Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Сущность педагогических систем: к теории и методологии вопроса

Сущность педагогических систем: к теории и методологии
вопроса

Л.Ф.Спирин

Процесс
целенаправленного воспитания личности, её информатизация и социализация, акты
коррекции в её развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах
(ПС). Семья — это в определённом смысле тоже социально-педагогическая система,
как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения
и другие. Государства строят иерархию педагогических систем, проявляя в той или
иной мере заботу об их существовании и развитии. Научная педагогика обслуживает
эту общественную потребность. В этой связи всё обстоятельнее утверждается
постулат: педагогика — наука о построении педагогических систем и
закономерностях организации их успешной работы.

В
педколледжах и педвузах введён курс “Педагогические теории, системы,
технологии”, что является убедительным свидетельством внимания к проблеме
вооружения будущих учителей теорией педсистем и технологией работы в них,
показа и анализа опыта учителей-новаторов в этом плане.

Индикатором
уровня развития связи науки с практикой является разработка теоретических
проблем совершенствования практики. В этой связи с удовлетворением можно
констатировать, что количество и качество исследований по проблематике ПС
растёт (1-10).

Анализируя
эти труды, нельзя не отметить, что имеет место плюрализм мнений в отношении
определения исходного понятия “педагогическая система”, по-разному
формулируются и законы ПС. Заметим: разные научные определения (дефиниции)
представляют собой проявления различных ступеней познания сущности явлений и
субъективизм авторов.

Не
претендуя на универсальность и оптимальность своих взглядов и формулировок,
изложим их как материал теоретических дискуссий.

Категория
“педагогическая система” и её модификации (“воспитательная система”,
“образовательно-воспитательная система”, “система образования”) — одна из
основных в понятийном аппарате педагогики.

Нами
предложено два варианта определения этого понятия. Первый: всякое объединение
людей, в котором ставятся педагогические цели и решаются педагогические задачи,
является педагогической системой (4).

Второй:
всякое объединение людей, где их деятельность (познавательная, учебная, трудовая,
нравственная, общественно-политическая, художественно-эстетическая,
природоохранительная, игровая, свободного общения и др.) является источником
педагогических целей и средством их достижения одновременно, есть
педагогическая система. ПС — один из видов сложной социальной динамической
системы управления, в состав которой входят девять инвариантных компонентов:
цель системы; управляющая подсистема (в частности, педагог); управляемая
подсистема (в частности, воспитуемый); взаимодействия и взаимоотношения этих
подсистем; содержание деятельности системы; средства, обеспечивающие работу
системы; организационная форма системы; методы работы системы; продукты работы
системы (5; 10). Второе определение, как видим, дополняет и конкретизирует
первое.

ПС
— саморазвивающаяся система и являет собой уникальное единство материальной
(физической) и нематериальной (духовной) сущностей.

Методом
моделирования вышеназванное можно представить следующим образом (см. модель
педагогической системы).

Любая
педагогическая система является и полисистемой, так как в её составе люди, а
каждый человек — система с подсистемами физиологического, психологического и
социального характера. Понимание полисистемы облегчает выявление законов ПС, их
сущности и функционирования. ПС — многоуровневая полисистема, в которой
составляющие её элементы упорядочены и сохраняют свойство целостности. В
многосторонних связях полисистемы противоречиво взаимодействуют различные
структуры, тенденции, процессы.

Законы
ПС отражают в разных аспектах эти и связанные с ними сущности. Заметим попутно,
что все педагогические законы проявляются как вероятностные тенденции. В
педагогической сфере нет однозначных зависимостей, нет прямой
детерминированности одного отдельно взятого явления (фактора) другим. Результат
формирования у воспитуемых тех или иных качеств определяется сразу многими
факторами и комплексом причин.

Какие
же основополагающие законы проявляются в ПС и определяют их характер? Назовём
их.

Закон
саморазвития: имманентно присущие противоречия в системе вызывают её
саморазвитие.

В
ПС всегда налицо противоречия между социально-педагогическими потребностями
общества и возможностями их удовлетворения; противоречия между функциями
системы и разнообразными потребностями саморазвивающихся личностей. В эволюциях
систем всегда имеется противоборство несовпадающих тенденций разных типов,
классов и уровней.

Закон
открытости социуму: система не может изолировать себя от информационного обмена
и предметно-практических связей с окружающей микро- и макросредой, из которой
поступают позитивные и негативные воздействия на неё.

Закон
самосохранения: система стремится разрешить внутренние и внешние противоречия
так, чтобы избежать распада и сохранить свою целостность.

Закон
полифункциональности: система работает в вертикальной и горизонтальной
полифункциональности.

Вертикальная
полифункциональность — это многоаспектная преемственность в этапах,
организационных формах, средствах, методах и приёмах решения
воспитательно-образовательных задач с элементами их обновления на каждом новом
цикле развития.

Горизонтальная
полифункциональность — это расширение содержания воспитательно-образовательной
работы в структуре единства её составных частей (умственное, физическое,
нравственное, эстетическое воспитание и др.).

Закон
гетерогенности: в системе все люди и их отношения тождественны, и поэтому
системы не поддаются уравнению по их параметрам.

Закон
полного цикла и достаточности условий: система достигает цели тогда, когда
налицо достаточность разрешающих условий и пройден полный цикл её деятельности
(диагностика, целеполагание, планирование, реализация плана).

Закон
гомеостаза: система возвращается к устойчивому режиму функционирования, к
постоянству своих свойств, преодолевая возмущения, эмоциональные подъёмы и
спады (закон маятника).

Закон
ограниченных функциональных возможностей: система“сбрасывает” ту функцию,
которую по тем или иным причинам оперативно реализовать не может. Всегда в
любой системе налицо функциональные пределы. (Закон функциональных пределов).

Закон
исключительного духовно-нравственного поля: в процессе совместного проживания
дидактических и жизненных ситуаций воспитателей с вопитуемыми система создаёт
единственную в своём роде атмосферу взаимного духовно-нравственного влияния
разной силы и содержания. Педагогические системы всегда неповторимы,
исключительны и носят авторский характер, отражая прежде всего личность её
руководителя. (Закон неповторимого педагогического авторства).

Закон
взаимной адаптации: система вынуждает адаптироваться воспитателя к саморазвивающейся
личности воспитуемого так же, как и последнего к первому. Если ПС высоко
организована, то все её элементы (люди, средства и др.) тесно взаимосвязаны и
каждый из них может изменить своё состояние, лишь отражая или вызывая изменения
другого элемента или системы в целом.

Законы
— это информационные модели высоких этажей абстракции. Они дают возможность
получить ёмкую сущностную информацию, выявить типы процессов, тенденций и
связей, приблизиться к скрытым характеристикам и как бы “снять поверхностный
слой” с явления и увидеть его глубинную картину.

Академики
А.И.Берг и Н.И.Амосов сформулировали, в частности, следующие особенности
моделей разных этажей обобщения реальности.

Во-первых,
чем выше этаж модели, тем больший круг событий она отражает и осмысливает;
во-вторых, чем выше этаж, тем большее число возможных моделей он содержит;
в-третьих, поскольку характер этажного перекодирования вероятностный, потери
информации возрастают по мере повышения этажа модели; в-четвёртых, по этой же
причине по модели высшего этажа нельзя точно воспроизвести первичную
информацию; в-пятых, из одной и той же первичной информации можно выделить
много систем; в-шестых, системы моделей отражают субъективность того, кто
занимается моделированием; в-седьмых, наибольшая полнота сведений об объекте
при приблизительном перекодировании достигается при наличии моделей низших и
высших этажей одновременно; тогда появляется возможность иметь и “первичную
картину”, и её различные смыслы; в-восьмых, этажная и вероятностная переработка
информации является единственно возможным путём познания сложных и сверхсложных
систем, так как она (переработка) требует меньшего объёма памяти и облегчает
поиск нужных сведений.

Знание
законов ПС является надёжным ориентиром в океане эмпирических фактов, с
которыми разбирается учитель. Оно помогает ему при повседневном анализе
школьных ситуаций, когда выводятся следствия из законов на уровнях частных
правил. Последние не могут не влиять на саморегуляцию в профессиональной
деятельности и нахождение верных решений возникающих педагогических задач. Но
это уже тема другой статьи.
Список литературы

1.
Системно-структурные исследования педагогических явлений и процессов. Материалы
семинара по методологии педагогики и методики педагогических исследований. 27-30
декабря 1970 г. М.: АПН СССР, 1970.

2.
Королёв Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических
исследованиях // Советская педагогика. 1971. №8.

3.
Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. М.: Знание,
1972.

4.
Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных
ситуаций и решение педагогических задач / Под. ред. В.А. Сластенина. Ярославль,
ЯГПИ им. К.Д.Ушинского, 1974.

5.
Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа /
Под.ред. В.А.Сластёнина. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985.

6.
Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.

7.
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.

8.
Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей,
1993.

9.
Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тезисы докладов
Российской научной конференции. 25-28 мая 1993. Волгоград: Перемена, 1993.

10.
Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: РПА, 1997. 
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.