Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Целевая защита ребенка - целевая функция деятельности классного руководителя

Целевая защита ребенка - целевая функция деятельности
классного руководителя

Ковальчук Марина Александровна, зав. лабораторией
региональных проблем воспитательной работы, кандидат педагогических наук 

Социально-экономические
преобразования различных сфер общественной жизни не оставляют в стороне и
школу. Современная школа, как и общество в целом, переживает сложный период.
Трудно, но набирает силу позитивный процесс, связанный с повышением роли школы
как института социализации ребенка.

Организатор
воспитательной работы в классе, направленной на развитие учащихся, - классный
руководитель. Его роль в связи с усилением воспитательной функции школы
постоянно растет, но в то же время классные руководители современной школы
находятся в трудной ситуации, которая заключается в том, что распались детские
организации, семейные связи крайне непрочны, дети и взрослые порой отчуждены
друг от друга, внешкольные учреждения в большинстве своем платные. Таким
образом, работа классного руководителя с детьми является практически
единственной, способной заполнить вакуум, в котором оказываются школьники.
Детям нужна реальная помощь, поддержка, социальная защита.

Статистика
за последние два-три года отмечает рост детской преступности, самоубийств среди
подростков, наркомании и т.д. Эти негативные явления сопровождают процесс
преобразования нашего общества в целом и процесс изменений в школьной жизни.
Поэтому все больше внимания в литературе и на практике уделяется проблеме
социально-защитного подхода к семье и ребенку. Социальная защита ребенка
становится стержневой функцией, определяющей содержание деятельности классного
руководителя в целом. Это обусловлено тем, что в России в целом и в Ярославской
области в частности система социально-психологической помощи детям и подросткам
только зарождается. И в данных условиях деятельность классного руководителя по
социальной защите ребенка приобретает острую актуальность. Сущность ее заключается
в том, что классный руководитель выступает в роли координатора и
непосредственного исполнителя, помогающего детям и их родителям получить
социальную помощь и социальные услуги.

Проведенный
опрос школьников Ярославской области показывает, что дети остро нуждаются в
социальной помощи, но лишь 2% из 200 опрошенных обращались за помощью к своим
классным руководителям. Эти цифры говорят о необходимости усиления работы с
педагогами Ярославского региона в данном направлении. Что же такое социальная
защита вообще?

Под
социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно
регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных,
политических, правовых, психолого-педагогических, экономических,
медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и
ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования,
функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и
человеческого достоинства.

Социальная
защита как функция клас-сного руководителя - это в первую очередь комплекс
психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие
ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим
социально-экономическим условиям.

Целесообразно
рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком
и в узком смысле слова.

Социальная
защита воспитанников в узком смысле слова - это деятельность классного
руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном
положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты,
дети-беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной
социальной защите.

Социальная
защита в широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и
их родителями в различных направлениях.

Следовательно,
объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо
от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к
различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным
категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В
качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя по
социальной защите учащихся может служить реальная социальная защищенность
каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя показателями -
объективными и субъективными. Объективные - это показатели соответствия
социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным,
принятым в современном обществе, нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития
способности правовой защиты и т.д. В качестве субъективных можно принять
показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в
оценке детей, а также специалистов-экспертов работой классного руководителя по
реализации функции социальной защиты детей.

Важной
задачей реализации классными руководителями функции социальной защиты учащихся
становится разработка оптимальной модели ее системы, которая может представлять
взаимосвязь и взаимодействие следующих элементов: дети в целом как объект
социальной защиты; различные группы и категории детей; государственные,
общественные и частные институты, с которыми классный руководитель вступает во
взаимодействие, реализуя функцию социальной защиты как субъекта социальной
защиты; социальная инфраструктура детства; деятельность по социальной защите
воспитанников. Особым компонентом системы социальной защиты детей должна быть
представлена семья.

Первые
попытки выделения в качестве целевой функции - функцию социальной защиты
ребенка в деятельности классного руководителя и определения приоритетным
направлением деятельности школы в целом - направление социальной защиты детства
в Ярославском регионе имеются. В качестве примера можно назвать среднюю школу N
52 г.Ярославля, где подобный опыт начинает складываться. Коллективом школы
разработана целостная программа социальной защиты учащихся до 2000 года. Одним
из направлений социальной защиты ребенка считается тесное сотрудничество
классного руководителя с семьей.

Проведя
анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме социальной защиты
молодежи, хотелось бы ориентировать деятельность классного руководителя по
реализации данной функции в четырех направлениях.

Во-первых,
социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его
индивидуальности. Задача классного руководителя здесь заключается в создании
условий для реализации каждым ребенком своего внутреннего потенциала для его
саморазвития, самоактивизации. Для того классный руководитель должен знать
своих воспитанников, их потребности, интересы, желания, личностные особенности.


Во-вторых,
социальная защита среды формирования и развития ребенка. В реализации данного
направления очень важно сотрудничество классного руководителя с семьей ребенка
и с другими институтами воспитания.

В-третьих,
защита прав учащихся.

В-четвертых,
целевая социальная защита в широком и узком смысле слова, о которой речь шла
выше.

Социальная
защита ребенка - это целевая функция деятельности классного руководителя,
реализуя которую, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению
событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности,
которые перед ним могут встать.  
Список литературы

1.
Дружинин И.А. Заботы и радости клас-сного руководителя: из опыта работы. М.:
Просвещение, 1982.

2.
Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Помочь детям выжить // Педагогика. N 4. 1993г.

3.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

4.
Концепция воспитания учащейся молодежи / НИИ теории и истории педагогики АПН
СССР; А.А.Бодалев, З.А.Малькова, Л.И. Новикова, В.А.Караковский и др. //
Педагогика. N 3-4. 1992.

5.
Лисовский В. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социальная работа.
N 1/4. 1994.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.