Камчатский Государственный Педагогический Университет
Кафедра географии
Шпаргалка по дисциплине почвоведение
Тема : роль высших растений в почвообразовании.
Петропавловск-Камчатский
2000 год
Основную роль живого вещества суши составляют высшие растения,
среди которых
древесная растительность имеет большую массу, чем травянистая.
Образование органического вещества связано с фотосинтезом,
который осуществляется
в зеленых частях растений при участии хлорофилла.
Пространственная и генетическая связь высших растений и
определенных почв давно
обращала на себя внимание.
От многолетних древесных пород ежегодно поступает в почву лишь
незначительная масса
в виде опада отмирающих частей. Кустарниковая растительность
ежегодно теряет значительно
большую часть своей биомассы, а наземная часть трав отмирает почти
полностью.
Для оценки органического вещества в системе растения-почва
применяются следущие
показатели:
Биологическая масса-общее количество живого органического
вещества растительных
обществ.
Мертвое органическое вещество-количество органическоо вещества ,
содержащегося в
отмерших частях растений, а также в накопившихся на почве продуктах
опада.
Годовой прирост- масса органического вещества, нарастающая в
подземныхи надземных
частях растений за год. Опад-количество ежегодно отмирающего органического вещества на
еденицу площади.
(обычно в центнерах на гектар.) Существует четкая связь между количеством органического вещества
на поверхности
почвы и интенсивностью микробиологической деятельности.
Растительность расматривается как главный источник
органических веществ, пос-
тупающих в почву.
Своей жизнедеятельностю растения обуславливают важный процесс-
биогенную
миграцию химических элементов.
После отмирания органическое вещество опступает в почву, где
под воздействием
микроорганизмов подвергается глубокому преобразованию. Затем часть
элементов
усваивается ратениями, а часть задерживается в почве. Происходит
циклическая
миграция химических элементов в системе почва-растительность-почва,
получившая название биологического круговорота.