Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гуманистическая антропология как основа социальной педагогики

Гуманистическая антропология как основа социальной
педагогики

Серебрякова Татьяна Вацлавовна, преподаватель
факультета социальной педагогики Вологодского педагогического университета,
кандидат филологических наук 

Развитие
педагогической теории и практики в нашей стране опирается на богатые традиции
гуманизма и демократии, истоки которых мы находим в педагогическом наследии
К.Д.Ушинского - основоположника научной педагогики в России. Особенно важно не
утратить эти традиции в переломное время, в эпоху глубокого кризиса общества,
именно в такие периоды они являются непременным условием выхода из кризиса и
поступательного движения вперед. Официальное введение в 1991 году в нашей
стране института социальных педагогов как профессии актуализировало проблемы
создания теоретических основ социальной педагогики как научной дисциплины, а
также формирования системы базовой подготовки специалистов данного профиля в
вузе. Некоторые аспекты обозначенной проблемы с позиций гуманистической,
демократической педагогики рассматриваются в настоящем исследовании.

Повседневная
социально-педагогическая деятельность характеризуется конфронтацией с людьми
разного возраста и различнных слоев общества, попавших в проблемные и кризисные
ситуации. Работа с человеком и над человеком возлагает на социального педагога
большую ответственность и требует от него постоянной рефлексии, обоснования и
осознания различных интервенций в сферу человеческих установок и позиций. Каким
образом мы обходимся с людьми, определяется, в значительной мере, нашими
собственными установками и позициями. Каждая ценностная ориентация отдельных
людей или целых общественных групп есть результат более или менее четко
очерченной антропологии, т.е. концепции о том, что значит быть человеком;
представлению о человеке в гуманистической психологии, в основе которой лежит
антропологическая установка, соответствуют такие моральные ценности, как
свобода, справедливость и человеческое достоинство. Человек наделяется большими
возможностями к саморазвитию, которые реализуются во взаимодействии человека с
окружающим миром. Поэтому центральной задачей социально-педагогической работы
является поддержка собственных ресурсов человека и тем самым мобилизация
человеком своих внутренних психологических сил и способностей.

Одним
из ведущих является понятие "самоактуализация", с помощью которого
подчеркивается автономность и взаимозависимость человека как существа и тогда,
когда он находится в проблемных или конфликтных ситуациях. Переживания,
мышление и деятельность образуют целостность человеческого бытия. С учетом
этого целью гуманистически ориентированных форм консультирования является
развитие в человеке способностей лучшего восприятия своего тела, действий и
представлений и приведение их в гармонию. Поскольку сказанное в равной мере
относится и к консультанту, то одной из основных посылок антропологического
подхода является тот факт, что содержание учебного процесса включает не только
теоретическую и практическую подготовку, но и развитие персональной
компетентности.

Только
интеграция профессиональной и персональной компетенции обеспечивает тот высокий
уровень социально-педагогического консультирования и интервенции, который
позволит социальному работнику избежать претензии на всезнание и умение и не
сделать клиента пассивным объектом своей профессиональной деятельности.  
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.