Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Воспитание технологической культуры и принцип стандартософии

Воспитание технологической культуры и принцип
стандартософии

Варенцова Т.А., канд. пед. наук. ТГУ, г. Тольятти

Новый
поворот ведущих стран мира к воспитанию технологической культуры у подрастающих
поколений, наметившийся в системе образования, означает приобщение молодежи ко
всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру,
социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентирован на человека
новой эпохи. Еще Я. А. Коменский, развивая теорию воспитания "нового
человека", "человека новой эпохи", требовал коренного
преобразования школы с тем, чтобы она "обучала всех всему" и давала
не "призрачное, а действительное образование".

С
одной стороны, этот поворот означает "учиться у будущего",
приспособить образование к применению новых технологий, сформировать у
подрастающих поколений научные и технические знания, необходимые умения, навыки
и полезные привычки, в соответствии с требованиями XXI века к уровню развития
человеческой личности; с другой — содержательную ценность системы образования,
ее гуманную заботу о всестороннем развитии каждого индивидуума, стремящегося
подготовиться к реальной жизни общества, к вступлению в трудовую жизнь, для того,
чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

На
практике теория осуществляется с помощью технологии. Легко установить, что
означает слово "технология", образованное от латинского слова
"техне" – искусство, мастерство, ремесло и "логос" – наука.
В производственном процессе технология – это система предложенных наукой
алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченному
результату деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и
качества. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство.
Все современные производства основываются на технологиях. Технология –
концентрированное выражение достигнутого уровня производства: это и способ, и
результат внедрения научных достижений.

Технологическая
культура — это культура современного технологически насыщенного общества. Это
новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и
улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека. Стандартизация
является составной частью технологической культуры. Традиционно стандартизация
как упорядочивающая деятельность относилась в основном к генерализации и
имитации, регламентируя на базе анализа, НИР определенные требования к
повторяющимся объектам.

Несмотря
на неоднократные попытки в рамках «опережающей стандартизации» стать теорией и
даже наукой, стандартизация не могла стать базой развития, так как знания о ней
самой, о ее сущности оказались недостаточными. Несмотря на активные попытки
ученых вывести стандартизацию на уровень теории и науки, это не удалось сделать
по той причине, что предметом стандартизации считали только деятельность людей,
позабыв о Природе и не задумавшись о том, что Она тоже творит стандарты, какими
являются, например, наш облик (два глаза и т.д.) и функциональные системы.

Что
одинаково? - Сущность! Что различно? - Явления этой сущности в реальной
действительности. Следовательно, возникают проблемы осмысления взаимосвязи
Сущности и Явлений, использование осмысления в процессах, которые традиционно
считаются областью стандартизации.

Предпосылками
к определению главного принципа стандартософии как науки и стандартизации как
практической реализации фундаментальных идей в реальной действительности
являются доступные всем наблюдения за повторяющимися процессами и объектами,
фактически стандартизированными Природой без участия человека и общества, но
открытыми и познаваемыми людьми. К таким предпосылкам, например относятся:

-
чередование дня и ночи, времена года, биологические циклы в живых организмах;

-
движение небесных тел по орбитам с учетом всех отклонений;

-
передача генетической информации в живых организмах;

-
средний уровень лесного массива для данных географических условий;

-
внешний облик человека с учетом этноса и геофактора;

-
процесс жизнедеятельности организмов;

-
симметрия и асимметрия органической и неорганической форм материи;

Наше
поведение по отношению друг к другу подчиняется стандартным правилам поведения.
Наш язык есть комбинация стандартных символов и звуков, которые представляют
собой связь мыслей. Дело в том, что человек буквально окружен стандартами, но
так привык к их присутствию, что не замечает их и не думает об их значении, их
стоимости.

Можно
сделать вывод, что техногенное развитие нашей цивилизации, должно проходить с
учетом всех аспектов существования и неминуемых ограничений различного рода,
которая имеет не один предмет - человеческую деятельность, а два - еще и
творческую деятельность самой Природы, бывшей до человека и проявлявшейся до
XX1 в независимо от человечества. Такой подход переводит стандартизацию в
область стандартософии, которая должна стать составной частью технологической
культуры человека.

Учитывая
объективную необходимость разработки стандартных подходов и методов охраны
природы и обеспечения безопасности людей, можно сделать вывод, что эта
деятельность смыкается с процессами и результатами познания объективных
закономерностей Природы, но не прямо, как в фундаментальных естественных науках
- путем эксперимента, а косвенно - через процессы сопряжения результатов
познания с деятельностью в ее обычном понимании.

С
учетом рассмотренного можно сформулировать главный принцип стандартософии как
науки: стандартософия путем сопряжения повторяющихся и познаваемых явлений
Природы, а также с помощью деятельности в области воспроизводимых и
повторяющихся процессов и элементов развития общества, производства, призвана
способствовать формированию и установлению в документах, отображению в эталонах
любого рода обоснованных ограничений с обеспечением качества жизни.

Проявление
различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду,
улучшать окружающий мир, — это и есть то множество культур, которые воплотились
в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о
развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные
способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его
творческое самовыражение, понятие "технологическая культура"
олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и
научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или
проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.

Одной
из важнейших целей системы технологического образования в воспитании
технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в
овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются
новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь,
стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и
внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на
процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов
и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность
образования, как явление технологизации общества и распространения научных
знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.


Овладеть
технологической культурой в условиях технологического образования означает
овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний,
необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной
деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он
включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс
изготовления.

Воспитание
технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической
проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях
и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и
ответственности. Технологическая культура — это еще и этика, это новая
философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать
объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях
различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и
будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на
техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с
установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие
цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь,
стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так
как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного
века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии.
Последствия технологической деятельности человека на планете (например,
парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие
разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных,
разумных действий человека.

В
настоящее время технологический этап развития общества призван установить
приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимо
комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные
средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее
результатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобы
технологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной,
экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оно
стимулировало развитие человека.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аналіз надходження та руху виробництва
Реферат SocratesA Essay Research Paper Socrate
Реферат Современные религиозные конфессии славян
Реферат Гидрогеология нефтегазоносных отложений Пякупурского куполовидного поднятия
Реферат А. Н. Бакулева на правах рукописи Какучая Теа Тамазовна «Результаты применения клеточных технологий в лечении пациентов с хронической сердечной недостаточностью» (14. 00. 06 -кардиология) Автореферат
Реферат Основні ознаки моральної свідомості особистості як вищі етичні цінності
Реферат Организация оплаты труда в торговле
Реферат Cat In The Hat Essay Research Paper
Реферат Наружная реклама: афиши и плакаты
Реферат Стихотворение А. С. Пушкина ...Вновь я посетил... Восприятие, истолкование, оценка 2
Реферат Johannes Van Der Waals Essay Research Paper
Реферат Налогообложение предпринимательской деятельности
Реферат An Ethical Dilemna Essay Research Paper DilemmaTaken
Реферат Розвиток і розміщення промислового комплексу України
Реферат Анализ преподавательской работы в гимназии