Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Деятельность и личность: строение и развитие личности

Деятельность и личность: строение и развитие личности

Подходы
к изучению личности:

Дифференциальная
психология: личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы.


Общая
психология: функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.

Проблема
условий развития.

Дифференциальная
психология: рассматривает результат развития, а не причину.

Общая
психология. Условия развития личности: природные предпосылки, социальные
условия существования становления личности, культурные принципы решения
личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б) осознание
мотивов.
Понятия субъекта, индивида, личности.

Субъект
– это родовое понятие, базовая психологическая категория, охватывает все
названные понятия. Деятельность – взаимодействие внешних и внутренних условий.
Внешние – окружающий нас мир, социальные отношения, внутренние условия –
субъект. Субъект – совокупность внутренних условий деятельности. S-O-R

Свойства
субъекта:

Активность.
Субъект активно строит свое поведение. Рубинштейн выражает это такими словами:
внешние условия действуют только через внутренние. Это значит, что воздействие
внешних условий на поведение не является прямым. Значит, субъект активен. Он
модифицирует, изменяет внешние воздействия.

Способность
к развитию и саморазвитию. Леонтьев: "внутреннее (субъект) действует через
внешнее и этим само себя изменяет". Субъект способен к развитию,
преобразованию себя.

Наличие
противоречий. Субъект неоднороден, есть разные инстанции в субъекте, между
которыми могут возникать противоречия. Способность к развитию должна содержать
некие условия. Условием любого развития является противоречие

Итак,
субъект активен, способен к развитию потому, что в нем содержаться
противоречия.

Субъекта
нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если
в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно
существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных
областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество,
культура.

А)
природный субъект,

Б)
социальный

В)
культурный.

А:
субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей
среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так
человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического
вида.

Б:
субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных
представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек
– член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами
общения, адекватными занимаемой им позиции.

В:
субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе
универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем
(например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом
культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных
правил.

В
современной психологии слово "личность" используется в разном объеме.
Объем понятия имеет, по крайней мере, три варианта.

1-й
вариант. Личность понимается широко, все три субъекта вместе. Личность –
синоним понятия субъект (по С.Л.Рубиншнейну). Индивидуальность – это
совокупность всех психических свойств, способов поведения субъекта, которые
отличают его от других. Личность – это индивидуальность. Но индивидуальностью
обладают и животные – тоже есть свой характер, темперамент. В этом случае и
животных приходится называть личностями.

2-й
вариант. В понятие "личность" входит совокупность субъектов Б и В.
Этот вариант в отечественной психологии принадлежит А.Н.Леонтьеву. Личность
прежде всего социальное понятие, а тот, кто является природным субъектом, тот
именуется индивидом. "есть социальные и культурные субъекты – личность,
природный – индивид, организм, представитель вида. Индивид – природно, личность
– социально". В мировой психологии 2-й вариант понятия личность ярко
представлен в концепции А.Адлера. Так, согласно концепции, индивидуальной
психологии Адлера исходным для развития личности является социальное чувство,
или чувство общности, связанное с необходимостью войти в общество и занять в
нем полноценное место. Реализации этого чувства препятствуют: а) физические
дефекты (их интерпретация), б) авторитарное воспитание, в) излишняя
эмоциональная опека. Если эти препятствия имеют место, то весьма вероятен
комплекс неполноценности – собственная проблема, которую надо как-то разрешить,
компенсировать. Есть два пути – негативный и позитивный. Негативную компенсацию
комплекса неполноценности следует признать только социальную: это попытка
компенсации последствий комплекса, но не его истоков. Такова по Адлеру неверная
личностная защита – стремление к личному превосходству, власти. Позитивная
компенсация комплекса должна быть названа культурной. Она начинается с того,
что человек не компенсирует последствий, а обращается к истокам комплекса неполноценности.
Цель достигается через сотрудничество с другими людьми. Совокупность способов
достижения жизненной цели есть индивидуальный жизненный стиль, характер
человека – основное понятие Адлера.

3-й
вариант. Личность в точном, узком смысле есть только субъект культуры (В).
Личность – только субъект, сам решающий свои проблемы и отвечающий за их
решения. Социальный субъект здесь социальный индивид, природный – природный
организм. Опираясь на Леонтьева, индивид и личность различаются так: индивид
присваивает опыт (как правило, не свой: природы, формированный в обществе), а
личность – преобразует опыт, и, прежде всего, собственный. В мировой психологии
этот вариант восходит к архетипу самости Юнга – центральному среди остальных.
Самость – подлинное Я. Понятие самости перешло в гуманистическую психологию,
получив новое название – реальное, или подлинное Я. При рассмотрении личности в
узком смысле охватываются критические моменты жизненного пути человека,
требующие самостоятельного решения собственных проблем, ответственного выбора,
в результате которого происходит становление, осознание и преобразование
мотивационной сферы. Тогда личность следует отличать от индивида, имея в виду
не только природную особь, но и представителя конкретного общества – социального
индивида: в своем культурном развитии личность может не совпадать с носителем
конкретных сложившихся общественных установлений.

Структура
личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных,
внутри себя иерархизованных мотивационных линий. Многообразные деятельности
субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы. Узлы, их иерархии
образуют «центр личности», который называют Я, он находится не в индивиде, не
за поверхностью его кожи, а в его бытии.
Представление о личности – представление о
мотивационной сфере.

А.
Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:

широта
связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов
деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность.

степень
иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор.

индивидуальный
профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов. Жан Пиаже:
качественно разные стадии развития.

Эти
параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является
развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных
связей, социальных отношений.

1-е
рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.

2-е
рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ.
Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле –
осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание –
необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет.
Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только
тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.

Строение
личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности –
завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия,
которые станут источником последующего развития.

Точное
понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при
вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида,
выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную
фразу Леонтьева: "Личность рождается дважды". 1-е рождение происходит
внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид
совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам.
2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты:
самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо,
отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.

Критерии
сформировавшейся личности:

Существует
иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения
ради чего-то другого (первое рождение личности).

Существует
способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания
(второе рождение личности).

Развитие
личности.

Личность
в общественной истории.

Личность
в о
нтогенезе


Личность
в общественной истории. Условно выделим два типа обществ:

Традиционное
общество (средневековая община, ремесленный цех; первобытные общества
(Дюркгейм)). При всем многообразии наших проблем все они сводятся к двум –
выбор профессии и создание собственной семьи. В традиционном обществе у
человека нет выбора, права решать эти проблемы. Решение принимается в
соответствии с социально-культурными нормами. Человек становится личностью,
когда входит в социальное целое. Нет разницы между Я и Мы. Это целое всегда
противопоставляет себя кому-то. Личность есть в определенном социальном
сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют культуру. Личность – это
социально-политический институт, особый слой хранителей культуры. Отдельный
человек не является личностью в принципе. У него неполная самостоятельность, а
ответственность совместная. Соотношение общественных правил и культурных норм:
социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью
воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность -
взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает
воспитатель, он разделяет ответственность. В первом рождении – личность внутри
социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила совпадают,
социокультурная регуляция поведения. Личность внутри социального индивида.

Современное
общество. У человека возникает возможность собственного выбора, смены
социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин
во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму рождению
личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает на собственном
примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове можно
(социальные нормы племени), ему – нельзя (культурные нормы - нельзя убивать
себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные правила
(культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на
собственные возможности и способности - человек самостоятелен. Личность выходит
за пределы социального индивида.
Личность в онтогенезе

Развитие
личности состоит из двух этапов:

развитие
потребностно–мотивационной сферой (первое рождение, в поступке),

развитие
самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).

Первое
рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность
начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой
конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит
предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать
предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект
привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать
со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет
соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит. Социальный индивид
может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность.
Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой
по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет –
нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены,
после него – один победил, а другой стал соподчиненным. Результат первого
рождения личности - иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в
присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков,
решения они принимают вместе со взрослыми. Функции мотива – побуждать к
действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти
функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует
как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.

Второе
рождение личности: подростковый возраст 10 - 14 лет. Происходит осознание своих
мотивов. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Когда
мотивы осознаются, то возможно изменение их структуры, преобразование ядра
личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя,
осознанно и целеустремленно устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа
не ограничивается работой сознания, а подкрепляется конкретными поступками.

Чем
является природа (1), общество (2), культура (3) для развития личности?

природные
черты - органические предпосылки развития личности (способности, темперамент и
т. п.). исходные данные для дальнейшего преобразования. Эти черты приобретают
значение, когда человек входит в общество. Природные черты - материал для
постановки личностных проблем.

Общество
- необходимое условие развития личности. Необходимо для 1-го рождения и
недостаточно для 2-го. Это условия для постановки проблем.

Культура,
культурные нормы – а) культурный опыт - универсальные правила или принципы
решения личностных проблем; б) культурный предмет – средство преобразования
природы (ложка); в) культурная норма – защита преобразованной природы.

Характеристики
личности:

Личность
по определению является творческой, она выходит за пределы собственного опыта
(трансценденция), личность преобразует собственные привычные способы мышления,
поведения, представления о мире. Если личность выходит только за пределы социального
индивида – “выскочил из семьи” – тогда нет разницы между героем и преступником.
Раскольников – вряд ли личность. Его вопрос – ложный. Это – мнимая личность.
Подлинная личность выходит за собственные пределы; преобразует привычное
собственное мышление.

Личность
многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренняя разнородность.
Личность не избегает противоречий - внутренний диалог личности, обсуждение
различных вариантов решения проблемы. Амбивалентность мышления.

Личность
существует только в развитии.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.