Как научится писать эссе по обществознанию на
"отлично"?
Киприянова Е.В., к.пед.н,. г. Челябинск.
Сочинение
в жанре эссе по обществознанию - явление для школьников да и для учителей
новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.
"Краткий
словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как
"разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение
факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Сочинение в жанре
эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму
знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях,
отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он -
его герой.
Для
эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность,
эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы
и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как
записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
Казалось
бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты
Артур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, что
творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе,
необходимо оценить - и оценить объективно. Как совместить все, что было
отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность,
образность и эмоциональность), с пресловутыми знаниями, умениями и навыками:
владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления,
аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из
общественной жизни и личного опыта?
Диалектическое
противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание,
субъективная и объективная стороны социального знания.
В
нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые
рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания
эссе по обществознанию.
Работу
необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и
пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно
исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что на-писан небрежно.
Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки
мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так)
черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь,
при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного
высказывания.
Как
быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!),
писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и
дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте
листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.
Важная
"мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте -
это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в
которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так,
что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений.
Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое
ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка
в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком.
Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее
(ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Итак,
тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по
обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в
виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно
выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела
или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
Полезно
на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе:
понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы,
имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется
нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в
утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".
Следующая
задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать
эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самые
ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует
проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет
обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль,
подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Например,
тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю)
предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания,
самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности
формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы
человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема
"Не хлебом единым жив человек" ставит проблему
соотношения
материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это
значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия,
термины, при-меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной
проблематикой.
Структура
эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по
проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена
доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это
факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный
опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два
аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три
аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре,
ориентированном на краткость и образность.
Таким
образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов
зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис,
аргументы
тезис,
аргументы
тезис,
аргументы
заключение
Заметим:
вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она
ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Учащимся
необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк,
логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внимание
нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи
эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что
должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации
предложения, умелое использование "самого современного" знака
препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже
полезно помнить.
Во
второй части статьи остановлюсь на приемах, обеспечивающих творческое освоение
понятийно-категориального аппарата курса обществознания (уверенное владение
терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе).
1.
Философская оценка.
Этот
прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы,
самостоятельно выражать собственную точку зрения.
2.
Категориальный анализ.
Это
"перевод" текста на язык философских категорий. Прием позволяет
определить присутствие философских законов и категорий в конкретных
высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и
анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы,
цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.
3.
Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
Предлагается
текст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде.
Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.
4.
Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
Результаты
работы уместно оформить в табличном виде.
5.
Построение философского предложения или текста.
Задача
заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов
построить верное, осмысленное предложение.
6.
Задания-игры.
Это
загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические
квадраты и пр.
7.
Ролевые задания.
Они
предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой,
персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новыми
социальными ролями, усвоении культурного опыта и его интерио-ризации.
8.
Индивидуализированные рефлексивные задания.
Они
направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание,
самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций
"переноса" (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в
заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также
написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.
9.
Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.
Задания
строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей.
Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент его
включения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии -
непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, при
котором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности,
хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).
В
заключение вернусь к вопросу о критериях оценивания эссе по обществознанию.
Очевидно, что эссе предполагают реализацию личностно ориентированного подхода к
обучению. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельности
в данном случае выступает контентанализ и поэлементный анализ текста эссе.
Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих
терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание
проблемы и самостоятельность ее решения.
Следует
подчеркнуть, что данные критерии в целом абстрактны, при их применении к
конкретным работам неизбежно возникают трудности. Выработка критериев
оценивания работ творческого, субъективного содержания остается важной
проблемой современной образовательной теории и практики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://teacher.syktsu.ru