Основные образующие сознания
Сознание
– со-знание. Леонтьев: основным, базовым условием понимания человеком смысла
своих действий является наличие в его психике особых образований – значений.
Сознание возникает благодаря происходящему в труде выделению действий,
познавательные результаты которых абстрагируются и идеализируются в форме
языковых значений. При этом они несут в себе способы, предметные условия и
результаты действий. Каждый человек в ходе онтогенеза приобщается к нему через
овладение языком, и благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.
Основными
образующими сознания являются:
Значение
Личностный
смысл
Чувственная
ткань
В
значениях (языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма
существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых
общественной практикой.
Значения
– познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены
результаты познавательного опыта общества в целом.
Значения,
как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.
Значения
возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с
другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения
общественно-исторического культурного опыта.
Значения
в сознании:
продукт
общественно-познавательного опыта
личностный
смысл (субъективный)
Значения
присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс
происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению
действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой,
идеализированной форме и представлены в значении.
Личностный
смысл – возникает в процессе присвоения значений. При этом значения включаются
в контекст индивидуальной деятельности, мотивов побуждающих действий. Значения,
включенные в мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество –
личностный смысл, «значение для себя». Личностный смысл связывает значения с
реальностью самой его жизни, с ее мотивами. Личностный смысл создает
пристрастность человеческого сознания.
Чувственная
ткань – возникает при отображении объектов внешнего мира. С помощью значений
строится познавательная картина мира. Благодаря ей мир выступает для субъекта
как существующий вне сознания, но реальный.
В
сознании значения связываются внешней чувственностью с реальностью объективного
мира;
Обычно,
в нормальных условиях, чувственный образ слит с предметным содержанием. При
нарушении или извращении рецепции внешних воздействий возникает чувство
нереальности переживаемого мира, сознание ни о чем.
Чувственная
ткань с одной стороны – представленность окружающего мира.
С
другой стороны – с ее помощью наши познавательные представления обретают
реальность.
Чувственная
ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем
существует для субъекта предметное содержание (и это составляет обычное,
«нормальное» явление), либо сама по себе. В отличие от нормальных случаев,
когда чувственная ткань и предметное содержание слиты между собой, их
несовпадение обнаруживается либо в результате специально направленной
интроспекции, либо в особых экспериментальных условиях — особенно отчетливо в
опытах с длительной адаптацией к инвертированному зрению. Сразу после надевания
инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного
образа, лишенная предметного содержания. Дело в том, что при восприятии мира
через меняющие проекцию оптические устройства видимые образы трансформируются в
сторону их наибольшего правдоподобия; другими словами, при адаптации к
оптическим искажениям происходит не просто иное «декодирование» проекционного
образа, а сложный процесс построения воспринимаемого предметного содержания,
имеющего определенную предметную логику, отличную от «проекционной логики»
сетчаточного образа. Поэтому невозможность восприятия предметного содержания в
начале хронического эксперимента с инверсией связана с тем, что в сознании
субъекта образ представлен лишь его чувственной тканью. В дальнейшем же
перцептивная адаптация совершается как своеобразный процесс восстановления
предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной
ткани.
Глубокая
природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что
они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с
внешним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их
формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную
отнесенность.
Конечно,
когда мы сопоставляем с огромным богатством познавательных результатов
мыслительной человеческой деятельности те вклады, которые непосредственно
вносит в него наша чувственность, то, прежде всего, бросается в глаза их
крайняя ограниченность, почти ничтожность; к тому же обнаруживается, что чувственные
впечатления постоянно вступают в противоречие с более полным знанием. Отсюда и
возникает идея, что чувственные впечатления служат лишь толчком, приводящим в
действие наши познавательные способности, и что образы предметов порождаются
внутренними мыслительными — бессознательными или сознательными — операциями,
что, иначе говоря, мы не воспринимали бы предметного мира, если бы не мыслили
его. Но как могли бы мы мыслить этот мир, если бы он изначально не открывался
нам именно в своей чувственно данной предметности?
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/