Типология воспитательных систем сельских малочисленных
школ
Г.В.
Куприянова - к.п.н., доцент кафедры управления ИПК ПиРРО
Воспитательная
система сельской малочисленной школы несет в себе общие черты (присущие всем
типам воспитательных систем) и особенные (малочисленность школьного коллектива,
особый стиль взаимоотношений между участниками педагогического процесса
(“семейственность”), специфику формирования коллектива школы (по принципу
разновозрастных объединений), большую по сравнению с городской школой
возможность сплочения коллектива, нестабильность педагогического коллектива,
ограниченность сферы социальных связей, удаленность школы от культурных
центров, низкий уровень развития материально-технической базы и
учебно-методического комплекса, более выраженную зависимость от влияний
окружающей среды, особенности организации педагогического процесса,
автономность и т.п.), которые оказывают непосредственное влияние на процесс ее
создания и развития.
Специфика
воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности,
которая может быть представлена моделью воспитательной системы.
Следует
отметить, что единого подхода к типологии школ сегодня не существует. За основу
типологии моделей воспитательных систем малочисленных школ нами взята типология
сельских школ А.М.Цирульникова [6]. При определении моделей (модель в данном
случае нами рассматривается как метод описания системы) воспитательной системы
сельской малочисленной школы мы исходили из следующей логики:
наличие
общих признаков позволяет выделить наиболее распространенные типы моделей
воспитательных систем,
частных
характеристик системы - ее разновидности.
Предложенная
нами типология моделей воспитательных систем малочисленных школ включает два
уровня: тип и вид.
Так
как закономерности функционирования любой сложной и развивающейся системы
определяются ее структурной организацией [1], то в качестве общих признаков,
характеризующих тот или иной тип, нами взяты способ взаимодействия
воспитательной системы с “институтами” села, освоения сельской среды, а также
приоритеты в образовании.
Как
пишет В.А.Караковский, “в принципе сколько школ, столько может быть и различных
систем” [3. С.52]. Согласно общей теории систем, школа как система динамичная,
функционирует и развивается. Формой реализации миссии воспитательной системы
является деятельность учащихся и педагогов, которая Л.И.Новиковой определена
как системообразующий фактор. В качестве основного признака, характеризующего
вид модели воспитательной системы, мы выбрали системообразующую деятельность
(познавательную, экологическую, досуговую, спортивно-туристическую и другие).
Анализ
публикаций и изучение опыта функционирования воспитательных систем сельских
малочисленных школ Ярославской области позволил нам выделить четыре основных
типа моделей воспитательных систем. Дадим общую характеристику наиболее
распространенных типов и видов моделей воспитательных систем сельских
малочисленных школ.
Первый
тип – воспитательная система основной общеобразовательной школы с развитой
системой внеурочной деятельности. В рамках этого типа получили распространение
такие модели воспитательных систем, как школа-клуб, школа творчества, школа
развития ребенка на селе, в которых системообразующую роль, прежде всего,
выполняет деятельность по интересам (клубная деятельность). Например, Горинская
школа Даниловского района, где акцент сделан на развитие творческих
способностей учащихся; Емишевская школа Тутаевского района с развитой системой
физкультурно-оздоровительной работы и др.
Особо
следует выделить модель воспитательной системы, где системообразующим видом
деятельности является познавательная деятельность, организуемая не только на
уроке, но и вне его. Типичной является модель воспитательной системы
Ананьинской школы Ярославского района. Отличительной особенностью её является
активная деятельность, направленная на развитие творчества детей и педагогов
через урок,и систему дополнительного образования, а также через комплекс
общешкольных дел познавательного характера (дни творчества, малая академия,
уроки по выбору и т.п.).
Второй
тип – воспитательная система школы - “социокультурный центр на селе”. Для этого
типа воспитательных систем школ характерно расширение функций (создание определенных
условий для самореализации как учащихся, так и для молодежи, взрослого
населения, формирование культурно-воспитательной среды на селе), кооперация с
институтами села (при сохранении за школой ведущей позиции), интенсивное
освоение среды. Основными задачами являются: возрождение духовности, приобщение
детей и взрослого населения к культуре. Наибольшее распространение в рамках
этого типа в Ярославской области получили такие модели воспитательных систем
школ:
модель
русской национальной школы (Отрадновская школа Угличского района, Коптевская
школа Мышкинского района, Марьинская школа Некоузского района и др.);
социально-педагогический
комплекс (Судинская школа, СПК поселка Ишня Ростовского района);
социально-культурологический
комплекс, объединивший школу и учреждение культуры (Мартыновская школа
Мышкинского района).
На
наш взгляд, уникальные модели воспитательных систем были созданы в
Севастьянцевской основной общеобразовательной школе Брейтовского района, где
системообразующим фактором является трудовая деятельность по возрождению
национальных промыслов и Новинской школе Тутаевского района, где
системообразующей деятельностью является возрождение русских народных традиций.
Третий
тип – воспитательная система - “школа - образовательный комплекс”, объединяющий
под одной крышей сельскую школу и филиал специализированной школы (спортивной,
музыкальной, художественной) либо школу и филиал учреждения дополнительного
образования, школу и детский сад (модель “школа-детский сад” Медягинская школа
Ярославского района). Как следствие такой кооперации - формирование единого
воспитательного пространства на селе, создание условий для развития всех
участников образовательного процесса (адекватный подбор педагогических средств,
преемственность в работе учреждений образования и т.п.).
Четвертый
тип – воспитательная система школы с углубленным изучением предметов, или
профилированной, нацеленная на удовлетворение образовательных потребностей
детей в той или иной образовательной области. В такой школе приоритет отдан
когнитивным целям образования. Педагогический коллектив ставит перед собой
следующие задачи: развитие познавательной активности учащихся, целевая
подготовка учащихся для поступления в средние специальные и высшие учебные
заведения, профессиональное и личностное самоопределение учащихся. Как правило,
сельские малочисленные школы не имеют статуса специализированной школы. Однако
мы склонны считать, что к данному типу могут быть отнесены школы, работающие по
одному или нескольким направлениям (краеведение, экология, экономика,
сельскохозяйственные дисциплины и т.п.). Системообразующую роль в данном случае
играют как познавательная деятельность, так и деятельность по определенному
профилю.
В
рамках данного типа моделей воспитательных систем школ выделяются следующие:
школа
предпринимательства, где главная задача - развитие личности, воспитание
крестьянина, подготовка его к жизни в условиях рыночной экономики; параллельно
с этими задачами решаются задачи обеспечения школьной столовой овощами и
фруктами, материальной поддержки семей (учащиеся получают заработную плату),
развитие материально-технической базы и учебно-методического комплекса школы за
счет средств предпринимательской деятельности;
школы
экологической направленности (Рязанцевская и Смоленская школы Переславского
района, Федуринская школа Даниловского района, Ильинская школа Гаврилов-Ямского
района и др.), в которых приоритет отдан экологическому образованию и
воспитанию;
школа-лесничество
(Неверковская школа Борисоглебского района);
школы
краеведческой направленности (Арефинская школа Рыбинского района, Кирьяновская
школа Мышкинского района, Бармановская школа Любимского района и др.);
школа
экономической направленности (Заозерская школа Угличского района), в которой
системообразующими видами деятельности являются познавательная деятельность по
освоению основ экономики и игровая, направленные на реализацию главной цели
развитие разносторонней личности; деятельность по освоению основ экономики не
ограничивается рамками урока, а выливается в большую экономическую игру,
которая выполняет интегрирующую роль в педагогическом процессе.
На
основании наличия определенных характеристик воспитательная система школы может
быть отнесена к одному из четырех предложенных нами типов моделей.
Список литературы
Волков
А.М., Микадзе Ю.В., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура, регуляция. М.:
Изд-во МГУ, 1987. 216с.
Воспитательная
система сельской школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н.Степанова.
Псков: ИПК, 1997. 148с.
Караковский
В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!
Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 160с.
Куприянова
Г.В. Особенности воспитательной системы сельской малочисленной школы. Пособие
для руководителей школ. Ярославль: ИПК ПиРРО, 1999. 18с.
Степанов
Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория,
технология, практика. Псков: ПоИПКРО, 1998. 263с.
Цирульников
А.М. Типы сельских школ // Вник “Школа”. Москва-Запорожье: Изд-во УНИЦ ИПВ АПН
СССР, 1989.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru