Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации

Формирование психолого-дидактической культуры учителя
в процессе повышения квалификации

М. М. Князев, Г. М. Криницкая

Социальная
ситуация сегодня такова, что конкурентноспособность необходима не только
предприятиям и учреждениям, но и каждому профессиональному работнику.
Конкурентноспособны в современном мире только специалисты высокой квалификации.
Для педагогов квалификация является первоочередной задачей, поскольку от уровня
их профессиональной компетентности во многом зависит качество образования. В
последние годы произошли значительные изменения в формах, методах, уровнях
обучения, создаются разноуровневые программы, учебники, новые методики и
технологии, развиваются альтернативные образовательные учреждения. Все это
ставит перед учителями задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и
уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять
интеграцию в рамках смежных дисциплин. Тип преподавателя-информатора,
транслятора знаний, уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится
сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов
образовательной деятельности, одной из приоритетных ценностей образования в XXI
веке. Разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами практики побуждает к
поиску возможностей профессионального роста педагогов.

Одним
из эффективных путей углубления специализации, модификации опыта преподавания
можно признать целевую методическую работу школы, обеспечивающую вариативность
и непрерывность самообразования, формирующую личную устремленность учителя к
совершенствованию профессиональной деятельности. В условиях модернизации
образования необходимость отказа от традиционной работы в рамках
"методической темы года" продиктована потребностью решать задачи
развития современного образовательного учреждения, при этом важно сохранить
имеющийся методический арсенал и соотнести его с обновленными ценностями и целями
школы. Модернизация образования обусловливает необходимость овладения учителем
современным педагогическим мышлением, способствующим повышению качества
профессионального труда и профессиональной мобильности. Основной особенностью
такого мышления является его четко выраженная ценностно-деятельностная основа,
ориентация на изменение функций школы как социального института. Ведущими
функциями современной школы можно признать функции педагогической поддержки
саморазвития ребенка и социальной защиты от некачественных образовательных
услуг. Указанные функции способствуют становлению школы, в которой
обеспечивается равенство возможностей получения качественного образования и
устанавливаются принципиально новые отношения в образовательной среде.

Установление
принципиально новых отношений в образовательной среде можно считать результатом
сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Равенство возможностей получения
образования не означает выравнивания школьников в достижениях и результатах
учения. Установка на равенство означает не только наличие одинаковых стартовых
возможностей, но и предоставление фактической дифференцированной педагогической
поддержки, которая позволяет ребенку максимально раскрыть свой сущностный
потенциал. Именно поэтому равенство возможностей неминуемо сопровождается
неравенством в результатах образовательной деятельности учащихся.

Направленность
методической работы учителей всегда зависит от конкретных обстоятельств жизни
школы. В современной школе учитель уже не может работать в прежнем режиме, и
изменяющиеся обстоятельства побуждают его модифицировать профессиональную
деятельность. Приспособление педагога к новым условиям сопряжено с трудностями
разного плана. Переход от унифицированной единообразной модели обучения к
вариативной обострил противоречие между самооценкой и самореализацией учителя.
Самореализация взаимосвязана с ситуацией успеха, что порождает самоуважение
личности. Известна формула самоуважения: чем выше успех, тем выше самооценка и
уровень притязаний человека. Самоуважение − один из ведущих факторов
успешности деятельности, гордости за свою работу. Педагог, достаточно
объективно оценивающий свою профессиональную компетентность и качества, но не
реализующий их в своей деятельности, не может эффективно решать задачи развития
школы. На преодоление указанных противоречий и должна быть направлена целевая
методическая работа учителей.

Целевой
подход тесно связан с ориентацией на приоритетные ценности школы и предполагает
осуществление следующих шагов:


обозначение конкретных целей на определенный период развития школы;


конкретизация желаемого варианта достижения цели (планирование результата);


выявление и анализ возможных способов решения задач развития школы и выбор из
них оптимального;


обоснование критериев выбора решения. Решение должно: а) давать положительную
динамику эффекта; б) не противоречить общим принципам развития школы; в) носить
комплексный характер в решении проблем.

Целевой
подход дает возможность:


сосредоточиться на решении конкретных задач развития школы;


развиваться поступательно (решив одни проблемы, приступать к решению следующих,
так как одновременно заниматься всем неэффективно);


не утратить приоритеты в развитии школы;


включать весь коллектив в работу по наиболее важным проблемам;


подбирать кадры и определять функционал педагогов;


создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития школы. Безусловно,
целевой подход становится действенным фактором в преобразовательной
деятельности школы. Термин "фактор" в словарях трактуется как
существенное обстоятельство, движущая сила в процессе, явлении.

Целевая
методическая работа в школе предполагает объединение методических сообществ
учителей предметных областей в рамках общей модели. Модель методической работы,
где отражены цели, основные средства достижения целей и планируемые результаты,
рассматривается как "мера", граница, в рамках которых осуществляется
деятельность методических сообществ учителей. Мы исходим из понимания
сообщества как объединения людей на основе общих ценностей и смыслов, которое
характеризуется взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к
другу, способностью к согласованию точных позиций. Методические сообщества
создаются совместными усилиями педагогического коллектива для решения
определенных организационно-управленческих задач развития школы, тем самым
обеспечивая наиболее благоприятные условия самореализации субъектов
образовательного процесса.

Модель
методической работы создается как основной инструмент целостного развития
учебно-воспитательного процесса и определяется:

согласованием
внешних и внутренних факторов, предопределяющих возможность реализации
образовательных программ;

-
согласованием норм, регулирующих способы управления и организации форм
обучения.

К
внешним факторам мы относим образовательные стандарты, требования к профессиональной
компетентности учителя.

К
внутренним − потребности, интересы, возможности субъектов
образовательного процесса. Согласование норм осуществляется в форме:


разработки целевой методической работы сообществ учителей предметных областей;


проектирования и экспертизы учебно-методического комплекса, обеспечивающего
образовательный процесс;


индивидуальных консультаций;


обучающих семинаров;


взаимопосещения уроков.

Целевая
методическая работа предполагает участие всего педагогического коллектива образовательного
учреждения. Основное назначение целевой методической работы связано с
разработкой конкретных перспективных направлений в условиях модернизации
образования и решением определенных проблем. В этом контексте целевая
методическая работа учителей является фактором развития современной школы.
Далее в статье мы представляем модель методической работы, разработанную для
условий Школы Герценовского университета. Целевая методическая работа сообществ
преподавателей предметных областей осуществляется в рамках данной модели.

Модель
методической работы Школы Герценовского университета

Методическая
работа в Школе Герценовского университета отличается от традиционной, предполагающей
информирование педагогов о новом содержании и методах работы со школьниками.
Акцент в предлагаемой модели методической работы переносится на проектирование
педагогами целей, созвучных миссии и ценностям школы, и профессиональный
самоанализ результатов педагогической деятельности. Данная модель создает
условия профессионального роста и направлена на повышение профессиональной компетентности
педагога в сфере педагогической поддержки и отслеживания достижений учащихся в
образовательном процессе.

Основания
для разработки модели

Школа
Герценовского университета реализует концепцию личностно ориентированного обучения,
в своем развитии находится на этапе формулирования особой миссии. Именно поэтому
создается специальная образовательная среда, организованная таким образом, чтобы
педагоги обогащали собственный индивидуальный стиль взаимодействия со школьниками
и приобретали опыт командной деятельности над общей проблемой и задачами
развития школы.

Полиморфный
характер взаимодействия между научным руководителем школы, руководителями
методических сообществ и педагогами позволяет получать консультации в любое
время по согласованию, что способствует профессиональной самореализации и свободе
выбора форм индивидуального стиля деятельности.

Достоинство
данной модели методической работы заключается в том, что позволяет в минимально
короткие сроки приобщать вновь пришедших членов педагогического коллектива к
профессиональным ценностям, реализуемым в школе.

Цели

1.
Адаптация педагогов к новым подходам организации обучения и коллективной жизни
школьников.

2.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере педагогической
поддержки и отслеживания достижений учащихся в образовательном процессе.

3.
Накопление методического арсенала для обеспечения учебно-воспитательного
процесса в соответствии с ценностями и задачами школы.

Задачи

1.
Освоение теоретической базы, психолого-педагогических и общекультурных
методических средств изучения детского коллектива и личности учащегося и
организация на основе полученных данных учебно-воспитательных мероприятий.

2.
Совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности,
адекватного ценностно-целевым установкам школы.

3.
Разработка методического, дидактического, психолого-педагогического
инструментария для обеспечения педагогической поддержки и отслеживания личных и
личностных достижений учащихся в образовательном процессе. Содержание

Методическая
работа в Школе Герценовского университета преобразуется в процесс подготовки
педагогов к решению задач развития школы. Преобразование направлено не только
на совершенствование методического уровня, но и на обеспечение условий
личностно-профессионального роста, предполагающего осознание педагогами
сопричастности к деятельности всей школы, принятие ее ценностей, традиций и
культуры. Методическая работа в Школе Герценовского университета включает:

-
создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию
педагогов;

-
расширение поля возможностей повышения компетентности в области педагогической
поддержки и отслеживания личных и личностных достижений учащихся в
образовательном процессе;

-
создание образовательной среды для педагогов внутри школы;

-
стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального
потенциала;

-
разработку учебно-методических материалов, программ, технологий,
соответствующих ценностям школы и личным интересам педагогов в условиях свободы
профессионального выбора и самоопределения.

Формы

Учебные
и проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы,
конференции, участие во внешних программах повышения квалификации и
методической работы, участие в мероприятиях творческих групп преподавателей
разных предметных областей. Планирование и управление

Планирование
методической работы включено в общешкольное планирование учебно-воспитательного
процесса, реализуемого разными подразделениями. Управление осуществляется
директором школы, научным руководителем. Отчетность


Планы целевой методической работы


Материалы, отражающие содержание проведенной работы (в произвольной форме)


Отчеты по деятельности Ожидаемый результат

 Рост компетентности педагогов в области
педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе.

Готовность
учителя к отслеживанию личностных и личных достижений школьников в
образовательном процессе.

Рост
удовлетворенности педагогов результатами деятельности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.