Введение в традицию как цель образования
Игум. Георгий (Шестун), Захарченко М.В.
Мы
должны сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей
культуры, нашей цивилизации. Иначе наша история не будет продолжаться. Сегодня
ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический,
но и духовный кризис, усилия системы образования должны быть направлены на
преодоление кризиса, на то, чтобы обеспечить устойчивость не только
социально-экономического, но и духовного развития. На это нацеливает
Национальная доктрина образования. Необходимо остановить процесс вымирания.
Остановить нравственную деградацию. Восстановить историческую память, в
буквальном смысле слова — придти в сознание, что значит – восстановить
нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Все изменения, вносимые в
государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции
– насколько они обеспечивают решение этих задач. В данной статье предлагается
теоретическая модель, которая, мы надеемся, будет полезна при разработке
конкретных технологических решений.
В
самом широком смысле целью образования является вхождение народа в цивилизацию.
Речь может идти не только о соборной личности народа, но и об отдельной
человеческой личности — меняется масштаб вопроса, но существо его не меняется.
Понятия образования и цивилизации тесно взаимосвязаны со времен античности.
"Народ образованный" и "народ цивилизованный" на протяжении
веков используются как синонимы. В русле европейской культуры сформировалось
представление о цивилизации как о процессе объединения многих народов земли на
началах общей жизни. Именно цивилизация превращает мир многообразных этносов в
единое человечество. Однако образ "единого человечества" отнюдь не
однозначен. Он является предметом самых острых столкновений, и отнюдь не в
отвлеченной теории, но в самой что ни на есть горячей практике общественной и
политической жизни планеты.
В
течение ХХ века отчетливо определились главные стратегии цивилизации,
базирующиеся на типологически разных началах. Один тип таких начал — формы
организации общества, или, как сегодня принято говорить с использованием
латинских корней, социума (формы цивилизации), - на них основана общечеловеческая
цивилизация. Другой тип начал - это опыт духовного совершенствования (практика
духовной жизни), в которой укореняются формы общей жизни, - на них основана
цивилизация всечеловеческая (термин Н.Я.Данилевского), или вселенская.
Общечеловеческая
цивилизация сформировалась в западнохристианской ветви культурно-исторического
процесса, вселенская цивилизация — в восточнохристианской ветви. Ее ядром
является традиция Православия, хранимая в Церкви и понимаемая как Вселенская
традиция, Вселенское Священное Предание.
Общечеловеческая
цивилизация предлагает на ХХI век стратегию глобализации, которая вполне
определилась, заявлена в большом наборе программных документов международного
характера и активно проводится в мировой политической и организационной практике.
Вселенская цивилизация предлагает на ХХI век стратегию универсализации.
Концептуальные основы этой стратегии выработаны в основном в традиции
отечественного исторического и социального мышления, ее программные идеи также
звучат в государственных документах, в документах международного характера.
Каждой
цивилизационной стратегии отвечают строго определенные принципы организации
образования. Если основным концептом в стратегии глобализации выступает концепт
"формирования личности", то в стратегии универсализации таким
основным концептом будет "преемственность поколений". Для того, чтобы
раскрыть понятие "преемственности поколений" как регулятивную идею
при целеполагании в проектировании образовательных процессов и систем, мы
предлагаем теоретическую модель. Она включает в себя категориальную схему и
типологическую модель.
Сегодня
педагогический дискурс принято начинать с формулы: образование призвано
обеспечить передачу новым поколениям основных знаний умений и навыков,
обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни. В такой
формулировке ЗУН можно принять за цель образования, и на этой цели и
остановиться. Однако ЗУН – это не категория цели. Это категория средства.
Посредством Знаний, Умений, Навыков (ЗУН) развивается мировосприятие человека –
его способность ориентироваться в многообразных явлениях мира, осознание своего
места в бытии, способ действия в нем. Однако мировосприятие может быть
организовано по-разному, это зависит от конкретной культурно-исторической
реальности, от культурно-исторического типа, в русле которого происходит его
генезис.
Категория
"мировосприятие" отображает фундаментальную характеристику способа
бытия человека в мире. Человек по естеству причастен миру, со-природен с ним,
но в то же время отличается от других вещей творения. Он не просто бытийствует
в мире, но со-бытийствует с ним, присутствует в мире, находится "при
сути" мира. Рождение человека – всегда событие. В обрядовой традиции
любого этноса земли рождение человека отмечается как событие космического
значения. Традиционный обряд помещает человека на подобающее ему место в мире,
- языком обряда мир оповещается о том, что пришел человек. Человек пришел в мир
как его "восприемник". Вслушаемся - слово "воспринимать"
несет в себе двойной смысл, как сторону пассивности, так и сторону активности.
Как "воспринимающий" человек "предстоит" миру, мир
открывается человеку, а человек "созерцает", "отображает"
мир. Активен мир: мир действует — человек претерпевает. Но как "восприемник"
мира, активен человек, он "самовластен" в отношении мира. В
христианском понимании эта власть дана человеку для устроения всего
сотворенного ко благу. Так восприемник в христианском таинстве крещения,
принимая на руки младенца из купели, обещает помогать ему в духовном возрастании,
наставлять на пути к Богу. Размышляя над вопросом "почему человек
последний в творении", св. Григорий Нисский отвечает: не потому, что был
как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем
подвластного ему… Потому Творец всего приготовил заранее как бы царственный
чертог будущему царю: им стала и земля, и острова, и море, и небо… и всяческое
богатство было внесено в эти чертоги … и после того показал в мире человека,
чтобы тот был и зрителем чудес Его и чтобы стал господином, вкушением
приобретая разумение Подающего, а через красоту и величие видимого исследуя
неизреченную и паче слова силу Сотворившего" (Гл.II, Об устроении
человека)
В
таком со-бытии с миром, помещенный на подобающее ему место, человека призван
опекать и обустраивать мир, открывая в нем пути Божественного Промысла,
наполнять его творческой силой слова, именуя вещи, олицетворять его, являя ему
свое человеческое лицо. В категориальном языке современного научного знания эта
сторона человеческой природы отображается через понятие субъектности, субъекта.
Категория крайне неудачная, выражающее ее слово семантически нагружено смыслами
подчинения, порабощения: subjectus — лежащий внизу, простирающийся у ног,
покоренный, подвластный, подверженный, отданный во власть, (лат. словарь —
Дворецкий). Не потому ли ценностно-смысловое содержание
"субъектности" не может быть свободно от этических максим
"бунтующего раба". В отношении к "другому"
"субъект" безусловно активен, ему чужда взаимность безусловного
самоограничения, во Вселенском предании понимаемого как кеносис, раскрывающий
духовный смысл страдания. На другой стороне отношения "субъекта"
ожидает либо мертвый объект, либо столь же активный и требовательный субъект.
"Субъект" не предполагает, что встречи с человеком ожидает другая
жизнь, иноприродная ему. Но встречи с человеком ждет и хочет природа и Бог. Бог
иноприроден ему, ибо Бог – Творец, а человек – сотворенное. И природе человек –
сроден, но не соприроден, он при-сутствует в ней, не сливаясь. Поскольку, как
говорит св. Григорий Нисский, "двойную опору Творец полагает в его
устроении, примешав к земному божественное, чтобы сродством к тому и другому и
свойственно для каждого из них он испробовал бы Бога через божественнейшую
природу, а эемные блага испытывал бы однородным с ним чувством" (там же,
гл.II). Субъектность в человеке – это феноменологическая категория,
отображающая одну из формаций духа. Это лишь одна из сторон его бытия, наиболее
отдаляющая его от при-сутствия в целостности со-бытийной реальности. На одностронность
субъектного понимания человека чутко реагирует философия ХХ века. Для
отображения первичной реальности присутствия человека в мире Мартин Хайдеггер
предлагает категорию Dasein — "здесь-бытие", "пребывание".
Категория
"мировосприятия", таким образом, очень важна для построения системы
понятий, пригодных для детального анализа педагогической реальности. В
педагогике сегодня предметом внимания является не человек и не ребенок, а сразу
"субъект" и "личность". Педагогические системы направлены
на становление субъективности, на создание условий для развития личности, на
самоопределение субъекта и др. Тем самым за пределы рефлексии педагога
выносится важнейшие фрагменты феноменологии духа, разворачивающейся в те эпохи
становления ребенка, когда закладывается фундамент взаимности человека и мира,
когда человеку открывается мир видимый и невидимый, когда к нему впервые
обращается Творец.
Для
того чтобы в педагогической рефлексии отобразить этот процесс, предлагается
категория "организация мировосприятия". В современной культуре можно
различить три стратегии организации мировосприятия – на основе Истины, на
основе знания, на основе информации. Категория "организация
мировосприятия" указывает на то, что условием реализации образовательного
процесса выступает система деятельности, и ее конструкция оказывает
существенное влияние на интегральный результат образования. Этим интегральным
результатом, в зависимости от стратегии, становится либо личностное
миросозерцание, либо мировоззрение личности, либо личная картина мира, —
различные категории употребляются постольку, поскольку в зависимости от
организации процесса меняются не количественные показатели образованности, а
сам тип самоорганизации человека, составляющий основу его внутреннего мира. Но
именно внутренний мир, "свет, который в тебе", открывает миру лицо
человека, лицо, обращенное к другим людям, к земле, к Небу.
Организация
мировосприятия на основе Истины обеспечивает органическую целостность
миросозерцания, складывающегося благодаря тому, что каждое лицо из нового
поколения, приходящего в мир, соотносит опыт собственного духовного возрастания
и живой общественной практики с ценностно-смысловыми доминантами, составляющими
основу общественной практики и духовной жизни отеческих поколений.
Организация
мировосприятия на основе знания способствует формированию научного
мировоззрения, которое выступает в форме систематической картины мира,
изменяющейся по мере изменения методологических оснований научного познания.
Категория научного мировоззрения включает в себя также методологический
компонент – развитие мышления, исходящего из принципов и начал, мышления,
свободно полагающего себя в отношении к явлениям мира и стремящегося
упорядочить мозаику обыденного опыта, мышления, знающего себя как
господствующее в хаосе существования. "Мыслю, следовательно
существую" – это логос мировоззрения личности, принимающей собственное
воззрение на мир как плод свободного применения своей способности мыслить и
разуметь.
Организация
мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной
или конструктивной картины мира, могущей быть изменяемой по принципу
конструктора, мозаики или калейдоскопа.
Формула
ЗУН в наибольшей степени соответствует стратегии организации мировосприятия на
основе знания. Важно при этом помнить, что в классической научной методологии
понятие "знание" никогда не рассматривается как нечто готовое, как
вещь, которая "передается". Знание не может попасть в сознание
человека помимо его активной деятельности. Знание должно быть "добыто",
а не "передано". То, что передается в учебном процессе – это условия
деятельности, в рамках которой в сознании разворачивается рефлексивная схема,
способная "поймать" в свою сеть движение мысли, образующее
устойчивую, постоянную форму, "покоющуюся в изменении" и определяющую
течение явлений. Знание и есть такое "пойманное" движение мысли,
знание есть "понятая", "по-ятая", "схваченная"
мысль. Знание организовано как система понятий. Умения и навыки в системе ЗУН
иерархически соподчинены знанию. Умения и навыки опосредуют приоритет знания в
общественной практике и в самоорганизации субъектности человека.
В
стратегии организации мировосприятия на основе информации формула ЗУН
редуцируется — развиваются операциональные и конструктивные способности,
адаптированные к конкретной социально-политической и экономической
действительности. Эта действительность изменяется в зависимости от баланса сил
на мировой политической арене. Но на полотне личной картины мира,
складывающейся у человека, получившего образование в этой стратегии, не отображаются
энергии, управляющие этим балансом. Его собственная энергийная жизнь также за
пределами возможностей его самоорганизации. Он живет по "хотению",
являющемуся из недр его существа и принимаемому им как естественное, должное
быть удовлетворенным. Его жизненная стратегия — это стратегия адаптации: любая
социальная система принимается ("адаптируется") под углом зрения тех
возможностей, которые она предоставляет для реализации жизни по хотению.
В
стратегии организации мировосприятия на основе Истины ориентацию берут на
освоение традиции. Традиция, опыт ее освоения и построение личного бытия на
основе этого опыта — три составляющие, взаимоотношение которых точно передает
евангельский символ — "Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь". Освоить
традицию — это значит приобрести искусства соразмерять опыты собственной жизни,
здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых
держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать
ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и
ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.
Каждая
из описанных стратегий ответствует действительной включенности человека:
—
в целостность со-бытийной реальности
—
в пределы изученного наукой мира, в котором наибольший интерес представляет
часть, подвластная технологическому освоению,
—
в пределы форм социально-политической организации, подвластной социальным
технологиям.
Уровни
организованы по иерархическому принципу: высший уровень включает в себя
предшествующие. Низший уровень не дает возможности достигать более высоких.
Советская
школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный
успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и
нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом
доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала
фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей
— мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть
профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом
профессии: советские специалисты были "специалистами широкого
профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не
ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология,
реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых
поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является
культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших
категорий самосознания — человеческое достоинство — в церковной традиции
связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было
исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое
достоинство раскрывалось через категорию гордости, — в православной традиции
это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.
В
постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной
стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели
"информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся
к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы
понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее
талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые
позволят решать задачу адаптации.
Вместе
с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть
только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и
включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения
в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача
образования – обеспечить историческую преемственность поколений —
сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.
Чтобы
обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные
основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования
иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь
традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти
культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной
традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.
Чтобы
школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе
необходимо обеспечить освоение, кроме ЗУН, также других содержательных
элементов
1.
опыт трудовой деятельности;
2.
опыт творческой деятельности;
3.
ценности и смыслы традиции;
4.
опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
5.
опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.
Если
школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции.
Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.
Эта
задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой
институционально, по формулировке Закона об образовании, как система
учреждений, образовательных программ и управления.
Человека
воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных
традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме
школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.
Однако
институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль.
Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она
передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче
противоречащие традиционным, — она становится инструментом разрушения традиции.
Наиболее
адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система
непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на
определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных,
кончая постдпломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека.
Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи
освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель —
системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.
Система
непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не
только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его
возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного
становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она
должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего
духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан
страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.
Изучение
православной культуры становится очень важным элементом в такой системе.. Мы
изучаем то, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки и
продолжают руководствоваться верные им потомки, как и зачем они молятся, идут в
Церковь, каковы их представления о добре и зле. Мы открываем для наших граждан
прекрасный мир храмового зодчества, мир православной иконы, богослужебной
музыки, мы показываем, как это церковное искусство и эти представления,
укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство –
литературу, музыку, на быт и уклад русской жизни. Это культурологические
знания, культурологическое образование. Потому что здесь цель в том, чтобы наш
народ, наши дети знали все это и чтобы выбор их, как жить, был действительно
свободным, то есть сознательным. Чтобы выбирая собственные жизненные ориентиры,
они имели представления о добре и зле не отвлеченные, не подменные, но
конкретные, ясные, утвержденные поколениями предков, создавших нашу славную
страну и нашу великую культуру.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/