Гуманистическая антропология как основа социальной
педагогики
Серебрякова Татьяна Вацлавовна, преподаватель
факультета социальной педагогики Вологодского педагогического университета,
кандидат филологических наук
Развитие
педагогической теории и практики в нашей стране опирается на богатые традиции
гуманизма и демократии, истоки которых мы находим в педагогическом наследии
К.Д.Ушинского - основоположника научной педагогики в России. Особенно важно не
утратить эти традиции в переломное время, в эпоху глубокого кризиса общества,
именно в такие периоды они являются непременным условием выхода из кризиса и
поступательного движения вперед. Официальное введение в 1991 году в нашей
стране института социальных педагогов как профессии актуализировало проблемы
создания теоретических основ социальной педагогики как научной дисциплины, а
также формирования системы базовой подготовки специалистов данного профиля в
вузе. Некоторые аспекты обозначенной проблемы с позиций гуманистической,
демократической педагогики рассматриваются в настоящем исследовании.
Повседневная
социально-педагогическая деятельность характеризуется конфронтацией с людьми
разного возраста и различнных слоев общества, попавших в проблемные и кризисные
ситуации. Работа с человеком и над человеком возлагает на социального педагога
большую ответственность и требует от него постоянной рефлексии, обоснования и
осознания различных интервенций в сферу человеческих установок и позиций. Каким
образом мы обходимся с людьми, определяется, в значительной мере, нашими
собственными установками и позициями. Каждая ценностная ориентация отдельных
людей или целых общественных групп есть результат более или менее четко
очерченной антропологии, т.е. концепции о том, что значит быть человеком;
представлению о человеке в гуманистической психологии, в основе которой лежит
антропологическая установка, соответствуют такие моральные ценности, как
свобода, справедливость и человеческое достоинство. Человек наделяется большими
возможностями к саморазвитию, которые реализуются во взаимодействии человека с
окружающим миром. Поэтому центральной задачей социально-педагогической работы
является поддержка собственных ресурсов человека и тем самым мобилизация
человеком своих внутренних психологических сил и способностей.
Одним
из ведущих является понятие "самоактуализация", с помощью которого
подчеркивается автономность и взаимозависимость человека как существа и тогда,
когда он находится в проблемных или конфликтных ситуациях. Переживания,
мышление и деятельность образуют целостность человеческого бытия. С учетом
этого целью гуманистически ориентированных форм консультирования является
развитие в человеке способностей лучшего восприятия своего тела, действий и
представлений и приведение их в гармонию. Поскольку сказанное в равной мере
относится и к консультанту, то одной из основных посылок антропологического
подхода является тот факт, что содержание учебного процесса включает не только
теоретическую и практическую подготовку, но и развитие персональной
компетентности.
Только
интеграция профессиональной и персональной компетенции обеспечивает тот высокий
уровень социально-педагогического консультирования и интервенции, который
позволит социальному работнику избежать претензии на всезнание и умение и не
сделать клиента пассивным объектом своей профессиональной деятельности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru