Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблема профилактики сползания карьериста

Проблема профилактики сползания карьериста

Михаил Ефимович Литвак, член-корреспондент Российской
Академии Естественных наук, кандидат медицинских наук, один из самых известных
психологов России.

Что-то
менять надо, даже когда все в порядке, когда очень не хочется что-то менять. Но
нельзя почивать на лаврах. Развитие не остановишь. Загляните в будущее. Рано
или поздно благополучие исчезнет, если все останется по-прежнему.

Несколько
слов руководителям-карьеристам, у которых дела идут довольно успешно, и тем,
кто станет руководителями. Будьте бдительны! Когда дела идут хорошо можно
незаметно сползти с занимаемой позиции. Вот вам некоторые подводные рифы и
течения, которые незаметно производят эти превращения.

1.
Обилие представительских функций. Приходится присутствовать на массе совещаний,
заседаний, участвовать в работе множества комиссий, организовывать банкеты и
вечера отдыха.

2.
Лесть и восхищение. Следует помнить, что льстец обманет, а восхищающийся
предаст.

3.
Обилие текущей работы. Здесь вам помогут секретари, референты и заместители.

4.
Жажда признания вышестоящих карликов, или синдром Высоцкого. Мне
представляется, что много гениев, известных и неизвестных, у нас гибнет или
делают меньше, чем могли, из-за того, что не могут обойтись без признания
власть имущих. Ведь Высоцкий был признан народом, но все же переживал из-за
того, что не имел соответствующего документа. Те же муки испытывал Пушкин из-за
того, что его назначили на очень маленькую должность. Примеры можно продолжить.
Этот синдром отнимает много душевных сил (душит обида, когда не признают твоих
заслуг). Зря тратятся время и средства для добычи блестящих камушков. Меня
давно уже беспокоит проблема этой сорочьей психологии, которая замедляет
личностный рост и приводит к болезням. Посмотрите на визитные карточки многих
добившихся формального успеха людей. Там уже их имени некуда ставить. Начинаешь
сомневаться, а есть ли у них успех фактический. К сожалению, эта болезнь и у
меня протекает в хронической форме, а иногда и с обострениями. Так и хочется
сообщить на весь мир, что еще и... Не буду перечислять всех своих регалий.
Получение их отняло у меня много времени и сил. Лучше бы еще пару книг написал.
Но зато хочу отметить, что я уже не преподаватель Ростовского государственного
медицинского университета. Я уже не президент Северо-Кавказской
психотерапевтической ассоциации. Думаю, что скоро я уже не буду главным
психотерапевтом Ростовской области.

5.
Боязнь неудач. Тренер-карьерист смог создать дружную команду, которая заняла
второе место в высшей лиге. Шло время. Несколько лет они держались на втором
месте. Ведущий состав практически не менялся. Каждая игра была ответственная.
Вводить новых игроков в основной состав он не решался. Молодые талантливые
игроки, не дождавшись своей очереди, уходили в другие коллективы. Роптал и
основной состав. Их время уходило, и шансов попасть в сборную страны оставалось
все меньше. Но как-то так случилось, что несколько ведущих игроков получили
травмы, несколько ведущих спортсменок ушло в декретный отпуск. Он вынужден был
практически заменить весь основной состав. Команда быстро спустилась очень
низко. Так он стал прикладываться к бутылке. Вскоре его уволили. В общем,
иногда, чтобы подняться на более высокую вершину следует спуститься чуточку
вниз, но вперед.

Мы
как-то привыкли к тому, что незаменимых людей не бывает, а сообщество
рассматриваем как булыжную мостовую. Выпал один булыжник — вставляем вместо
него другой. Это было бы прекрасно, если бы так могло быть. Ведь каждый из нас
создан в одном экземпляре. С точки зрения истины, правильнее было бы говорить о
том, что каждый человек абсолютно незаменим. В. Франкл предлагает рассматривать
сообщество как мозаичный рисунок, где каждый кусочек мозаики неповторим. Такой
поход заставляет нас бережно и даже трепетно относиться друг другу. Это не
значит, что не нужно увольняться, что нельзя разводиться. Это не значит, что
нельзя увольнять, что нельзя прогонять людей. Но прежде чем это сделать, нужно
крепко подумать. Ведь обойтись друг без друга мы не сможем. Ведь вместо
ушедшего нужно будет найти другого. И неизвестно, будет ли другой лучше, если и
прежний был вроде бы ничего. В этой связи становится ясна решающая роль
руководителя в сообществе, ибо он находится в центре этого рисунка. Только
руководителю нужно, чтобы его группа была коллективом, только он изначально
заинтересован в укреплений группы, и только он один может это сделать. Роль
руководителя трудно переоценить.

В
качестве иллюстрации хочу привести пример одной производственной группы,
развитие которой я наблюдал много лет. Там было 8 ступенек роста. Так менялись
только руководители, все, даже те, кто был на нижних ступенях иерархии,
практически не менялись, даже те, кто находились на нижних ступенях. Эта группа
входила в мощную престижную организацию. Вначале группу принял руководитель
достаточно большой высоты. Стиль управления у него был жестко автократический.
Из членов группы кто подрос, кто распрямился, а кто и ушел. Показатели
несколько возросли. Но через пять-шесть лет стало ясно, что он не меняется. Его
подчиненные, стоящие на одну-две ступеньки ниже, к этому времени могли уже
предсказать каждое его слово, когда он говорил. Они могли предвидеть любое
действие. Вначале его восторженно приняла карьеристская группа. Но как только
он стал тормозить ее рост, она вступила с ним в конфликт. Показатели расти
перестали, и вскоре группа по основным показателям оказалась в числе
аутсайдеров.

Но
среди аутсайдеров это была лучшая группа. Его попытались карьеристы снять. Но
им это сделать не удалось, хотя какое-то время он висел на волоске. Ну не знали
они, что некомпетентность не является основанием для увольнения. Естественно,
организация его поддержала, и он еще лет десять руководил группой. Карьеристы
продолжали с ним бороться, укрепляя его влияние. Я посоветовал прекратить
борьбу и начинать его расхваливать, где только можно, и ругать его начальника.
Через полгода такой политики его сняли. Случилось это после того, как они
написали жалобу на вышестоящего начальника, который преследует их руководителя
и придирается к нему по пустякам. Конечно, ему не поверили, что не он
организовал эти письма. Была направлена беспристрастная комиссия, которая
выявила полный застой. Начальник был снят. Как обычно бывает в таких случаях,
нового начальника прислали со стороны. Этот оказался алкоголиком, и стиль
управления у него был либерально-попустительским. Коллектив вздохнул свободно.
Карьеристы занялись своими делами. Культурники блаженствовали, так как их
оставили в покое. А про алкоголиков я уже и не говорю.

Производственные
показатели неожиданно пошли в гору и увеличились по сравнению с прежним
начальником чуть ли не второе. Но исчезло общее направление деятельности. Вы
уже поняли, что рост общих показателей получился за счет трех карьеристов,
которые действовали каждый в своем направлении. Какое-то время алкоголик
пытался что-то сделать, добиться какой-то единой линии, но у него ничего не
получилось, ибо открытый конфликт все бы вскрыл. Через какое-то время он вообще
перестал вникать в дела. Надо сказать, что ядро самой группы было непьющим. К
власти не рвались, недоразумения улаживали между собой. Так случилось, что
через 10 лет такого управления он умер во время праздника.

Возглавил
группу один из трех карьеристов. Показатели стали вообще фантастическими,
численность сотрудников возросла втрое. Деятельность стала подчиняться единой
цели. Быстро укрепилась материальная база, наладились межгрупповые связи.
Коллектив получил общероссийское и международное признание. А что случилось с
остальными двумя карьеристами? Правильно. Они ушли из коллектива и занялись
своими делами, но связь с родным коллективом не потеряли, помогают ему, чем
могут. И родной коллектив оказывает в случае нужды необходимое содействие. Все
деловые и дружеские связи сохранились. Карьерист с карьеристом никогда не
поссорятся, ведь каждый из них строит самого себя, создает свою вершину.

А
теперь давайте снова вернемся к проблеме профилактики сползания карьериста.
Когда ты не меняешься, окружающие могут довольно долго этого не замечать. Но
ты-то всегда при себе. Не скучно ли делать все время одно и то же, даже если
оно дает эффект?

Загляните
в будущее. Рано или поздно, но это благополучие исчезнет, если все останется
по-прежнему. Одна женщина неплохо подрабатывала тем, что вручную делала одну
швейную операцию, и была очень довольна жизнью. Через некоторое время появились
швейные машины, которые делали эту операцию автоматически. Ее услуги оказались
ненужными. Уже при мне многие машинистки лишились своей работы, ибо прозевали
появление компьютеров. Теперь их высокая квалификация, связанная с умением
вставить фамилии иностранных авторов в русский текст, стала просто ненужной.

Что-то
менять надо, даже когда все в порядке, когда очень не хочется что-то менять.
Ведь внедрение нового всегда связано с риском и дополнительной работой, а тут
действительно все хорошо. Но, как говорил Ф. Франкл, нельзя почивать на лаврах.
Развитие не остановишь. Даже если ты не снижаешь уровень своей работы, но
остаешься на месте, то тогда мир со своими карьеристами тебя обходит, и через
какое-то время ты остаешься позади ситуации. Вроде бы делаешь свое дело не хуже
чем раньше, а начинаешь попадать в отстающие. Довольно долго это для окружающих
может оказаться незамеченным, но ты-то сам замечаешь, что остановился в своем
развитии, а если не замечаешь, то возникает какое-то неосознаваемое чувство
тревоги и скуки. Даже если окружение возле тебя все время меняется и не
возражает против твоей работы, но есть один человек, который всегда присутствует
при твоих делах, — это ты сам. Многие не хотят прислушиваться к своему голосу.
Через какое-то время от тебя начинают разбегаться карьеристы, потом ты
надоедаешь даже льстецам и можешь незаметно для себя скатиться в алкогольную
группу, не меняя своего формального социального статуса.

Эти
соображения у меня возникли лет 10 назад, когда я был довольно успешным
психотерапевтом и даже уже защитил кандидатскую диссертацию, да и неплохо читал
лекции.

Так
вот, читаю я лекцию врачам. Большая часть группы интенсивно записывает,
проявляя при этом большой интерес. А один очень толковый курсант не записывает,
пытается незаметно читать книжку и каждые 5—10 минут делает небольшие пометки в
тетради. Я поинтересовался, в чем дело. Оказалось, что он был у нас на
специализации 5 лет назад, очень подробно записал эту лекцию, а сейчас делает
отметки в тех местах, где замечает что-то новое. Мне стало стыдно. Но это
оказалось очень полезным для меня. Я в корне поменял стиль чтения лекция и
проведения занятий. Но этот факт заставил меня проанализировать и прошлые свои
неудачи. И все они произошли потому, что я остановился в своем развитии. Но
получить обратную связь от членов формальной группы очень трудно. Ведь все
слушатели факультета повышения врачей находятся в зависимости от преподавателя
и правды говорить не будут. Но ведь мне в свое время давала обратную связь
только неформальная группа.

Сейчас
я внимательно слежу за собой и стараюсь в свою работу вносить постоянно что-то
новое. Более того, периодически нужно менять или сферы деятельности, или
коллективы, в которых ты работаешь. И не жду, когда от меня начнут разбегаться
люди. Пишу еще это и для того, чтобы попросить прощения у тех, кого считал
предателями, и поблагодарить их за то, что они не побоялись пощипать мне перья.
Сейчас у меня со всеми ними хорошие отношения, и я понимаю, что им я обязан
последующим своим развитием. Благодаря этому «предательству» я стал писать
книги, заниматься не только психотерапией, но и социологией и психологией. Да и
сейчас намечаются новые формы работы. Я всегда, не торгуясь, принимаю
предложения, которые связаны с незнакомой для меня работой, а на занятиях могу
прекратить изложение намеченного материала, если кто-нибудь из слушателей задал
интересующий его вопрос.

В
общем, нужно все время расти. Некоторые психологи считают, что человек не
должен более 5—7 лет находиться на одной работе. Он должен двигаться или по
горизонтали, или по вертикали. Можно и скатываться с вершины, но только не
назад, а вперед. К сожалению, для многих их жизненный путь представляет не что
иное, как путь Сизифа. Он забирается на гору, не доходит до вершины и
скатывается назад, потом лезет опять на ту же гору. И так всю жизнь!

Вы
хотите спросить, а как поступаю я. Да так же, как и пишу. С 1994 года я
периодически пишу заявления об увольнении, но меня уговаривали остаться.
Конечно, и я опоздал с уходом на пенсию. Хотел я это сделать ровно в 60, но
опять позволил себя уговорить остаться. Но я взял творчески отпуск на год.
Защитил докторскую диссертацию за это время. Правда, она оказалась пока не
утвержденной. Немного поработал после отпуска. А потом клиника сгорела. Я
организовал работу цикла психотерапии и медицинской психологии и в середине
2001 года уволился. Но и сейчас, когда меня приглашают в мой родной
университет, я не отказываю моим друзьям. Сейчас мой преемник внедряет новые
формы работы, к моему удовольствию, а я ему помогаю, чем могу. Но и сам без
дела не остался. Конечно, я бы мог еще успешно поработать несколько лет. Но ему
бы закрыл туда дорогу. Может быть, через несколько лет он и потерял бы интерес
к этой работе. Уходить нужно не только тогда, когда ты стал тормозом, но
уходить нужно и тогда, когда ты все взял, что мог взять и еще тормозом не стал.
Дай это взять и другим. Уходить нужно и тогда, когда группа не берет у тебя то,
что ты ей хотел и мог бы дать. Иначе это будет тормозить тебя. Уходить нужно
туда, где принимают твои разработки. Многие умные, даже патриотически
настроенные люди так и поступают. К сожалению, нередко они оказываются за
рубежом. Я их не осуждаю. Ведь не расти они не могут! Мне вспоминается карьера
нашего хоккейного вратаря Владислава Третьяка. Ведь в сборной был, по-моему,
около 15 лет. Он давно получил все награды, которые можно было получить. Но
тогда он не мог пойти в профессионалы. Может быть, это его как-то извиняет. Но
хотел он или не хотел, но нескольких талантливых вратарей он загубил, так как
при нем у них не было шансов расти, стать вратарем сборной, получить опыт
международных встреч. А когда он ушел из сборной, их время уже было упущено.

Люди
старше 60, особенно руководители, научные работники и преподаватели высшей
школы, в том числе и работающие заведующими кафедрами! Подумайте, не пора ли
вам заняться чем-нибудь другим и освободить дорогу молодым. Неужели вам больше
нечем заняться, как читать по много лет одни и те же лекции. Да, они хороши,
может быть, ваши преемники на первых порах будут делать это хуже. Но помогите
им подняться. Уйдите с дороги, дайте им выпрямиться. Они тогда внесут новую
струю. Но этот контингент меня читает. Но я призываю к этому и своих молодых
читателей. Когда вы станете старше и не сможете отвечать духу времени, не
держитесь за свои прежние должности.

Жизнь
— штука жесткая, и как бы ты ни крепился, с возрастом ты волей-неволей из
карьериста превращаешься в культурника. Вот тут и важно правильно выбрать
момент ухода. Уходить нужно обязательно. Общество установило возрастные
критерии. При сомнениях следует придерживаться их. Здесь я хочу привести пример
одного видного психиатра, создателя современной клинической психиатрии Эмиля
Крепелина. В возрасте 60 лет он подал в отставку, находясь в полном расцвете
своих сил и расцвете клиники, которой он руководил. Когда его
коллеги-подчиненные спросили, почему он уходит, когда совершенно незаметны
признаки его несостоятельности. Он на это ответил, что хочет уйти тогда, когда
только он один замечает свою несостоятельность. Хуже будет, если он уйдет
тогда, когда все будут замечать его несостоятельность, а он один замечать ее не
будет. Кстати, уже после ухода на пенсию он создал лучшие свои произведения,
которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В общем, лучше уйти
чуточку раньше, чем чуточку позже. Ведь если ты застрял на одном месте, то тебя
или столкнут в кювет, или просто обойдут. Законы жизни не знают исключений.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.