Из истории трансперсональной психологии...
Светлана Ория
Трансперсональная
психология — одно из самых мощных направлений современного психоанализа,
синтезирующее идеи Отто Ранка ( травма рождения), аналитической психологии
Карла Густава Юнга и философские идеи неклассической современной физики (см.
принцип дополнительности) Вернера Гейзенберга и Дэвида Бома.
Основатель
Т. п. — психолог и философ Станислав Гроф — в 1960-е годы эмигрировал в США из
Чехословакии и там возгавил отделение психиатрических исследований в
Психиатрическом исследовательском центре в штате Мэриленд.
В
основе философских представлений Т. п. лежит юнгианская идея о том, что
сознание не тождественно мозгу. Уже сам Юнг в разработанном им учении о
коллективном бессознательном в значительной степени отошел от европейской
(картезианской) традиции понимания сознания и в своих идеях использовал
элементы восточных философских учений: махаянического буддизма, неоведанты,
санкхья, даосизма, философии китайской классической «Книги перемен». Общим для
всех этих представлений, во-первых, является учение о карме, то есть о том, что
жизненный путь души человека претерпевает бесконечное множество превращений,
рожденийсмертей, и, во-вторых, то, что сознание человека, его душа в большой
степени определяется особенностью протекания его кармических воплощений.
(Естественно, что Фрейд, воспитанный в позитивистских традициях ХIХ в., не мог
принять подобного рода идей — отсюда их резкий разрыв с Юнгом.)
С
другой стороны, Гроф углубил и как философски, так и клинически уточнил учение
Ранка о травме рождения. Гроф ввел понятие динамики предродового
(перинатального) развития, в то время как для Ранка травма рождения была чем-то
единым.
Клинический
аспект Т. п. Грофа заключается в том, что человек, страдающий различными
психическими отклонениями (Гроф, будучи настроен экзистенциально — см.
экзистенциализм , - не склонен называть их болезнями), должен вторично пережить
и тем самым избыть травму рождения или физиологически отягченный опыт своего
перинатального развития либо даже некую отдаленную травму его кармического
предка или нации, к которой он принадлежит, в целом.
Конкретно
методика психотерапии Грофа имеет две разновидности. Первая — ЛСД-терапия. В
этом случае пациенту, страдающему тем или иным психическим расстройством, под
строгим наблюдением врача и нескольких ассистентов на протяжении нескольких
сеансов дают определенную дозу наркотика ЛСД, под воздействием которого пациент
погружается в измененное состояние сознания . Здесь и начинается собственно
применение методики Грофа. Согласно представлениям Т. п., принятие ЛСД при
соответствующей психотерапевтической помощи врача воскрешает в бессознательном
пациента обстоятельства, сопутствующие травме рождения, перинатальной динамике
или трансперсональной кармической динамике. Как правило, при таких сеансах
пациент испытывает глубокие психологические и нравственные страдания. Его
посещают кошмарные зрительные образы, как правило мифологического характера, но
иногда и исторического — картины войн, пыток в концлагерях, геноцида. Пациент
может кричать, биться в конвульсиях, вырываться из рук держащих его
ассистентов, но по договоренности между ним и врачом сеанс может закончиться
только тогда, когда пациент отчетливо произнесет заранее обговоренное слово
«хватит» или «достаточно».
Если
сеанс (а их может быть несколько) протекает в нужном русле, то есть если
пациент встречает в своих видениях ту травматическую причину, из-за которой он
страдал во взрослой жизни, то он, как правило, испытывает чувство облегчения,
блаженства, экстаза и расширения личности. Гроф не раз подчеркивал, что его
метод не носит медицинского характера, а является психологическим методом
развития личности. По Грофу, в основе большинства страхов, фобий, тревожных
состояний и т.п. лежит фундаментальный страх перед рождением-смертью. Вторично
пережив рождение-смерть, человек перестает бояться и только тогда становится
полноценной личностью.
Гроф
пишет: «Некоторые люди под действием ЛСД неожиданно испытывали яркие сложные
эпизоды из других культур, из других исторических периодов, которые имели все
качества воспоминаний и обычно интерпретировались как вновь пережитые эпизоды
из предыдущих жизней. По мере развертывания этих переживаний люди обычно
идентифицируют определенных лиц в их настоящей жизни в качестве важных
протагонистов из кармичесхих ситуаций. В этом случае межличностные напряжения,
проблемы и конфликты с этими лицами часто узнаются или интерпретируются как
прямые результаты деструктивных кармических паттернов. Повторное проживание и
разрешение подобных кармических переживаний чаще всего ассоциируется у
принимавшего ЛСД с чувством глубокого облегчения, освобождения от тягостных «кармических
завязок», всепоглощающего блаженства и завершенности».
«Как
только принявшие ЛСД входят в перинатальную область и сталкиваются с двойным
опытом рождения и смерти, они обычно сознают, что искаженность и
неаутентичность в их жизни не ограничиваются какой-то ее частью или областью.
Они неожиданно видят всю картину реальности и общую стратегию существования как
ложную и неподлинную. Многие отношения и модели поведения, которые прежде
воспринимались как естественные и были приняты без сомнений, теперь оказываются
иррациональными и абсурдными. Становится ясно, что они вызваны страхом смерти и
неразрешившейся травмой рождения. В этом контексте лихорадочный и возбужденный
образ жизни, охотничьи амбиции, тяга к соревнованию, необходимость
самоутвердиться, а также неспособность радоваться представляются совсем необязательными
ночными кошмарами, от которых вполне возможно пробудиться. Те, кто завершает
процесс смерти возрождением, подключаются к истинным духовным источникам и
понимают, что корнями механистического и материалистического мировоззрения
является страх рождения и страх смерти».
В
середине 1970-х годов ЛСД-терапия была Грофу запрещена. Тогда он применил
другой, древний способ погружения в измененное состояние сознания — так
называемое холотропное полное дыхание. В остальном методика оставалась прежней,
но при погружении при помощи холотропного дыхания использовалось еще
надавливание руками на определенные участки тела пациента.
Гроф
разработал подробную классификацию состояния плода в чреве матери (так
называемая динамика «базовых перинатальных матриц» — БПМ). Биологическая основа
БПМ-I — это исходное симбиотическое единство плода с материнским организмом.
Внутри этой БПМ условия для ребенка могут быть почти идеальными. БПМ-II
относится к самому началу биологического рождения, к его первой клинической стадии.
Здесь исходное равновесие внутриматочного существования нарушается — вначале
тревожными химическими сигналами, а затем мышечными сокращениями. При полном
развертывании этой стадии плод периодически сжимается маточными спазмами, шейка
матки закрыта и выхода еще нет. Для этой стадии характерно переживание
трехмерной спирали, воронки или водоворота, неумолимо затягивающего человека в
центр.
На
стадии БПМ-III шейка матки раскрыта, и это позволяет плоду постепенно
продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за
выживание, сильнейшее механическое сдавливание, высокая степень гипоксии и
удушья. На конечной стадии родов плод может испытывать контакт с такими
биологическими материалами, как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и
даже кал. Чрезмерные страдания, связанные с БПМ-III, в целом можно
охарактертовать как садомазохистские.
«Переход
от БПМ-IV влечет за собой чувство полного уничтожения, аннигиляции на всех
мыслимых уровнях — то есть физической гибели, эмоционального краха, интеллектуального
поражения, окончательного морального падения [...].
За
опытом полной аннигиляции [...] следует видение ослепительного белого или
золотого света, сверхъестественной яркости и красоты [...]. Человек испытывает
чувство глубокого духовного освобождения, спасения и искупления грехов. Он, как
правило, чувствует себя свободным от тревоги, депрессии и вины, испытывает
очищение необремененности. Это сопровождается потоком положительных эмоций в
отношении самого себя, других или существования вообще. Мир кажется
прекрасным.и безопасным местом, а интерес к жизни отчетливо возрастает»
Сознание,
прошедшее через Т. п., Гроф называет холотропным сознанием. Это поле сознания
без определенных границ, которому открыт доступ к различным аспектам реальности
без посредства органов чувств. Для холотропного сознания «вещественность и
непрерывность материи является иллюзией [...] прошлое и будущее можно
эмпирически перенести в настоящий момент (ср. время) ; можно иметь опыт
пребывания в нескольких местах одновременно; можно пережить несколько временных
систем сразу; можно быть частью и одновременно целым (ср. миф) ; что-то может
быть одновременно верным и неверным (ср. многозначные логики) ; форма и пустота
взаимозаменимы и т. п.».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://abc-health.net/