Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Бухгалтерский учет материально-производственных запасов

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Разработала
Проверила
ТУЛА
2002
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и оценка материально-производственных запасов…………6
2. Отпуск материально-производственных запасов и раскрытие
информации в бухгалтерской отчетности…………………………...12
3. Учет материально-производственных запасов в туристической
деятельности…………………………………………………….……..16
4. Анализ учета материально-производственных запасов на
ООО «Континент»………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44
Введение
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами, одной из крупнейших отраслей экономики. Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. При этом нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.
В советские времена турбизнес был жестко разделен на сферы: три государственные компании не без присмотра КГБ опекали интуриста, в то время как туристом отечественным занимались профсоюзы.
Сегодня число компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.
Рассматривая туристскую индустрию, нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха. Основываясь на рассказах классиков русской литературы, можно сделать вывод, что в прошлом веке весьма популярными и престижными курортами была Ницца, Баден-Баден, где можно было встретить весь свет петербургского и московского общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена. Увеличивается число деловых путешественников, взгляды и пожелания которых тоже необходимо учитывать, так как деловой туризм сейчас развивается очень динамично. Уже сейчас на долю делового туризма приходится свыше половины выручки от продаж гостиничных номеров.
Поэтому любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, успевать реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
Контроль за работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерского отдела, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций.
Современная туристическая деятельность ведется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Учет материально-производственных запасов, рассматриваемый в работе, на предприятиях, осуществляющих туристическую деятельность, ведется согласно Положению о бухгалтерском учете «Учет материально-производственных запасов» и различным нормативным актам по формированию туристического продукта.
Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
В работе дан анализ учета материально-производственных запасов на примере предприятия ООО «Континент».
Для анализа использовались различные теоретические, научные, нормативные источники и материалы периодической печати.
1. Понятие и оценка материально-производственных запасов.
Учет материально-производственных запасов на предприятиях Российской Федерации осуществляется согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. № 44н.
В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
. используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
. предназначенные для продажи;
. используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально - производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).
Товары являются частью материально - производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально - производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально - производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально - производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Под материально-производственными запасами не понимаются:
. активы, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;
. активы, характеризуемые как незавершенное производство.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, согласно положению признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся:
. суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
. суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально - производственных запасов;
. таможенные пошлины;
. невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально - производственных запасов;
. вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально - производственные запасы;
. затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально - производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно - складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально - производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально - производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально - производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
. затраты по доведению материально - производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
. иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально - производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально - производственных запасов.
Фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально - производственных запасов к бухгалтерскому учету в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Фактическая себестоимость материально - производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально - производственных запасов осуществляется организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Текущая рыночная стоимость – это сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Фактической себестоимостью материально - производственных запасов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость материально - производственных запасов, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные материально - производственные запасы.
В фактическую себестоимость материально - производственных запасов, полученную по вышеперечисленным договорам включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.
Фактическая себестоимость материально - производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка материально - производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
2. Отпуск материально - производственных запасов и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
1. по себестоимости каждой единицы;
2. по средней себестоимости;
3. по себестоимости первых по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ФИФО);
4. по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО).
Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально - производственных запасов производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики.
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Оценка материально - производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально - производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Отметим, что по каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.
Оценка материально - производственных запасов на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.
Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)), исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально - производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
. способах оценки материально - производственных запасов по их группам
(видам);
. последствиях изменений способов оценки материально- производственных запасов;
. стоимости материально - производственных запасов, переданных в залог;
. величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
3. Учет материально-производственных запасов в туристической деятельности
ЕДИНСТВО СОСТАВА И КЛАССИФИКАЦИИ ЗАТРАТ, МЕТОДЫ ИХ УчЕТА, А ТАКЖЕ МЕТОДЫ ИСчИСЛЕНИя СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА, УСЛУГ ПО ТУРИСТСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ПОРяДОК ФОРМИРОВАНИя ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ПРОДАЖИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА ДЛя ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСя ТУРИСТСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТЬЮ, ОПРЕДЕЛяЮТСя МЕТОДИчЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИяМИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, УчЕТУ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА И ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАНИМАЮЩИХСя ТУРИСТСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТЬЮ, РАЗРАБОТАНЫ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮчАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРяДКЕ ФОРМИРОВАНИя ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УчИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 АВГУСТА 1992 Г. N 552, НАХОДИВШИМСя В ДЕЙСТВИИ ДО 1 яНВАРя 2002 Г., И ИЗМЕНЕНИяМИ И ДОПОЛНЕНИяМИ К УКАЗАННОМУ ПОЛОЖЕНИЮ, УТВЕРЖДЕННЫМИ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛя 1995 Г. N 661, А ТАКЖЕ НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОяБРя 1996 Г. N 132-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Под туристской деятельностью понимается деятельность туристской организации по формированию (производству), продвижению и продаже туристского продукта, оказание услуг по туристскому обслуживанию, а также иная деятельность в сфере туризма.
Туристский продукт представляет собой право на тур как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов - переводчиков и услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли - продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации. Он может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, так и из услуг, оказываемых собственными силами.
Продвижение и продажа туристского продукта туристу может осуществляться туристской организацией либо самостоятельно (через собственные точки реализации - собственные турагентства, как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс), либо на основе договоров со сторонними организациями.
Туристская путевка является письменным акцептом оферты туристской организации на производство и продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета у туристской организации.
Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
Под планированием себестоимости туристского продукта понимается система технико-экономических расчетов, отражающих величину затрат, включаемых в состав себестоимости туристского продукта.
Планирование себестоимости туристского продукта осуществляется организацией самостоятельно на основании предполагаемой конъюнктуры рынка туристских продуктов, договоров, заключенных с поставщиками отдельных услуг, из которых формируются туры, а также с учетом других расходов, поддающихся планированию.
Целью планирования себестоимости туристского продукта является определение уровня прибыли и, как следствие, возможностей производственного и социального развития организации.
Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта ведется с целью их своевременного, полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете, выявления отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Данные учета затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта используются при определении фактических финансовых результатов деятельности туристской организации, в процессе анализа этих результатов для выявления имеющихся внутрипроизводственных и внутрихозяйственных резервов.
Расчёты цены туристического продукта.
Стоимость путёвки включает в себя следующие статьи:
— стоимость проезда;
— стоимость питания;
— стоимость проживания;
— стоимость трансферта;
— стоимость экскурсионной программы;
— стоимость оформления визы;
—стоимость страхового полиса.
Цена же туристической путёвки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической фирмы.
Расходы, представленные в этих статьях, делятся на постоянные и переменные. К категории постоянных расходов относятся:
— стоимость проезда;
— стоимость трансферта;
— стоимость страхового полиса;
— оформление всех необходимых документов.
Как правило, постоянные расходы не зависят от продолжительности тура и качества обслуживания.
Доля гостиного обслуживания и питания в общей стоимости путёвки составляет 60 - 65%. Оба эти элемента являются переменными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны расположения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных коммерческих условий между турагенством и администрацией гостиничного предприятия.
На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает влияние и продолжительность проживания. Чем она больше, тем ниже стоимость одного туродня.
При расчёте гостиничного обслуживания цена проживания и питания разбивается на тарифную сетку, которая имеет диапазон 7 дней.
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объёма опера - до 10%, по срокам и продолжительности - до 5%, скидка в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10%.
С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, куда фирма отправляет туристов. Так, нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом.
Скидки могут также производится при предварительной оплате туристического обслуживания.
В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20%.
Таким образом, на стоимость путёвки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определённые виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путём продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour).
При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стоимость размещения туристов в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определённое число дней пребывания туристов в стране назначения, и использующиеся при групповых и индивидуальных поездках.
Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиенту сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки её на отдельные виды услуг.
При расчёте стоимости инклюзив-тура фирма включает в неё помимо стоимости туристических услуг, собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу, а также определённую прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив- тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг.
Пэкидж-туры предполагают предоставление клиенту полного комплекса услуг, который, однако, может и не включать транспортные расходы. Организуются они по определённой, заранее рекламируемой программе. Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг.
Специфика бухгалтерского учёта операций международного туризма вытекает из различия в формировании стоимости путёвки:
— для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путёвки путём приобретения отдельных услуг;
— для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путёвок;
— для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся посреднической деятельностью.
Первый вариант представляет собой обычную схему работы предприятия, реализующего продукцию собственного производства. Исходя из того, бухгалтерский учёт можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства или, как обычно её называют, “по производственной схеме”.
Следует отметить, что нередко туристические фирмы, работающие по схеме формирования стоимости путёвки (тура) из отдельно приобретаемых услуг, допускают характерную неточность: при подведении итогов отчётного периода полностью закрывают счета учёта издержек и таким образом определяют финансовый результат за отчётный период просто как разницу между выручкой от реализации и всей суммой понесённых расходов. Между тем, как и во многих других видах производственной деятельности, здесь возможно и образование на конец отчётного периода остатков незавершённого производства и получение авансов и предоплат под продажу путёвки.
Отметим также, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи путёвок могут быть растянуты во времени, соответственно на практике складываются ситуации, когда формирование путёвки начинается в одном отчётном периоде и заканчивается в другом, или при работе по второму варианту приобретение путёвки и её перепродажа происходят в разных отчётных периодах. Из этого следует, что в деятельности туристической фирмы должно быть чётко определенно, каким образом фиксируются основные хозяйственные операции, такие как:
. получение предоплаты от других организаций за оказание услуг;
. получение предоплаты от других организаций за готовую путёвку;
. получение предоплаты от туриста за путёвку;
. оказание услуг другой организации;
. передача путёвки туристу;
. выдача предоплаты другим организациям;
. получение от других организаций гарантии на получение отдельных услуг;
. получение от других организаций путёвок.
Практика свидетельствует о том, что, как правило, чётко фиксируются моменты уплаты и получения денег и образования задолжностей, что отражается на счетах расчётов с дебиторами и кредиторами. В данном случае статья затрат существенно сокращается и определить какие из них относятся к данному объёму реализации нелегко.
Если туристическое агентство работает только как посредник, используется схема ведения бухгалтерского учёта, характерная для данного вида деятельности.
Далее рассмотрим схему осуществления бухгалтерских операций по учету материально-производственных запасов.
Учет материально-производственных запасов на предприятиях туристического бизнеса осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Материалы относятся к материально-производственным запасам. В балансе эти виды имущества находятся в разделе 2 бухгалтерского баланса «Оборотные активы». Материалы используются для производства туристического продукта, выполнения работ, оказания туристических услуг и для управленческих услуг.
Счет 10 «Материалы» является активным балансовым счетом. По дебету его отражается поступление материалов, по кредиту – их расходование. В зависимости от особенностей используемых материалов к счету 10 на предприятиях могут открываться субсчета. Например, субсчет 1 – Сырье и материалы, субсчет 6 – Прочие материалы, субсчет 9 – Инвентарь и хозяйственные принадлежности и т.д.
Синтетический учет материалов должен быть дополнен их аналитическим учетом по номенклатурным номерам материалов. Перечень номенклатурных номеров разрабатывается самой организацией в разрезе наименований материалов и (или однородных групп (видов). Например, туристические путевки – номенклатурный номер 11/2.
Поступление материалов отражается по фактической себестоимости, включающей фактические затраты на их приобретение за минусом НДС и других возмещаемых налогов.
В фактические затраты на приобретение материалов входят суммы, уплачиваемые поставщику или продавцу, расходы на транспортировку, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов, таможенные пошлины и т.д.
При принятии решения об оценке запасов по учетным ценам предприятие может применять для их учета дополнительные счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
По дебету счета 15 отражается покупная стоимость материалов в соответствии с расчетными документами поставщиков, по кредиту – стоимость оприходованных материалов по учетным ценам. Учетные цены устанавливаются исходя из предполагаемой себестоимости заготовления, т.е. включают транспортные и другие расходы. Разница между учетными и фактическими ценами относится на счет 16 по дебету или кредиту в зависимости от того, какая из них выше. Накопленные суммы списываются со счета 16 на счета затрат( пропорционально стоимости израсходованных материалов (суммы по счетам затрат либо увеличиваются, либо сторнируются).
Способ отражения на счетах процесса заготовления и приобретения материалов должен быть указан в учетной политике организации.
В положениях Учетной политики должен быть также отражен метод списания материалов на нужды производства и управления.
При списании материалов разрешается использовать различные методы оценки (см. п.1 работы).
В случае обнаружения недостачи грузов в пути их стоимость относится на дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям» и кредит счета 15. Поступление средств для возмещения недостачи записывается по дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и кредиту счета 76, субсчет 2. Невозмещенные претензии по недостачам отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2, только, как правило, в случаях отказа судебных органов от взыскания с виновных по искам заявителей.
Если предприятие обнаружит, что получены непригодные для использования материальные ценности, их следует учесть на забалансовом счете 002 «Товарно- материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по дебету, без двойной записи.
При их возвращении поставщику дебетуется счет 60 и кредитуется счет 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Одновременно снимаются эти материальные ценности с забалансового счета – кредитуется счет 002 опять же без двойной записи. При отражении такого рода операций может быть использован счет 76, субсчет 2.
При продаже материалов дебетуется счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» и кредитуется счет 10. Счета, предъявленные покупателю за их реализацию (оформление необходимых документов, виз, загран. паспорта, страховки), отражаются по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91-1. Прибыль от реализации записывается по дебету счета 91-1 и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки».
Недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации, записывается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 10. Если потери произошли в процессе отгрузки и реализации, то кредитуется счет 90 «Продажи» или 44 «Расходы на продажу». Счет 94 кредитуется в корреспонденции со следующими счетами (по дебету):
73. - на размер претензий к материально-ответственным лицам.
2. - на размер претензий к страховой компании, поставщикам;
При удовлетворении этих претензий счет 76-2 кредитуется. Дебетуются счета:
51 (52) - при перечислении сумм по претензиям;
50. - при внесении наличных денег в кассу;
70. - при удержании из заработной платы работников организации.
Если виновник потерь не может быть найден по заключению следственных органов или его вина судом не доказана, то недостача списывается в убыток: дебет счета 99 кредит счета 76-2 или 73.
Налог на добавленную стоимость по поступившим материалам отражается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально- производственным запасам».
4. Анализ учета материально-производственных запасов на ООО
«Континент»
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИчЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КОНТИНЕНТ» ОБРАЗОВАНО В 1997 Г. В ГОРОДЕ ТУЛА.
ООО «Континент» осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», законодательством, нормативными актами Российской Федерации и Уставом.
Общество имеет 3-х равноправных учредителей, Устав, эмблему, круглую печать, штампы, бланки и другие реквизиты, а также расчетный и валютный счета в коммерческих банках.
Цель общества – продвижение туристического продукта и оказание туристических услуг.
Основные потребители: жители Тулы и Тульской области.
Общество имеет Московского туроператора, что позволяет изыскивать средства во времена недостаточной прибыльности предприятия.
ООО «Континент» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.
Ответственность за деятельность общества, организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет Генеральный директор предприятия.
Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются:
- прибыль, полученная от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;
- амортизационные отчисления;
- средства от продажи ценных бумаг;
- кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Предприятие реализует продукцию, работы и услуги, оказываемые предприятиям и населению по ценам и тарифам, устанавливаемым Предприятием в соответствии с действующим законодательством.
На ООО «Континент» утверждена централизованная бухгалтерия как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; отдел маркетинга и продаж, штат менеджеров. На предприятии не все сотрудники имеют необходимое образование, а это в свете новых законов влечет ряд трудностей.
Бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, Законами и Положениями о туристической деятельности в РФ и другим нормативно-инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений в них.
Бухгалтерский учет ведется с применением журнально-ордерной формы учета.
Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота.
Предприятием, в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального Закона от 21. 11.96 № 129-ФЗ о бухучете, п. 5 Положения по бухгалтерскому учету разработана учетная политика. На 2002 год учетная политика принята Приказом по предприятию №1 от 4.01.2002 г. (ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 № 60 и частью II Налогового Кодекса РФ) с учетом изменений, вводимых с января 2002 года.
На предприятии есть четкое распределение служебных обязанностей между работниками бухгалтерии, утвержденное руководителем, необходимое для правильной организации бухгалтерского учета и повышения ответственности работников за выполнением своих обязанностей.
На предприятии некоторые области бухгалтерского учета автоматизированы. На компьютерах ведется учет заработной платы, основных средств, материалов, учет кассовых и банковских операций, что позволяет говорить о повышенном контроле и достоверности результатов в этих областях учета.
Вся поступающая готовая продукция от поставщиков, как правило, сдается на склад в подотчет материально-ответственному лицу.
Отгрузка (отпуск) готовой продукции производится в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю.
Как и в других организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» отражаются следующие издержки обращения:
. на перевозку товаров;
. на оплату труда;
. на аренду, содержание помещений и инвентаря;
. по хранению и подработке товаров;
. на рекламу и др.
По дебету данного счета накапливается информация о произведенных расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ, услуг, а по кредиту – списание расходов. Учтенные на счете 44 «расходы на продажу» суммы расходов списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг. Списание данных расходов отражается бухгалтерской записью:
Дт 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»
Кт 44 «Расходы на продажу».
После списания указанных расходов по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» формируется полная себестоимость проданной продукции.
Если продажа продукции учитывается по мере оплаты расчетных документов, то расходы на продажу списываются следующим образом:
Дт 45 «Товары отгруженные»
Кт 44 «Расходы на продажу».
Обособленного учета в составе коммерческих расходов требуют затраты на рекламу реализуемой продукции (работ, услуг). К таким расходам относятся:
. расходы на разработку и издание рекламных проспектов, альбомов, брошюр;
. изготовление фирменных пакетов, этикеток;
. расходы на проведение рекламных мероприятий средствами массовой информации;
. расходы на изготовление рекламных щитов, оформление витрин и т.д.
На себестоимость реализованной продукции расходы на рекламу относятся в фактическом объеме, а для целей налогообложения они учитываются в размере, установленном в процентах от объема выручки за реализованную товары, работы и услуги, включая НДС.
Следует отметить, что ООО «Континент» регулярно дает рекламную информацию в печатных изданиях города (Панорама, Моя реклама, Слобода), на радиостанциях (Наше радио, Европа+, Вот-радио), выпускает видеоролики на местном телевидении, выступает спонсором развлекательных программ.
Конечный финансовый результат деятельности в рассмтриваемой туристской организации, выявленный за отчетный период, слагается из дохода (убытка) от продажи туристского продукта и прав на отдельные услуги по туристскому обслуживанию, дохода (убытка) от продажи имущества туристской организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.), а также финансового результата, выявленного на основании других хозяйственных операций туристской организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, установленным нормативными документами, регулирующими порядок бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Прибыль (убыток) от продажи туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию определяется как разница между выручкой от продажи туристского продукта и услуг, исчисленная по ценам продажи без вычетов, предусмотренных законодательством, и себестоимостью реализации туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию.
Моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура.
В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету, продукция в ООО «Континент» считается проданной (реализованной) с момента окончания тура.
Для учета проданной продукции (работ, услуг) используется активно- пассивный счет 90 «Продажи», субсчет «Выручка». При помощи этого счета предприятие выявляет результат своей хозяйственной деятельности в части произведенной и реализованной продукции (работ, услуг).
В течение месяца на счете 90 «Продажи» стоимость отгруженной (отпущенной) продукции (включая НДС, налог с продаж и другие платежи) отражается записью:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
Кт 43 «Готовая продукция».
При методе продажи «по отгрузке», делается запись:
Дт 90 «Продажи», субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Поступившие платежи за проданную продукцию учитывают по:
Дт 51 «Расчетные счета»
Кт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По окончании каждого месяца бухгалтерия предприятия сопоставляет сумму итогов дебетовых оборотов по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и т.д. с итогом кредитовых оборотов по субсчету 90-1. Полученный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эту сумму заключительным оборотом отчетного месяца списывают проводкой: а) Если получена прибыль –
Дт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж»
Кт 99 «Прибыли и убытки»;
б) Если получен убыток –
Дт 99 «Прибыли и убытки»
Кт 90 «Продажи», субсчет 9 «Прибыль/ убыток от продаж».
Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» по окончании каждого месяца сальдо не имеет.
Рассматривая динамику реализации туристического продукта и туристических услуг, можно отметить, что определенную роль играет фактор сезонности. Как правило, наибольшей популярностью пользуются зимой – южные страны – Кипр, Египет, Анталья, Турция, осенью – страны Европы – Болгария, Франция, Германия, Словения и т.п.
Характерно, что данная зависимость часто меняется в зависимости от внешних факторов: популярности, уровня стоимости, уровня сервиса, мировых событий и т.д.
Отмечу, что в сравнении с предыдущими 1999 – 2000 гг. в 2001-2002 гг. несмотря на увеличивающуюся конкуренцию, предприятие имеет большую прибыль и поддерживает динамику цен. Таким образом, оно позиционирует себя на рынке как конкурентоспособное устойчивое предприятие с твердой репутацией.
Предприятие ООО «Континент» проводит грамотную политику продаж своих услуг, подразумевающую маркетинговые исследования, в том числе и в области международного туризма, специфику различных форм оплаты услуг (по безналичному расчету, платежи с отсрочкой, скидки для постоянных клиентов) и т.п.
В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятия в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности его деятельности. Эффективность производственной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах.
Таблица 1.
Структура финансовых результатов в тыс. руб.
|Показатели |2000 г. |2001 г. |Изменение | |1.Выручка от реализации продукции |59,5 |85,5 |26,0 | |2.Себестоимость реализации услуг |7,5 |11,6 |4,1 | |3.Прибыль (убыток) от реализации |19,9 |32,1 |12,2 | |продукции | | | | |4.Прочие внереализационные расходы|15,6 |20,3 |4,7 | |5.Прибыь (убыток) отчетного |22,5 |34,4 |11,9 | |периода | | | |
Структурный анализ финансовых результатов показал, что основным источником его формирования является прибыль от реализации продукции.
В отчетном году прибыль составила 34, 4 тыс. рублей, а в 2000 году – 22,5 тыс. руб. Следовательно, прибыль возросла на 11,9 тыс. руб.
Рассмотрим статьи затрат предприятия ООО «Континент» на производство, в том числе учитываемых на материально-производственные запасы.
Затраты на производство туристского продукта при планировании и учете группируются данной туристской организацией по элементам и статьям затрат в соответствии с утвержденными положениями о затратах.
Затраты, образующие себестоимость туристского продукта, группируются на предприятии ООО «Континент» в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
. "Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта";
. "Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала";
. "Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта";
. "Накладные расходы".
В статью "Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта" включаются затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги:
а) по размещению и проживанию. Рассматриваемое предприятие имеет договора с предприятиями гостиничной сферы, с правом обладания на такого рода услуги;
б) по транспортному обслуживанию (перевозке). ООО «Континент» организует чартерные программы;
в) по питанию;
г) по экскурсионному обслуживанию. ООО «Континент» организует круизы, сафари, горовосхождения и т.п., правом обладания на такие услуги наделен Московский туроператор, с которым у ООО «Континент» заключено соглашение на посредническую деятельность;
д) по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);
е) на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;
ж) на услуги гидов - переводчиков, сопровождающих;
з) на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.
В статью "Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала" включаются:
а) затраты на оплату труда производственного персонала, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско - правового характера;
б) отчисления на социальные нужды;
в) затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала в пределах пункта нахождения туристской организации или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта.
По статье "Накладные расходы" в бухгалтерском учете ООО «Континент» отражаются:
а) затраты, связанные с организацией производства туристского продукта:
- затраты на оплату труда работников аппарата управления и хозяйственных работников, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско - правового характера;
- отчисления на социальные нужды от оплаты труда работников аппарата управления и хозяйственных работников;
- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
- затраты на содержание и эксплуатацию здания (центрального офиса фирмы) и помещений административного и хозяйственного назначения, инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в том числе затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание;
- затраты на пожарную охрану здания и помещений;
- затраты на сторожевую охрану здания, инвентаря и другого имущества данной туристской организации;
- затраты на транспортное обслуживание деятельности работников туристской организации, в том числе затраты на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта, включая затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, содержание гаражей, затраты, связанные с арендой автотранспорта, гаражей и мест стоянки автомобилей, затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта, прочие эксплуатационные затраты, а также затраты на наем в служебных целях автотранспорта у сторонних организаций (в том числе такси при наличии подтверждающих затраты документов);
- затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и оргтехники, средств сигнализации, а также других технических средств управления, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;
- прочие затраты, включая оплату услуг сторонних организаций по управлению туристской организацией в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрены те или иные функции управления производством;
б) амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств по нормам, утвержденным в установленном порядке;
в) амортизация нематериальных активов (нематериальных объектов, используемых в течение длительного периода (более 1 года) в хозяйственной деятельности и участвующих в процессе получения дохода: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу - хау, программные продукты, монопольные права и привилегии и т.п.);
г) амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, специальных инструментов и приспособлений;
д) затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;
е) затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основании налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются рассматриваемой туристской организацией в качестве туристов;
ж) оплата услуг связи, в том числе телефонной, местной, телетайпной, диспетчерской, факсимильной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, почтовой и др., а также затраты на содержание и эксплуатацию средств связи, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;
з) затраты на приобретение специальных бланков и документов (сток - билетов, бланков турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности), прейскурантов, памяток и т.п., канцелярских принадлежностей, периодических изданий и соответствующей литературы, необходимых для целей производства и управления, а также на оплату типографских и переплетных работ;
и) оплата услуг банков по обслуживанию счетов туристской организации, электронных расчетов посредством пластиковых карт (кредитных и дебетовых), по операциям, связанным с обращением денежных документов, по торгово- комиссионным и аналогичным операциям, а также платежи по процентам за кредиты банков (кроме просроченных и отсроченных ссуд и кредитов на осуществление капитальных вложений и инвестиций);
к) затраты, связанные с оплатой процентов по кредитам поставщиков за приобретение товарно-материальных ценностей, проведение работ и оказание услуг;
л) затраты на оплату информационных, аудиторских, а также консультативных услуг, в том числе по юридическим вопросам, связанным с осуществлением деятельности туристской организации, вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, управления коммерческой деятельностью;
м) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
н) затраты на организованный набор работников, в том числе затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по подбору кадров;
о) затраты по содержанию и эксплуатации помещений, бесплатно предоставляемых предприятиям общественного питания (как состоящих, так и не состоящих на балансе туристской организации), обслуживающим работников туристской организации (включая амортизационные отчисления, проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи);
п) затраты на охрану труда и технику безопасности, включая затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, средств наглядной агитации, по предупреждению несчастных случаев и заболеваний, расходы на улучшение условий труда, обеспечение санитарно - гигиенических и бытовых условий;
р) платежи по обязательному страхованию в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации или страны нахождения подразделения туристской организации, по добровольному страхованию имущества туристской организации, а также гражданской и профессиональной ответственности данного предприятия. Суммарный размер отчислений на добровольное страхование, включаемый в себестоимость туристского продукта, не превышает одного процента объема реализуемой продукции (работ, услуг);
с) отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт основных фондов в случае, когда создание указанного фонда или резерва определено в соответствии с установленным порядком;
т) представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему (в том числе вне места нахождения туристской организации) и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, прибывших на переговоры с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) туристской организации и ревизионной комиссии туристской организации.
К представительским относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением (в том числе такси), посещением культурно - зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате туристской организации;
у) отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с порядком, установленным законодательством;
ф) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, которые в соответствии с порядком, установленным законодательством, подлежат отнесению на себестоимость;
х) прочие затраты, связанные с производством туристского продукта, в частности затраты, связанные с технологическими потерями, возникающими из- за невостребованности туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей производства туристского продукта, в частности услуг по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ; по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок - чартер), выполняющем чартерный или регулярный рейс; по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы; таможенным или иным законодательно установленным оформлением туристских продуктов, материальных и иных ресурсов, приобретаемых у иностранных туристских фирм или иных организаций, а также в случае формирования тура за пределами Российской Федерации, сопровождающегося вывозом с территории Российской Федерации входящих в его состав услуг, материальных и иных ресурсов.
А также учитываются коммерческие затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта, определенные п. 26 Положения о затратах.
Заключение
Данная работа посвящена бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели, стоящие перед бухгалтерским учетом, и задачи, которые должен выполнять бухгалтерский учет материально-производственных запасов для предприятий, осуществляющих туристическую деятельность.
В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами. Были приведены счета, с помощью которых ведется учет этих операций.
Приведенная методика ведения бухгалтерского учета материально- производственных запасов является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.
По своему экономическому содержанию этот раздел для предприятий, занятых в туристическом бизнесе, косвенно характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.
Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет материально-производственных запасов, в задачи которого входят: . систематический контроль за выпуском продукции, состоянием ее запасов и сохранностью на складах, объемом выполненных работ и услуг; . своевременное и правильное документальное оформление отгруженной и отпущенной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями; . контроль за выполнением плана договоров-поставок по объёму и ассортименту реализованной продукции (работ, услуг); . своевременный и точный расчет сумм, полученных за реализованную продукцию (работы, услуги), фактических затрат на их производство и сбыт, расчет сумм прибыли.
Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были проанализированы сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета по учету материально-производственных запасов, на конкретных операциях был приведен пример ведения учета, что может служить пособием для освоения данного материала, а также подготовкой к практической деятельности на предприятии.
Используемая литература
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г.
№ 44н
2. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, и изменениями и дополнениями к указанному Положению, утвержденными Постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661. 3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
4. Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. Экономика и жизнь. 1996 №14
5. Кожинов В.Я. "Бухгалтерский учет, прогнозирование финансового результата", изд. Экзамен, Москва 1999. 6. Кондраков Н.П. "Бухгалтерский учет", изд. Инфра – М, Москва 1999. 7. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996
8. Макальская М.Л., Денисов А.Ю. Самоучитель по бухгалтерскому учету:
Учеб. пособие. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и
Сервис», 2002
( Состав затрат для предприятий сферы туристического бизнеса определен Положениями о составе затрат для туристической деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.