Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и прикладные вопросы программы обучения

Культура речи менеджера: теоретические аксиомы и
прикладные вопросы программы обучения

Л.Г. Антонова

Менеджмент
- особая область профессиональной коммуникации, где специалист должен прежде
всего овладеть базовыми знаниями основ теории и практики коммуникации: от
теоретических аксиом коммуникативистики, законов эффективного общения,
принципов профессиональной этики до практических моделей основных жанров речи,
обслуживающих профессионально-ориентированную коммуникацию.

К
сожалению, в системе вузовской подготовки специалиста в области менеджмента не
всегда с должным вниманием относятся к разработке специальных программ
коммуникативного направления. Вместе с тем эти коммуникативно ориентированные
курсы могут быть представлены как региональный компонент или как курсы,
дисциплины по выбору и в блоке общепрофессиональных дисциплин, и в блоке
специальных дисциплин в учебном плане подготовки специалиста в области
менеджмента.

В
первую очередь в теоретический блок программы необходимо включить
аксиоматические понятия современной коммуникативистики.

Современная
языковая личность делового социума живет в медиапространстве: ее окружают, на
нее воздействуют информационные потоки, порожденные событиями и псевдособытиями
массовой коммуникации; от нее требуют с определенной периодичностью и
частотностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для
себя нужное, оценивать, проводя конструктивный анализ, достоинства и
недостатки); выступать «передатчиком», «референтом» полученной информации.

Все
эти современные явления новой парадигмы отношений: человек - информация -
общество - создают прецедент значимости для современной языковой личности
определенной суммы знаний и умений о способах и средствах восприятия,
переработки, транслирования информации в условиях медиапространства.

На
стыке нескольких областей знаний, изучающих процессы взаимодействия языковой
личности и массовой информации, возникает понятие «медиаграмотность».

В
настоящее время в связи с расширенными возможностями теле- и радиовещания,
электронных средств информации выдвигаются более жесткие требования к
потребителю информационного продукта массовой коммуникации: ему вменяют в
обязанность грамотно «считывать» информацию, быть готовым к оценке имплицитной
информации; умело конструировать логико-смысловые отношения внутри
информационных потоков, уметь противостоять «недостоверности» и открытой
«провокативности» информации; уметь защищать себя и окружающих от
«информационного насилия», безнравственности, антидуховности. Таким образом,
ответственность за качество состояния дискурса в современном меди-апространстве
должны разделить создатели и потребители информации. Медиа-грамотность,
обязательное условие грамотного и эффективного поведения в условиях современной
информосферы, в которую включена деловая личность, предполагает определенную
сумму знаний, соотнесенную с понятием «коммуникативная компетентность», и набор
инструментальных техник, позволяющих оценить качество предлагаемого
информационного продукта. Медиаграмотность должна пониматься и в более широком
смысле: как процесс осмысленного коммуникативного дискурса в рамках массовой
культуры; образ мышления, который отличает не потребителя информации, а
языковую личность с задатками медиума, включенную в процесс медиаобразова-ния и
постигшую язык (грамматику) ме-диакультуры.

Вторая
теоретическая аксиома курса подготовки менеджера связана с понятием «риторика
образа», введенным в научный обиход Роланом Бартом. В своё время оно было
поддержано лингвопрагматикой в опытах с текстовыми продуктами деловой сферы
коммуникации. Это понятие консолидирует разнонаправленные подходы к анализу
текстовой информации, связанные с исследованием эффективности, индивидуально-авторской
выразительности (креативности) представленного для анализа коммуникативного
продукта: рекламного текста, PR-сообщения. «Централизуя» направление
аналитических опытов, «риторика образа» требует от исследователя особого,
пристального внимания к знаковой, кодовой стороне сообщаемого, семиотической
системе координат представленной информации.

Третья
теоретическая аксиома курса определена с учётом комплексного понятия «коды
информационного сообщения». В современной теории и практике коммуникации
сложились определенные традиции характеристики кода и описания его
специфических параметров.

Во-первых,
учитывается канал связи, где распространяется сообщение, и в связи с этим
определяются технические и социокультурные особенности кодирования информации.

Во-вторых,
проблемы кода исследуются с учетом положения его в коммуникативном дискурсе,
выделяются «коды восприятия» и «коды передачи информации», которые имеют свои
структурно-композиционные и деятельностные модели.

В-третьих,
коды характеризуются с учетом индексальных связей символических образов в
репрезентативном ряду сообщения; изучаются сложные, культу-роориентированные
коды, рождающие образы, соотносимые с внешним и внутренним миром современного
коммуниканта.

Исследования
по теории и практики коммуникации подтверждают, что в современном
информационном обществе человек оказывается перед необходимостью идентификации
кодов в режиме одновременного восприятия (считывания) нескольких информационных
сообщений. Овладение моделями индивидуального декодирования информации
чрезвычайно важно для обеспечения эффективной и продуктивной коммуникативной
практики современной языковой личности делового социума.

На
кафедре русского языка нашего вуза сложился определенный опыт создания и
апробации специальных программ непрерывной коммуникативной подготовки в рамках
образовательного стандарта подготовки специалиста по направлению «Менеджмент
организации», «Туристический сервис и менеджмент», «Специалист по рекламе».

На
первом этапе коммуникативно-ориентированного обучения, в программе курса
«Русский язык и культура речи», следует предусмотреть некоторые
пропедевтические формы коммуникативно-речевой подготовки: составление
нормативного лексического минимума (профессионального глоссария), включающего
слова, трудные для написания, произношения, употребления в определенной
грамматической форме. Этот вид работы ориентирует специалиста на
ортологиче-ские требования в профессиональной речи, формирует столь необходимые
в будущей профессиональной деятельности «речевой слух», «речевой вкус».

Особое
место в системе подготовки на I и II курсах занимает работа с
профессионально-ориентированными текстами.

В
системе подготовки такого специалиста, сложившейся на нашем факультете,
накоплен необходимый методический «багаж» для аналитических и творческих опытов
с профессиональными текстами. Общий текстовый массив включает более 300
высказываний, которые представляют как эталонные профессиональные продукты:
тексты социальной рекламы, рекламные сообщения гуманитарного направления,
информационные и аналитические материалы в жанре PR-сообщений или имиджевых
статей, так и высказывания, не прошедшие «экспертизу качества» и негативно
оцененные в профессиональном дискурсе. Это позволяет сформировать критическое
отношение к высказываниям в рамках профессиональной коммуникации.

Отобранный
материал дает возможность преподавателю ориентировать студента на современный,
актуальный контекст профессиональной речи, отвечающей задачам эффективной
коммуникации. План комплексной работы с эталонными текстами включает следующие
виды аналитических и конструктивных заданий.
Пример аналитического комплексного задания

Оцените
лингво-культурологичес-кую систему отбора составляющих предмета речи в
предложенном рекламном сообщении: как связан предметный код с информацией об
уникальном торговом предложении (УТП); отвечает ли его специфика особенностям
потребительской аудитории; насколько креативно решен отбор сильных и слабых
доводов в защиту УТП; учтены ли гендерные особенности в представлении
аргументов в основном рекламном сообщении; как перераспределены составляющие
предметного плана в вербально-образном и визуально-образном ряду сообщения;
какова роль слогана и эхо-фразы как самостоятельных текстовых микрофрагментов в
презентации УТП и решении задач воздействия и взаимодействия с предлагаемой
потребительской аудиторией; какими коммуникативными приемами пользуются авторы
рекламного сообщения, оправданы ли они в режиме требований «достоверности» и
«добросовестности» рекламной информации.
Примеры конструктивных комплексных заданий

Раскройте
лингво-поэтический аспект известного высказывания, оцените
индивидуально-авторское стилистическое решение слогана.

Предложите
свой вариант его интерпретации в условиях данного рекламного сообщения.
Визуализируйте предметный код, используя цветовое, пространственное,
жанрово-композиционное решение вашей рекламной идеи.

Предложенное
«прямое» PR-сообщение разверните в рекламное сообщение с учетом специфики
авторского интенционального понимания уникальности товара (или услуги).
Максимально используйте известные вам приемы «риторики образа» в решении задач
воздействия рекламного сообщения (перифраз, алогизм, градацию; визуализацию
предметного кода; парцелляцию, сегментацию и др.).

Предлагаемая
студентам система заданий формирует необходимые профессионально-коммуникативные
умения: оценивать «качественный порог» предлагаемой информации, осмысливать
сочетаемость информационных кодов разных режимов восприятия, выбирать
оптимальный режим кодирования, используя усвоенные примеры авторской «риторики
образа» в текстах рекламного или PR-сообщения.

Специальные
курсы в блоках профессиональных дисциплин завершают систему профессиональной
подготовки.

Курс
«Деловое общение» знакомит будущих специалистов в области менеджмента с
условиями и закономерностями деловой коммуникации: способами адекватного и
эффективного реагирования в режиме делового спора; с особыми тактиками
аргументирования.

Особого
внимания заслуживает обучение будущих специалистов в области менеджмента
практике создания высказываний, характерных для делового общения и общения для
связей с общественностью

Эта
часть профессиональной программы предполагает работу в режиме тренингов,
индивидуальных консультаций, главная задача которых - дать обучающимся
инструментальные знания о жанровых моделях, о речевом поведении в конкретных
ситуациях делового и публичного социума.

Заключительной
формой контроля за качеством сформированных профессионально-коммуникативных
умений может стать итоговая деловая игра («Презентация работы фирмы»), в
которой принимают участие в роли экспертов преподаватели специальных дисциплин.

Представленная
программа подготовки прошла первую апробацию в течение последних двух лет на
факультете русской филологии и культуры ЯГПУ на отделении рекламы и в курсе
дополнительных образовательных услуг для студентов-филологов. Опыт работы
показывает, что для специалиста деловой коммуникации, профессионала в области
современного менеджмента одинаково значимы знания по теории информации и
эффективной коммуникации и прикладные, инструментальные умения, обеспечивающие
практику грамотной и профессионально значимой деятельности.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Качество речных вод России
Реферат «Мандрівка у Країну писемності» (5 клас)
Реферат Виды документов и их развитие в современных условиях
Реферат Анные с выбором оптимальных конструкционных материалов и контролем за составом материалов на стадиях переработки сырья, изготовления продукции и ее эксплуатации
Реферат Individuality Essay Research Paper IndividualityKarl Marx and
Реферат HOW "DNA" TESTING WORKS (АНАЛИЗ "ДНК" КАК ПРОВЕРЯЮЩИЕ РАБОТЫ)
Реферат Изобразительный канон музыкальных инструментов Древней Руси
Реферат Разработка методики исследования
Реферат Наследование в международном частном праве
Реферат Контрольная по животноводству
Реферат Облік готової продукції та її реалізації 3
Реферат Святой Николай ботик
Реферат Классицизм в русской и западно-европейской литературе XIX века
Реферат Ипотечный кредит
Реферат Основы перевода сложных предложений в английском языке