Мотивация достижений
Мотивации
(побуждения) — это активные состояния мозговых структур, или
системно-организованные возбуждения центральной нервной системы, побуждающие
высших животных и человека совершать действия (акты поведения), направленные на
удовлетворение своих потребностей.
Краткая историческая справка
Исследования
мотивации достижений начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого
века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации
достижений с помощью тематического апперцепционного теста (ТАТ) Г.А. Мюррея.
Необходимость
подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными
ориентациями людей из разных социальных слоев. По Мак-Клелланду формирование
мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является
побочным продуктом основных социальных мотивов.
Позже
вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как Дж.
Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно
появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от
воспитательного воздействия взрослых.
Мотивационные переменные
Определение
мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не
объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены
конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между
деятельностью и мотивом достижения. Это:
Личностные
стандарты — оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности
задачи и т.д.;
Привлекательность
для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности;
Индивидуальные
предпочтения — приписывание ответственности за успех или неудачу себе или
окружающим обстоятельствам.
Чем
выше эмоциональная включенность родителей в дела ребенка и соответствующая
этому окружающая обстановка, тем выше у ребенка потребность в достижении
успеха. Для формирования такой потребности давление родителей на ребенка должно
быть ненавязчивым, а окружающая среда должна быть благоприятной и побуждающей.
В этом случае появится наибольшая вероятность для самостоятельной проверки
ребенком своих умений и возможностей.
Физиологические особенности мотиваций
Нервная
основа мотиваций — широко разветвлённые системы, элементы которых расположены
во многих отделах мозга. Биохимические сдвиги во внутренней среде организма, и
действие внешних стимулов, преобразуются в процесс возбуждения, в результате
чего задействуются те или иные структуры гипоталамуса. Далее мотивационное возбуждение
распространяется на лимбическую систему и кору больших полушарий головного
мозга, где формируется программа поведения, способного привести к
удовлетворению именно этой потребности.
К
нервному основанию мотиваций, помимо гипоталамуса, принадлежат некоторые ядра
миндалевидного комплекса, лобные и отчасти височные доли коры. Поражение лобных
отделов больших полушарий мозга приводит у человека к нарушению мотиваций
высшего типа, инициирующих трудовую деятельность, социальные контакты и
творчество. При этом наблюдается растормаживание элементарных мотиваций.
Мотивация достижения
Мотивация
достижения — это, прежде всего стремление к успеху, к высоким результатам в
своей деятельности. И если человек, стремится достичь успеха, высоких
результатов в деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения.
Одни люди отводят достижению успехов слишком большую роль, для других — это
менее важно. В зависимости от этого человек и определяет род и интенсивность
своих занятий.
Факторы,
определяющие наличие сильной мотивации достижения
Стремление
достигнуть высоких результатов (успехов).
Стремление
делать все как можно лучше, лучше всех.
Выбор
сложных заданий и желание их выполнить.
Стремление
совершенствовать себя в своем мастерстве.
Для
успешной деятельности человека, необходимо помимо способностей еще желание,
целеустремленность и настойчивость в достижения успеха (т.е. мотивации
достижения), учение во многом тоже достижение.
Тест мотивации достижений
Используя
тест мотивации достижений (ТМД), пакета "Личность" можно выявить
доминирование одного из двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива
стремления к успеху и мотива избегания неудачи.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru/