Клубное объединение в школе как воспитательный феномен
С.Л. Паладьев, Ярославский педуниверситет
Воспитательный
процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся
в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учетом интересов
и потребностей детей. Она создает условия для развития творческих способностей,
для общения, самовыражения и самоутверждения школьников, предоставляет им возможности
для отдыха и удовлетворения своих гедонистических потребностей.
Клубную
деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной
воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и
индивидуальная. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные акции,
организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в
них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая - это деятельность различного
рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы
организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой
деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция
индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в
техническом кружке и др.).
Наиболее
распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в
воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы; именно в
процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия
для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности
каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.
Слово
«клуб» пришло в русский язык из английского в середине ХУ111 века и означало
«объединение людей». Интересны славянские корни слова. В старославянском языке
слово «клуб» образовалось путем усечения суффикса от слова «клубок», означая
«шаровидную массу пара, дыма», или просто «шар». Старославянское и английское
определения теснейшим образом переплелись в современных трактовках «клуба».
Определенная замкнутость, ограниченность пространства, некая «кружковость»
стали неотъемлемой частью многих объединений детей и взрослых, указывая на одну
из особенностей клубов -коллективизм и сплоченность (единый «шар»).
Клубные
объединения в школе разнообразны: собственно клубы, кружки, студии, секции,
общества. Каждое из них имеет свои особенности, но все они добровольные
объединения учащихся по интересам.
Сегодня
в справочной, клубоведческой, педагогической литературе не существует единого,
общепринятого понятия клубного объединения; однако определяющей для каждого из
них является названная нами характеристика. «Клуб - общественная организация,
добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанных с
политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами, а
также для совместного отдыха и развлечений».i «Клубы детские и подростковые -
общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях
общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения…»ii
Детский клуб -это «такое объединение детей, которое ставит своей задачей
организацию во внеурочное время свободных занятий для желающих учеников». i
Тем
не менее каждое из типов клубных объединений имеет свои специфические черты, и
мы попытались отразить их в соответствующих определениях.
Клуб
в школе - это объединение учащихся по интересам на добровольных началах,
организующее разнообразную творческую деятельность детей, имеющее определенную
структуру и орган самоуправления.
Кружок
- это самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее
тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого
характера.
Студия
- определение, чаще всего применяемое к тем объединениям клубного типа, в
которых учащиеся занимаются искусством (хореографическая, хоровая,
театральная).
Секция
- это тематическая часть какой-то определенной деятельности, осуществляемой по
специальной программе. Чаще термин используется для обозначения структурного
подразделения, например, клуба.
Общество
- это добровольное, постоянно действующее объединение школьников или их групп
(кружков, секций), занимающихся какой-то тематической деятельностью (научное
общество школьников, природоохранное общество и др.).
Наиболее
распространенными типами клубных объединений в школах сегодня являются кружки и
клубы. Формально кружок от клуба отличается тем, что по количественному составу
он, как правило, меньше; деятельность его узконаправлена и часто организуется
по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений
(секций, отделов), не избирается орган самоуправления. Однако в практике
понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и
это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое
-соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как
объединение особого рода.
Несмотря
на внешние различия разнообразных объединений по интересам они характеризуются
общими признаками, в совокупности отражающими их внутреннюю сущность.
Первый
признак - добровольность вхождения в объединение. Неверно называть клубами
(что, к сожалению, нередко встречается в практике) разнообразные штабы, советы,
в состав которых входят выборные представители каждого класса, ибо именно
добровольность прихода детей в объединение прежде всего определяет цель,
содержание его деятельности, выбор форм и методов работы.
Клубное
объединение характеризуется общедоступностью его для любого члена школьного
коллектива. «Школа там, где она организует те или иные виды внешкольной работы,
не должна ставить каких-то условий и препятствий».iv
Общедоступность
занятий для всех желающих определяет самодеятельный характер организации
клубного объединения и демократический стиль его жизнедеятельности, основанные
на свободе выбора занятий. Нельзя ограничивать доступ в клуб плохой
успеваемостью, нарушениями дисциплины, конкурсностью приема в объединение.
Несправедливо для вступления в некоторые клубы (кружки) устраивать экзамены и
просмотры. Деятельность школьных клубных объединений носит характер
любительской, не ставит своей задачей достичь классных результатов в какой-то
предметной деятельности, направлена не столько на результат, сколько на
процесс, приносящий удовлетворение его участникам.
В
практике встречаются факты, когда клубные объединения создаются на базе одного
класса или школьного актива. Очевидно, деятельность учащихся по интересам
способствует сплочению детей, что может повысить воспитательную эффективность
классного коллектива, работы школьного актива. В то же время, по нашим
наблюдениям, деятельность таких объединений зачастую приводит в первом случае -
к автономии классных коллективов в школе, во втором - к созданию группы
школьников, считающих себя элитой и становящейся «недоступной» для остальных
учащихся.
Важнейший
признак клубного объединения - относительная стабильность его состава. При ее
отсутствии невозможно создание коллектива. Продолжительные контакты участников
формируют отношения взаимной зависимости и ответственности, приводят к
осознанию детьми своей принадлежности к коллективу, а объединение по интересам
приобретает свое «лицо» в школе.
Стабильность состава способствует организационному оформлению объединения:
определению его структуры, установлению внутренних и внешних связей,
распределению социальных ролей участников и т.п.
В
то же время заметим, что стабильность состава клубного объединения
относительна. При педагогически целесообразно организованной деятельности в нем
уход из него, переход в другие объединения, - в общем, нормальное явление.
«Естественное движение» является обычно поиском школьниками наиболее
благоприятных условий для пробы своих сил и возможностей, для приобретения
новых знаний, для осуществления желания найти свое призвание или реализовать
уже сложившиеся индивидуальные творческие планы.
Длительность
пребывания школьника в объединении зависит от нескольких причин. Во-первых, от
соответствия его целевой установки тем условиям, которые предоставляются ему в
клубе (кружке) для ее реализации. Во-вторых, от возраста члена объединения.
Так, младшие школьники и подростки, проверяющие свои интересы, пробующие силы в
разных видах деятельности, нередко меняют занятия в разных клубных
объединениях; иногда они состоят одновременно в нескольких коллективах. Это в
определенной степени актуализирует создание многопрофильных клубов в школах.
Объединения старшеклассников, связывающих свое пребывание в клубе с выработкой
каких-то качеств, возможностью самовыразиться, а нередко - и со своей будущей
профессией, более стабильны по составу. В-третьих, от стиля руководства
коллективом. Если в нем подавляется инициатива школьника, его активность, и он
вынужден руководствоваться лишь идеями и вкусами педагога, он быстро уходит из
объединения.
В
то же время, как мы уже отмечали, создание в клубе (кружке) коллектива возможно
при каком-то номинально постоянном составе участников. Исходя из нашего опыта и
по наблюдениям за работой других объединений, постоянный состав их участников
должен быть не менее 75% от общего числа его членов.
В
коллективе объединения школьник, выполняя определенную роль, принимает на себя
обязательства, вступает с другими его членами в отношения взаимной зависимости
и ответственности; поэтому выход из коллектива может в определенной степени
ограничиваться его волей. Здесь проявляется противоречие в организации
жизнедеятельности коллектива клубного типа: с одной стороны, занятия в нем
строятся на принципе добровольности, с другой стороны - он вправе на какое-то
время задержать выход своего члена из объединения. Такой опыт был, например, в
практике работы А.С.Макаренко. vЖелающий выйти из оркестра должен был за три
месяца до ухода подать заявление; это позволяло подготовить уходящему замену.
Еще
один признак клубного объединения - диалектическое единство личной значимости
целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности.
В клуб школьники приходят для удовлетворения своих интересов и потребностей,
однако претворить в жизнь индивидуальные планы они могут, только участвуя в
реализации общественно значимой цели, осуществляемой в коллективной
деятельности. В этом специфика логики организации работы клубного объединения,
отличие ее от логики познавательного процесса, в котором реализация
коллективной цели обеспечивается индивидуальной деятельностью.
В
связи с такой особенностью клубного объединения у его членов объективно
рождаются и развиваются потребности в сплочении формального объединения по
интересам в коллектив, что, безусловно, будет способствовать более быстрому его
развитию. Наблюдения подтверждают, что действительно коллектив клубного
объединения, как правило, складывается быстрее (чем, скажем коллектив класса) и
не так болезненно. Этому способствуют, по крайней мере, еще два обстоятельства.
Во-первых, разделение труда в клубе обычно осуществляется самими детьми на
основе добровольности выбора участка работы и партнеров по совместной
деятельности. Во-вторых, в клубные объединения школьники нередко приходят не поодиночке,
а со своими друзьями, хорошо сложившейся контактной группой, с близкими
интересами, и в сложной разнообразной деятельности коллектива они сразу
определяют свое место. Все это ведет к более быстрой гуманизации и
демократизации их отношений в объединении.
Придать
общественно полезный характер деятельности в клубе обычно несложно. Для этого
надо поставить ее на службу школьному коллективу. Самый целесообразный и
естественный путь для этого - включение клубного коллектива в систему
деятельности коллектива общешкольного, становление объединения неотъемлемой
органической его частью.
Признаком
клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена,
является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в
которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего
коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в
процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной
ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично
осуществляется самими членами коллектива». vi
Как
мы уже отмечали, организация деятельности клуба как коллективной, конечно же,
не означает, что в функционировании его не может быть деятельности
индивидуальной. Напротив, ее сочетание с коллективной повышает эффективность
работы объединения ( скажем, деятельность хореографической студии,
драматического кружка немыслима без основательной работы каждого участника).
В
клубных объединениях школьники участвуют в различных видах коллективной
деятельности, но непременным условием ее организации должен быть творческий
характер. Творчество - норма развития детей; по утверждению Л.С.Выготского,
естественная их потребность. Она, безусловно, формирует один из самых главных и
сильных мотивов прихода школьников в клубное объединение. Творчество - это такое
состояние ребенка и такая его деятельность, «когда проявляется выдумка,
воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое
решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации».
Известно,
что творчество характеризуется новизной, оригинальностью, нестандартностью
самой деятельности и ее продуктов. Очевидно, что уровень его будет определяться
социальной значимостью результатов, степенью обогащенности предшествующего
опыта. Наше исследование показало, что повышение общественной роли клубных
объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы
может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по
интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем
больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного
коллектива. Творчество в клубе - не столько индивидуальный, сколько
коллективный процесс.
Организация
коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого
участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым
созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою
индивидуальность, В процессе такой деятельности происходит развитие каждого
участника, в том числе его творческой активности.
В
клубном объединении это в значительной степени облегчается и спецификой решения
проблемы привлечения его участников к управлению жизнью своего коллектива. В
целом сделать это при условии педагогически целесообразно организованной
деятельности в клубе можно гораздо быстрее, чем в первичных коллективах других
типов. Это связано, с одной стороны, с добровольностью вхождения школьников в
объединение по интересам, а с другой - с тем, что достижение индивидуальных
целей возможно только при условии активного включения в реализацию цели
коллективной.
Известно,
что уровень активности людей зависит от возможности удовлетворения ими потребностей,
которые проявляются в мотивах, побуждающих к деятельности и являющихся формой
проявления потребностей. Поскольку «глубочайший смысл воспитательной работы …
заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей»viii, которые
удовлетворяются и развиваются в деятельности, то от того, насколько
разнообразна будет эта деятельность, насколько педагогически целесообразно она
организуется, будет зависеть и степень реализации потребностей школьников.
Наше
специально организованное исследование показало, что среди мотивов, приводящих
учащихся в клубные объединения, наиболее значимыми являются мотивы
познавательного характера, общения, самоутверждения и самовоспитания. Естественно,
что с развитием коллектива объединения место каждого из мотивов в их иерархии
изменяется, и, прежде всего, усиливается роль мотивов коллективистических,
выражающихся в росте потребности участников объединений в реализации
общественно значимых целей их деятельности.
На
основании изучения потребностей, приводящих детей в клубы, определения
признаков объединений по интересам нами сформулированы их функции:
-
создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов,
способностей и склонностей школьников;
-
предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой
деятельности; -
-
организация общения учащихся по интересам;
-
предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения,
самовоспитания;
-
организация отдыха детей во внеучебное время;
-
реализация гедонистических потребностей детей;
-
систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей
большей эмоциональной насыщенности.
Специфика
функций клубного объединения определяет и своеобразие положения школьника в
нем. Оно заключается в том, что ребенку не надо мириться с положением,
неудовлетворяющим его (как это часто бывает в классе), потому что объединения
по интересам организуются на основе добровольности вхождения в них участников. В
клубе школьнику легче найти самого себя, самоутвердиться, в каком-то отношении
почувствовать себя первым среди равных, что необходимо молодому человеку в
процессе его развития для преодоления комплекса собственной неполноценности.
Наблюдения показывают также, что в клубном объединении школьник, как правило,
не стремиться к положению «примы»; его удовлетворяют любые роли, если они
индивидуальны, особенныi
Мы
уже отмечали, что клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные
функции, если их деятельность станет органичным элементом школы. При этом
объединения по интересам могут позитивно влиять на ее жизнедеятельность,
способствовать развитию ее воспитательной системы.
По
отношению к школе и к ее структурным элементам, прежде всего, к классу, клубные
объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную,
стимулирующую и интегративную.
Компенсаторная
функция проявляется в том, что, во-первых, в деятельности по интересам ребенку
легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, что не всегда
возможно в других сферах деятельности (скажем, в учебной), где много
обязательного, не всегда соотносящегося с интересами и потребностями школьника;
во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе
(создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин,
классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по
интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей
и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».
Педагогически
целесообразно организованная деятельность объединений по интересам стимулирует
развитие потребностно-мотивационной сферы детей; учащиеся, занимающиеся в них,
как правило, проявляют больший интерес к познавательной деятельности, владеют
творческими способами ее организации и т.д. Клубная деятельность стимулирует
также педагогов к поиску творческих путей организации учебно-познавательной
деятельности, способствует «поддержанию ее тонуса». Деятельность объединений по
интересам как наименее запрограммированная, более творческая и нестандартно организованная,
зачастую являющаяся «зоной неупорядоченности» (А.М.Сидоркин), способна
поддерживать активное состояние воспитательной системы, стимулировать процесс
ее развития в целом.
Интегративная
функция клубных объединений по отношению к школе и ее структурам реализуется в
том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени
усиливается познавательный компонент, а с другой -клубность становится характерной
чертой жизни школы, класса.
Изучение
опыта разных школ различных территорий страны, собственное исследование,
проводившееся в течение длительного времени в городских и сельских школах,
убедили нас в том, что процесс становления клубного объединения органичным
компонентом целостной воспитательной системы образовательного учреждения
проходит три этапа: сначала объединение живет своей «внутренней жизнью»,
происходит становление системы его деятельности; затем, активно взаимодействуя
с общешкольным коллективом, становится его органической частью; наконец,
эффективная работа на внешкольной среде укрепляет его позиции в воспитательной
системе школы. Заметим, что становясь органичным компонентом коллектива школы,
фактором развития ее воспитательной системы, клубное объединение само
развивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность,
характер воздействия на личность школьника. Процесс формирования коллектива и
личности мы рассматриваем как целостный, учитывая, что развитие коллектива не
может быть оторвано от развития личности, а основой их формирования и развития
является коллективная деятельность.
Таким
образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий
для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве,
общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения,
самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную
эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность
объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы
школы.
Список литературы
Большая
Советская Энциклопедия. В 30-ти т. Т. 12. М.: Советская энциклопедия, 1973. С.
324.
Российская
педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. М.: Большая Российская энциклопедия,
1993. С. 446.
Пинкевич
А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа. М.: Работник
просвещения, 1929. С. 116.
ПистракМ.М.
Педагогика. М.: Учпедгиз, 1935. С..369.
См.:
Макаренко А.С.: Пед.соч. В 8-ми т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. С.307-308.
Виноградова
М.Д.: Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание
школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. С.7-8.
Караковский
В.А., Полукаров В.В. Педагогика коллектива: Книга в газете. Глава седьмая //
Учительская газета. 1985.14 мая.
Макаренко
А.С. Пед.соч. В 8-ми т. Т.5. М.: Педагогика, 1985. С.27.
См.:
Куракин А. Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вып.
1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 1981. С.22-24.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru