Пауль Хиндемит
(1895-1963)
Немецкий
композитор, альтист, дирижер, педагог, музыковед-теоретик. Родился 16 ноября
1895 года в Ханау-на-Майне. Музыке начал обучаться с 9 лет (уроки игры на
скрипке). Дальнейшее музыкальное образование получил во Франфуртской
консерватории у А. Ребнера (скрипка), А. Мендельсона, Б. Зеклеса (композиция).
С 1915 по 1923 гг. концертмейстер оркестра Франкфуртской оперы, 2-й скрипач (позже
альтист) квартета Ребнера.
С
1922 по 1929 альтист квартета Амар-Хиндемит, с которым объездил все страны
Европы (включая СССР). Выступал также как солист-альтист и дирижер. Организатор
общественно-музыкального движения "Бытовая музыка".
В
1927 году был приглашен профессором композиции в берлинскую Высшую музыкальную
школу. В 1935 году эмигрировал из фашистской Германии, жил в Турции, Англии,
Швейцарии, концертировал в Америке. В 1940 приехал в США, где с 1940 по 1953
был профессором Йельского университета в Нью-Хейвене (Коннектикут), читал курс
лекций по поэтике в Гарвардском университете (1949-1950). В 1947 году посетил
Европу, с 1951 периодически приезжал преподавать в Цюрихском университете. В
1953 переселился в Швейцарию. Лауреат премии Сибелиуса. Умер 29 декабря 1963
года во Франкфурте-на-Майне.
Характеристика творчества:
Формирование
Хиндемита как композитора происходило в 20-е годы. Это время в области музыки
характеризующееся напряженной борьбой антагонистических течений,
"взрывчатой" обстановкой "скандальных" премьер и острых
дискуссий, стало поворотным моментом в исканиях композиторов многих стран
Европы, моментом, во многом определяющим лицо музыки нашего века и в том числе
музыки Хиндемита.
Только
что отгремели последние выстрелы минувшей войны, и музыка вместе с другими
искусствами встала перед задачей выразить тот перелом, который совершался в
мыслях и чувствах людей вследствие пережитой мировой катастрофы. В Германии и
Австрии в начале 20-х годов заметное влияние начинает приобретать экспрессионизм,
течение, которое косвенно отражает степень потрясенности человеческого сознания
происшедшим событиями. Но на убедительное раскрытие причин и последствий
империалистической войны экспрессионизм никак претендовать не может.
Художник-экспрессионист
ввиду ограниченности своего творческого метода не способен глубоко
проанализировать эти явления. Он спасается паническим бегством от
действительности, которая целиком представляется ему в мрачных красках и
ужасающих видениях. Он испытывает страх одиночки, заставляющий его все
окружающее воспринимать с чувственными преувеличениями. Поэтому в
экспрессионистическом искусстве постоянно ощущается некая болезненная
извинченность, доходящая до криков ужаса и воплей отчаяния. Все это вместе
является тупиком, который раньше или позже должен был вызвать стремление к
преодолению его.
Одним
из представителей новых веяний в немецкой музыке становится Пауль Хиндемит, чье
творчество оказало на предельно раскаленную атмосферу музыкальной жизни своей
страны во многом оздоровляющее воздействие. Эстетика Хиндемита базируется на
отрицании жизнеспособности традиций романтизма, которые в это время еще сильно
сказывались в немецкой музыке. Они оказывали влияние и на формирование
эстетического кредо экспрессионизма, этого своеобразного "преувеличенного
романтизма". Против них и выступает Хиндемит, который видит в музыке Баха
и старых полифонистов добаховской эпохи ту плодотворную основу, на которую
должна опираться музыка нашего века. Он воскрешает и развивает старинные полифонические
формы, насыщая их новым звуковым материалом, новым содержанием.
Этой
своей деятельностью он положил начало новому течению в европейской музыке -
неоклассицизму. В своих лучших произведениях Хиндемит успешно избегает
вытекающей отсюда опасности слухового академизма. В его музыке ощущается острая
"злободневность", подлинный темперамент публициста, откликающегося на
все события дня.
Хиндемит
уже в эти годы поражает своей исключительной трудоспособностью. Он создает
много произведений для фортепиано (сонаты, сюита "1922") и разных
камерных ансамблей, песни, квартеты, инструментальные концерты и оперы. Им
создано также множество "пьес для практического использования"
("Gebrauchmusic"), адресованных широким кругам любителей музыки в
качестве материалов для домашнего музицирования. Этой своей демократической
направленностью Хиндемит, для которого музыка есть средство общения между
людьми, решительно отличается от многих представителей музыкального
"авангарда" высокомерно игнорирующих свою аудиторию.
В
некоторых из своих ранних сочинений Хиндемит использует резко диссонирующие
звукосочетания и смелые политональные комбинации. Однако в его музыке всегда
чувствуется крепкое душевное здоровье, сила и оптимизм, и поэтому даже подобные
"жесткости" не вызывают ассоциаций с характерным для экспрессионизма
налетом истерики. С годами стиль композитора все более и более выравнивается,
из него вытесняются все чужеродные элементы.
Сочинения:
Оперы
(около 10): "Художник Матис" (1938), "Гармония мира"
(1957); симфонии, концерты с оркестром, в том числе для альта (1935),
камерно-инструментальные ансамбли, фортепьянные и хоровые произведения,
вокальный цикл "Житие Марии" (2-я редакция, 1948).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru