризующего его упорядоченность и для познающего субъекта
(геолога) является снятой неопределенностью отражения одного объекта, как
единого целого, через взаимодействующий (взаимосвязанный) с ним другой объект
(признак). Объект-объектная информация объективно существует в природе
независимо от управления и генетически предшествует ему.

Основываясь
на изложенном, представляется очевидным, что при определении информативности
признаков, в процессе количественной оценки перспектив рудоносности территорий,
необходимо отказаться от вероятностного подхода и апеллировать в дальнейшем к
синергетическому подходу. В противном случае искажения, при выделении
перспективных участков и их ранжировании между собой, будут наступать с
фатальной неизбежностью.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sciteclibrary.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Art Of Lying Essay Research Paper
Реферат Web-сайт: www kgk-tour ru
Реферат Автоматизированного управления процессом сушки керамической продукции
Реферат «Согласовано» «Утверждаю» Начальник Управления Начальник Управления образования г. Лобня культуры г. Лобня
Реферат Дидактическая игра как средство сенсорного воспитаня детей младшего дошкольного возраста
Реферат Налоги и их роль в регулировании экономики государства
Реферат Модерн. Поиск нового стиля в Европе. Анри Ван де Вельде
Реферат Учет расходов предприятия по загранкомандировкам
Реферат Внешняя политика Ивана 4
Реферат Герой-бунтарь в творчестве Байрона
Реферат Разновидность денег
Реферат Ah Woe Is Me Essay Research Paper
Реферат Теория факторов производства и распределения факторных доходов
Реферат Налоги на производителей
Реферат Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте