Формирование психолого-дидактической культуры учителя
в процессе повышения квалификации
М. М. Князев, Г. М. Криницкая
Социальная
ситуация сегодня такова, что конкурентноспособность необходима не только
предприятиям и учреждениям, но и каждому профессиональному работнику.
Конкурентноспособны в современном мире только специалисты высокой квалификации.
Для педагогов квалификация является первоочередной задачей, поскольку от уровня
их профессиональной компетентности во многом зависит качество образования. В
последние годы произошли значительные изменения в формах, методах, уровнях
обучения, создаются разноуровневые программы, учебники, новые методики и
технологии, развиваются альтернативные образовательные учреждения. Все это
ставит перед учителями задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и
уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять
интеграцию в рамках смежных дисциплин. Тип преподавателя-информатора,
транслятора знаний, уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится
сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов
образовательной деятельности, одной из приоритетных ценностей образования в XXI
веке. Разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами практики побуждает к
поиску возможностей профессионального роста педагогов.
Одним
из эффективных путей углубления специализации, модификации опыта преподавания
можно признать целевую методическую работу школы, обеспечивающую вариативность
и непрерывность самообразования, формирующую личную устремленность учителя к
совершенствованию профессиональной деятельности. В условиях модернизации
образования необходимость отказа от традиционной работы в рамках
"методической темы года" продиктована потребностью решать задачи
развития современного образовательного учреждения, при этом важно сохранить
имеющийся методический арсенал и соотнести его с обновленными ценностями и целями
школы. Модернизация образования обусловливает необходимость овладения учителем
современным педагогическим мышлением, способствующим повышению качества
профессионального труда и профессиональной мобильности. Основной особенностью
такого мышления является его четко выраженная ценностно-деятельностная основа,
ориентация на изменение функций школы как социального института. Ведущими
функциями современной школы можно признать функции педагогической поддержки
саморазвития ребенка и социальной защиты от некачественных образовательных
услуг. Указанные функции способствуют становлению школы, в которой
обеспечивается равенство возможностей получения качественного образования и
устанавливаются принципиально новые отношения в образовательной среде.
Установление
принципиально новых отношений в образовательной среде можно считать результатом
сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Равенство возможностей получения
образования не означает выравнивания школьников в достижениях и результатах
учения. Установка на равенство означает не только наличие одинаковых стартовых
возможностей, но и предоставление фактической дифференцированной педагогической
поддержки, которая позволяет ребенку максимально раскрыть свой сущностный
потенциал. Именно поэтому равенство возможностей неминуемо сопровождается
неравенством в результатах образовательной деятельности учащихся.
Направленность
методической работы учителей всегда зависит от конкретных обстоятельств жизни
школы. В современной школе учитель уже не может работать в прежнем режиме, и
изменяющиеся обстоятельства побуждают его модифицировать профессиональную
деятельность. Приспособление педагога к новым условиям сопряжено с трудностями
разного плана. Переход от унифицированной единообразной модели обучения к
вариативной обострил противоречие между самооценкой и самореализацией учителя.
Самореализация взаимосвязана с ситуацией успеха, что порождает самоуважение
личности. Известна формула самоуважения: чем выше успех, тем выше самооценка и
уровень притязаний человека. Самоуважение − один из ведущих факторов
успешности деятельности, гордости за свою работу. Педагог, достаточно
объективно оценивающий свою профессиональную компетентность и качества, но не
реализующий их в своей деятельности, не может эффективно решать задачи развития
школы. На преодоление указанных противоречий и должна быть направлена целевая
методическая работа учителей.
Целевой
подход тесно связан с ориентацией на приоритетные ценности школы и предполагает
осуществление следующих шагов:
•
обозначение конкретных целей на определенный период развития школы;
•
конкретизация желаемого варианта достижения цели (планирование результата);
•
выявление и анализ возможных способов решения задач развития школы и выбор из
них оптимального;
•
обоснование критериев выбора решения. Решение должно: а) давать положительную
динамику эффекта; б) не противоречить общим принципам развития школы; в) носить
комплексный характер в решении проблем.
Целевой
подход дает возможность:
•
сосредоточиться на решении конкретных задач развития школы;
•
развиваться поступательно (решив одни проблемы, приступать к решению следующих,
так как одновременно заниматься всем неэффективно);
•
не утратить приоритеты в развитии школы;
•
включать весь коллектив в работу по наиболее важным проблемам;
•
подбирать кадры и определять функционал педагогов;
•
создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития школы. Безусловно,
целевой подход становится действенным фактором в преобразовательной
деятельности школы. Термин "фактор" в словарях трактуется как
существенное обстоятельство, движущая сила в процессе, явлении.
Целевая
методическая работа в школе предполагает объединение методических сообществ
учителей предметных областей в рамках общей модели. Модель методической работы,
где отражены цели, основные средства достижения целей и планируемые результаты,
рассматривается как "мера", граница, в рамках которых осуществляется
деятельность методических сообществ учителей. Мы исходим из понимания
сообщества как объединения людей на основе общих ценностей и смыслов, которое
характеризуется взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к
другу, способностью к согласованию точных позиций. Методические сообщества
создаются совместными усилиями педагогического коллектива для решения
определенных организационно-управленческих задач развития школы, тем самым
обеспечивая наиболее благоприятные условия самореализации субъектов
образовательного процесса.
Модель
методической работы создается как основной инструмент целостного развития
учебно-воспитательного процесса и определяется:
согласованием
внешних и внутренних факторов, предопределяющих возможность реализации
образовательных программ;
-
согласованием норм, регулирующих способы управления и организации форм
обучения.
К
внешним факторам мы относим образовательные стандарты, требования к профессиональной
компетентности учителя.
К
внутренним − потребности, интересы, возможности субъектов
образовательного процесса. Согласование норм осуществляется в форме:
•
разработки целевой методической работы сообществ учителей предметных областей;
•
проектирования и экспертизы учебно-методического комплекса, обеспечивающего
образовательный процесс;
•
индивидуальных консультаций;
•
обучающих семинаров;
•
взаимопосещения уроков.
Целевая
методическая работа предполагает участие всего педагогического коллектива образовательного
учреждения. Основное назначение целевой методической работы связано с
разработкой конкретных перспективных направлений в условиях модернизации
образования и решением определенных проблем. В этом контексте целевая
методическая работа учителей является фактором развития современной школы.
Далее в статье мы представляем модель методической работы, разработанную для
условий Школы Герценовского университета. Целевая методическая работа сообществ
преподавателей предметных областей осуществляется в рамках данной модели.
Модель
методической работы Школы Герценовского университета
Методическая
работа в Школе Герценовского университета отличается от традиционной, предполагающей
информирование педагогов о новом содержании и методах работы со школьниками.
Акцент в предлагаемой модели методической работы переносится на проектирование
педагогами целей, созвучных миссии и ценностям школы, и профессиональный
самоанализ результатов педагогической деятельности. Данная модель создает
условия профессионального роста и направлена на повышение профессиональной компетентности
педагога в сфере педагогической поддержки и отслеживания достижений учащихся в
образовательном процессе.
Основания
для разработки модели
Школа
Герценовского университета реализует концепцию личностно ориентированного обучения,
в своем развитии находится на этапе формулирования особой миссии. Именно поэтому
создается специальная образовательная среда, организованная таким образом, чтобы
педагоги обогащали собственный индивидуальный стиль взаимодействия со школьниками
и приобретали опыт командной деятельности над общей проблемой и задачами
развития школы.
Полиморфный
характер взаимодействия между научным руководителем школы, руководителями
методических сообществ и педагогами позволяет получать консультации в любое
время по согласованию, что способствует профессиональной самореализации и свободе
выбора форм индивидуального стиля деятельности.
Достоинство
данной модели методической работы заключается в том, что позволяет в минимально
короткие сроки приобщать вновь пришедших членов педагогического коллектива к
профессиональным ценностям, реализуемым в школе.
Цели
1.
Адаптация педагогов к новым подходам организации обучения и коллективной жизни
школьников.
2.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере педагогической
поддержки и отслеживания достижений учащихся в образовательном процессе.
3.
Накопление методического арсенала для обеспечения учебно-воспитательного
процесса в соответствии с ценностями и задачами школы.
Задачи
1.
Освоение теоретической базы, психолого-педагогических и общекультурных
методических средств изучения детского коллектива и личности учащегося и
организация на основе полученных данных учебно-воспитательных мероприятий.
2.
Совершенствование индивидуального стиля педагогической деятельности,
адекватного ценностно-целевым установкам школы.
3.
Разработка методического, дидактического, психолого-педагогического
инструментария для обеспечения педагогической поддержки и отслеживания личных и
личностных достижений учащихся в образовательном процессе. Содержание
Методическая
работа в Школе Герценовского университета преобразуется в процесс подготовки
педагогов к решению задач развития школы. Преобразование направлено не только
на совершенствование методического уровня, но и на обеспечение условий
личностно-профессионального роста, предполагающего осознание педагогами
сопричастности к деятельности всей школы, принятие ее ценностей, традиций и
культуры. Методическая работа в Школе Герценовского университета включает:
-
создание благоприятных условий, обеспечивающих профессиональную ориентацию
педагогов;
-
расширение поля возможностей повышения компетентности в области педагогической
поддержки и отслеживания личных и личностных достижений учащихся в
образовательном процессе;
-
создание образовательной среды для педагогов внутри школы;
-
стимулирование творческого самовыражения, раскрытия профессионального
потенциала;
-
разработку учебно-методических материалов, программ, технологий,
соответствующих ценностям школы и личным интересам педагогов в условиях свободы
профессионального выбора и самоопределения.
Формы
Учебные
и проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы,
конференции, участие во внешних программах повышения квалификации и
методической работы, участие в мероприятиях творческих групп преподавателей
разных предметных областей. Планирование и управление
Планирование
методической работы включено в общешкольное планирование учебно-воспитательного
процесса, реализуемого разными подразделениями. Управление осуществляется
директором школы, научным руководителем. Отчетность
•
Планы целевой методической работы
•
Материалы, отражающие содержание проведенной работы (в произвольной форме)
•
Отчеты по деятельности Ожидаемый результат
Рост компетентности педагогов в области
педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Готовность
учителя к отслеживанию личностных и личных достижений школьников в
образовательном процессе.
Рост
удовлетворенности педагогов результатами деятельности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru