Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гуманистическая психология

Гуманистическая психология

М. Г. Ярошевский

Большое
влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую
психологию.

Гуманистическая
психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам
середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала
собственную концепцию личности и ее развития.

Центром
этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй,
А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало
собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что
способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были
сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем
сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние
экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не означает,
что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной
дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в
контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой
психологической школы.

Каждое
новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление
установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология
усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они
избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек,
игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность,
единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной
и конструируется либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор
"измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых
стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики –
свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями,
силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.
Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать)
внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и
самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка
"грохотов бессознательного".

Гуманистическая
психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его
непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и
объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В
результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти
оказался субъект, сведенный к "рацио", к способности оперировать
абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез
человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в
переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на
личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от
других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая
"технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и
устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные
положения нового направления – гуманистической школы психологии личности,
которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных
психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт
(1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную
механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу
психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными
людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою
карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики,
сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал
необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это
практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их.
"Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без
головы", – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов
исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного
развития.

Одним
из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность
является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо
и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом.
Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических,
враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал,
что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со
средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и
против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация,
приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна
как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт
одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек
неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания
качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности,
или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты
стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные
оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются
фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Важным
для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается
со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще
неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека,
осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся
по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от
давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей
характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для
общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом Олпорт решает проблему
индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей
гуманистической психологии.

Олпорт
разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы
системного исследования психики человека. Для этой цели он создает
многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник
Миннесотского университета (ММPI), который используется в настоящее время (с
рядом модификаций) для анализа со вместимости, профпригодности и т.д. Со
временем Олпорт пришел к выводу, что интервью дает больше информации и является
более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять
вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев,
наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные
Олпортом методы исследования личности от субъективных проективных методик
психоаналитической школы.

Абрахам
Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора
психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый
выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с
основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и
сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического
направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В
1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост
председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы
жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.

Говоря
о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу
подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является
антибихевиористом или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е.
выступает против абсолютизации их опыта.

Одним
из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не
столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать
психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде,
стремления к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое
равновесие является смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде
отрицательно влияют на стремление к самоактуализации, которое и делает человека
личностью.

Не
менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к
поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее
самость, ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с
позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не
исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала
бы "Яконцепцию" личности.

Маслоу
почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые
характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его
небольшие, пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько
подтверждали то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно
так он подошел к исследованию "самоактуализации" – одного из
центральных понятий своей концепции гуманистической психологии.

В
отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся
поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо,
"изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки
средних или невротических индивидуумов". Только так мы можем понять
границы человеческих возможностей, истинную природу человека, недостаточно
полно и четко представленную в других, менее одаренных людях. Выбранная им для
исследования группа состояла из восемнадцати человек, при этом девять из них бы
ли его современниками, а девять – историческими личностями (А.Линкольн,
А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).

Эти
исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия
потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические
потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность
в безопасности – стабильность, порядок;

потребность
в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность
в уважении – самоуважение, признание;

потребность
в самоактуализации – развитие способностей.

Одно
из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти
потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие
потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после
того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и
последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации
или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека
несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а
иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам
Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два
класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).


В
то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло
термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание
"самоактуализирующейся личности".

Самоактуализация
связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться
"сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое
поведение исходя из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца,
это способ "проживания, работы и отношения с миром, а не единичное
достижение". Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты,
которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют
личностный рост. Это может быть мгновенное переживание –
"пик-переживание" или дли тельное – "плато-переживание".

Описывая
самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку присуще
принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди
адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не
на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и
независимости от окружающей среды и культуры.

Так
в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти
механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и
экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к
психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и
обществом.

Ученый
считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные
инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к
самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия,
на не понимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед
трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост.
Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в
самоактуализации. Общество по самой своей сути не может не препятствовать
стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится сделать
чело века своим шаблонным представителем, отчуждает личность от ее сути, делает
ее конформной.

В
то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность
личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности
самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между
этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и
стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются идентификация во внешнем
плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане
развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно
общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция
Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом
отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и
обществом.

Оценивая
теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом,
обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны
личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути
для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл
Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры
священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в
качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный
материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая работа с
проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на
должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая
деятельность. В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность
открыть консультационный центр, в котором Роджерс разрабатывал основы своей
недирективной "терапии, центрированной на клиенте". В 1957 году он
переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы психиатрии и психологии.
Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой отстаивает право студентов
на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт с
администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы
своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных
университетов и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение
представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.

В
своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых
люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В
этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и
свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической
психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является
центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у
человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным
полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может
совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы,
входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого по
ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень
конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит
вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между
собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и,
в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от
своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и
Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей
терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря
о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой
выражается сущность человека, его самость.

Роджерс
настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой,
меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность
по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для
осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со
взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера,
повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс
не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал
необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других
концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии
прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны
научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни.
Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно
говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании
личности.

У
Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил
из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а
подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно.
В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим
ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других.
В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить
свою само оценку, "переструктурировать гештальт", как говорит
Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и
окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча
терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта и не
скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы
встречи, являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий
психокоррекции и обучения.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :