Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Базовая мотивация. Стратегии ее выделения

Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.

Мотив
– то, что побуждает и направляет деятельность субъекта. У Леонтьева мотив –
обязательно предмет, непосредственно побуждающий к деятельности.

Потребность
– состояние нужды в чем-либо, которое необязательно может быть закреплено в
организме.

И
потребности и мотивы – побудители действий.

Базовая
мотивация – это основные мотивы поведения человека, первичные, универсальные.

Суть
проблемы: где находится источник побуждения к действию?

Источник
побуждения находится внутри субъекта - поиск базовой мотивации

Источник
мотивации раскрывается при взаимодействии субъекта с объектом.

Основные
положения базовой мотивации:

Мотивационная
сфера разделяется на 2 уровня, на базовый (первичный) и производный
(вторичный).

Базовый
уровень считается генетически заданным, врожденным (базовый уровень -
врожденный, производный - приобретенный). Производный уровень - значит, должен
быть механизм приобретения или механизм преобразования базовой мотивации в
производную.

Базовый
уровень рассматривается как изначальный для анализа.

Основные
стратегии выделения базовой мотивации:

1)
Умозрительный подход (результат наблюдений и жизненного опыта) - Фрейд,
Мак-Дауголл.

2)
Факторный анализ - Р.Кетелл.

3)
Эмпирический метод - проективные техники - Мюррей (ТАТ) - базовыми являются
потребности и мотивы; более элементарное выделить нельзя, нет инструмента.

4)
Анализ биографии, интервью, опросники.

Стратегии
выделения базовой мотивации:

1)
У. Мак-Дауголл. Выделение инстинктов (склонностей). Основное понятие - инстинкт
или склонность. Инстинкт - это внутренний источник поведения, который
восстанавливается во времени. Мак-Дауголл относил к инстинктам то, что нельзя
разложить далее - потребность в общении, познавательную потребность, стремление
к комфорту, передвижение в поисках новых впечатлений, сон. Механизм
преобразования базовой мотивации - появление новых мотивов с помощью механизма запечатления,
импринтинга (Лоренц). Результат запечатления - это производная потребность.

Признаки
базовой мотивации (Хекхаузен - Мак-Дауголл):

1)
врожденность, 2) постоянство проявления (идет изнутри, ее проявления не вызваны
обстоятельствами), 3) устойчивость мотивации (в разных ситуациях, во времени –
не насыщаются), 4) универсальность (видовая), 5) автономия (БМ не может быть
удовлетворена замещающей деятельностью.

Инстинкт
изначально присущ субъекту, побуждает к действию. Действие является
результативным и снижает напряжение; затем инстинкт спонтанно возобновляется.

Если
мотивацию, не только животных, но и человека, называют инстинктивной, то
предполагается, что речь идет о мотивации биологической, врожденной. Врожденные
мотивы входят в структуру инстинктов, являются компонентами инстинктивного
поведения. Они называются мотивационными диспозициями – это внутренняя
предрасположенность к определенным действиям. В инстинктивном поведении можно
выделить 3 последовательных процесса:

Избирательность
восприятия (познавательная составляющая). Предрасположенность к селективному
восприятию в зависимости от специфических состояний организма (нужды),
например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода.

Соответствующий
эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые
потребности, то и эмоциональные импульсы тоже будут базовыми. Инстинкт –
любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности (основные) –
рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный –
20 или 12 инстинктов.

Активность
инструментального типа, направленная на достижение цели. Волевой (моторный)
компонент, выражается в наличии механизмов (в организме), предназначенных для
реализации инстинкта.

Триединство
инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность
действовать.


Лоренц изучал только третью часть. Он описал
превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз
есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть
первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта.

Набор
базовых инстинктов и составляет базовые мотивации:




Бегство (страх)


Неприятие (отвращение)


Любознательность (удивление)


Агрессивность (гнев)


Самоуничижение (смущение)


Самоутверждение (воодушевление)





Родительский инстинкт
(нежность)


Инстинкт продолжения рода (-)


Пищевой инстинкт (-)


Стадный инстинкт (-)


Инстинкт приобретательства (-)


Инстинкт созидания (-)






Классический
бихевиоризм. Изучали мотивацию по поведенческим проявлениям. Мотивация -
базовое условие поведения. Первичные мотивы – драйвы (пищевой, половой драйв).
Это – первичные потребности. Механизм преобразования безусловных потребностей
во вторичные - путем обуславливания, научения,

Классический
психоанализ. Фрейд. Содержание инстинкта (влечения) - первичная, жизненная,
либидозная энергия, источником имеет тело. Инстинкт в телесном смысле - это
потребность, а в психическом плане - желание. Он является источником побуждения
к действию, но у влечения должен быть объект.

4
компонента инстинкта:

организм,
тело - источник инстинкта

цель
инстинкта - редукция (уменьшение) потребности, которая делает излишней
активность субъекта

импульс
- это количество активной (деятельной) энергии, необходимое для достижения цели

объект
- это предмет или действия с ним, которые удовлетворяют потребность

Есть
сам инстинкт (базовая потребность) и есть механизмы его преобразования (то, что
она производит). Полную базовую потребность можно определить тогда, когда она
опредметилась, получила свой объект.
Механизмы преобразования инстинктов.

Катексис
- процесс помещения телесной (либидозной) энергии в психику. В результате этого
либидозная энергия теряет подвижность.

Вытекание
(сублимация) - это перенос, вытеснение энергии вверх, на новые цели и объекты,
высвобождение природной энергии, преобразование ее в культурное русло.

Первичная
энергия одна, ее объекты широки и разнообразны.

У
Райха: базовая потребность: оргональная энергия (аналог либидозной энергии). У
Адлера базовая потребность: врожденная потенциальность, чувство общности
(социальное) - потребность стать полноценным членом общества.

Юнг.
Базовые мотивы – не единичные мотивы, а мотивационные ситуации, архетипы.
Проблемы, кот. могут возникнуть из бессознательного м.б. бызовыми потр-тями. В
них представлены способы постановки и решения личностных проблем; образцы,
заполняемые в индивидуальном опыте.

Кеттелл.
В отличие от вышеприведенных стратегий двигался сверху вниз. Три уровня
мотиваций: установки; чувства; эрг. Тест-опросник. В нем высказывание, с
которым можно согласиться или нет. Согласие – определилась установка
испытуемого. Установка – поверхностное проявление мотивации. С помощью
факторного анализа обобщил установки в более фундаментальные факторы: чувства,
эмоции. Чувство – ядро для заданной склонности. Одни чувства в разных
обстановках. Если и далее обобщать, то можно выделить глубинные, изначальные
факторы. Эрги - это природные, биологические цели, это единые динамические
базовые черты.

Г.
Мюррей. Базовую потребность выделяют с помощью проективных техник. ТАТ
(тематический апперцептивный тест). Суть проективной методики в том, что нам
предлагают образец для выявления своих внутренних свойств - предлагают типовые
ситуации, которые мы по инструкции должны подробно описать. Смысл - ситуация
изначально неопределенная, т.е. несколько возможностей для ее заполнения -
предполагает проективную активность субъекта. Он пользуется термином
потребность или нужда - внутренние свойства субъекта, которые можно назвать
базовыми. Но эти нужды выявляются лишь во взаимодействии со средой (переходная
ситуация от поиска базовой мотивации к выделению мотивации ситуационной).
Потребности и нужды не обнаружились бы, если бы не было социального давления,
или социального пресса. Потребность - это результат взаимодействия субъекта и
среды. Они базовые для анализа, так как нет инструментов чтобы выделить нечто
более элементарное, но они же и ситуационные, потому что сама проективная
методика предполагает ряд исходных ситуаций. Потребность – это конструкт,
обозначающий силу, которая организует восприятие, апперцепцию, интеллект, волю
и действие таким образом, чтобы изменить в определенном направлении имеющуюся
неудовлетворительную ситуацию. Часть базовых мотивов могут быть психогенными, а
не только органическими. Их можно отнести к базовым из-за их универсальности
(есть у всех). Мотивационные диспозиции (потребности) можно делить на первичные
(висцерогенные) и вторичные (психогенные), на позитивные и негативные, явные и
латентные.

Психогенные
потребности:




Унижения


Достижения


Аффилиации


Агрессия


Независимости


Противодействия


Уважения





Защиты


Доминирования


Привлечения внимания


Избегание вреда


Избегание неудач


Покровительства


Порядка





Игры


Неприятия


Осмысления


Сексуальных отношений


Поиска помощи


Понимания






Базовые
потребности (по Маслоу) - иерархическая структура из 7 уровней. Важная закономерность:
если потребность полностью удовлетворена, то она остается непредставленной
психически в сознании. Психическая представленность обнаруживается, когда есть
какие-либо затруднения.

Иерархия
потребностей (А.Маслоу):

Потребность
в самоактуализации

Потребность
в гармонии, эстетическая

Потребность
в познании себя

Потребность
в самоуважении

Потребность
в принадлежности к социальному целому

Потребность
в безопасности

Физиологические
нужды

Физиологическими
нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне
потребность удовлетворяется путем снижения напряжения..

Потребность
в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса.

Потребность
в гармонии – потребность в упорядоченности мира.

Самоактуализация
– потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и
способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится
к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть
исходная точка развития.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.