О готовности учащихся сельских школ к обучению в
среднем звене
А.В.Басов, Л.Ф.Тихомирова
Сельская
школа во все времена привлекала к себе пристальное внимание как теоретиков, так
и практиков, занимающихся проблемами сельского образования. Проблемы сельского
образования, связанные с особенностями образа жизни, сегодня в значительной
мере осложнены складывающейся социально-экономической ситуацией. Сложность ее
на селе связана с коренной, в сравнении с городом, ломкой производственных
отношений и связанных с ними стереотипов. Сегодня необходимо строить
культуросообразную сельскую школу, помня о том, что перенесение городских
стереотипов и ценностей на село будет встречать природосообразное селу
сопротивление. Это самым решительным образом ставит вопрос о качественно иной
подготовке сельских педагогов. Направления этой работы могут быть выявлены в
результате диагностики развития сельских школьников. Проблемы, возникающие перед
учащимися, особо наглядно видны на переходных периодах детский сад – школа,
начальное звено – среднее звено – окончание школы.
Особого
внимания требует переход от начального звена к среднему, для его оптимального
обеспечения необходимо не только скорректировать подготовку в начальном звене,
но и наметить пути коррекции ситуации в среднем звене.
Каждый
переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания
заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде
всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые
предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и к личностному
развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных
знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к
саморегуляции.
Для
определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой
психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного ИПК
ПиРРО были разработаны диагностические материалы, содержащие методики для
исследования интеллектуального уровня, памяти, внимания, речи, саморегуляции,
работоспособности учащихся [1].
Нами
были обследованы как учащиеся школ г.Ярославля, так и сельские школьники (740
человек). Из 360 учащихся 5-х классов сельских школ у 22 % уровень развития
соответствует успешности их дальнейшего обучения, у 37 % – едва достигает
допустимого предела, а у 40,7 % уровень развития явно недостаточен для перехода
в среднее звено. Это ведет к тому, что переходный период может сопровождаться
появлением разного рода трудностей, которые могут возникать не только у
учащихся, но и у педагогов.
Опрошенные
нами педагоги среднего звена указывают, что учащимся, приходящим из начальной
школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:
плохо
развита речь;
они
плохо читают;
плохо
развита память (этот недостаток назван 53 % опрошенных учителей);
невнимательны
(на это указывают 33 % опрошенных педагогов);
ненаблюдательны;
несамостоятельны;
неорганизованны;
не
могут сосредоточиться;
необязательны;
не
могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;
у
них отсутствует познавательный интерес (на это указывают 78 % опрошенных
учителей);
нет
желания преодолевать трудности в учебе;
нет
ответственности за учебу;
нет
трудолюбия;
нет
старания.
Результаты
обследования учащихся 5-х классов представлены в таблице 1.
Таблица
1
Сравнительная
характеристика
интеллектуального
развития учащихся
сельских
и городских школ
(даны
средние величины)
Школы
Показатели
Общий уровень готовности
Уровень овладения мыслительными
операциями
Анализ, синтез
Опр-е существ.
Срав-нение
Классификац.
Обоб-щение
Анало-гия
Городские
0,55
0,41
0,78
0,42
0,76
0,54
0,45
Сельские
0,44
0,31
0,65
0,35
0,6
0,35
0,32
Итого...
0,5
0,36
0,71
0,38
0,68
0,44
0,38
Данные
свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мыслительных операций у
учащихся, причем у городских школьников уровень интеллектуального развития
выше, чем у сельских. Учащиеся сельских школ хуже сравнивают (а без овладения
этой мыслительной операцией успешное обучение в среднем звене просто
невозможно), в меньшей степени овладели операцией анализа и синтеза,
недостаточно хорошо умеют вычленять существенные признаки предметов. В 1,5 раза
хуже у учащихся сельских школ сформировано умение обобщать, а также определять
связи и зависимости между понятиями (причина – следствие, род – вид, часть –
целое, рядоположенность, последовательность событий и др.), в меньшей степени
сформирована такая мыслительная операция, как классификация.
В
школах г. Ярославля 71% учащихся хорошо и удовлетворительно готовы к обучению в
среднем звене, в сельских школах этот показатель составил только 59,3%. На
показатели общей готовности к обучению в среднем звене в значительной мере
влияет степень сформированности таких психических процессов, как память,
внимание, работоспособность, речь и др.
В
таблице 2 представлены соответствующие показатели этих психических процессов у
учащихся г. Ярославля и сельских школьников.
Таблица
2
Сравнительная
характеристика степени развития познавательных процессов и речи у учащихся городских
и сельских школ (средние величины)
Школы
Показатели
Слуховая
кратковременная память
Смысловая память
Внимание
Речь
Городские
6,1
6
0,55
18
Сельские
6,1
6
0,45
14
Итого...
6,1
6
0,5
16
Приведенные
показатели свидетельствуют о более низком уровне сформированности произвольного
внимания у сельских школьников, о более низком уровне развития речи. Если
учесть, что и у учащихся 5-х классов школ г. Ярославля эти показатели невысоки,
то сельские школьники испытывают значительно большие трудности в период
перехода в среднее звено, связанные с недостаточным развитием речи и
несформированностью произвольного внимания.
Все
полученные нами результаты свидетельствуют о том, что и в городских школах, и в
еще большей степени в сельских дети недостаточно готовы к обучению в среднем
звене, а ведь именно начальная школа закладывает основы для последующих успехов
или неудач школьников.
Успешность
деятельности начальной школы определяется уровнем подготовки педагогов,
мотивации к эффективному труду, а также качеством методического и
управленческого обеспечения.
Предлагаемые
нами критерии оценки готовности детей к обучению в среднем звене являются
понятными педагогам, доказательными, позволяют оценить динамику развития детей,
а также повысить эффективность работы педагогов.
Перевод
начальной школы на более эффективную работу без хорошей подготовки и
переподготовки невозможен. Требуется работа с педагогами по повышению мотивации
их деятельности, расширению педагогических возможностей, ориентации на
критерии, по которым может идти оценка успешности педагогического процесса.
Несформированность
мыслительных операций у учащихся 5-х классов, особенно сельских школ, заставила
нас провести обследование деятельности учителей начальных классов. Полученные
результаты свидетельствуют о недостаточной степени сформированности этих
операций у самих педагогов.
Сравнительная
характеристика степени сформированности мыслительных операций у школьников и их
учителей представлена в таблице 3.
Таблица
3
Взаимосвязь
уровня развития логических операций мышления у учителей и учащихся
Логические операции мышления
Учащиеся
х
Педагоги
у
Ранг
х
Ранг
у
Разность рангов
Квадрат
разности
Классификация
0,6
0,68
2
5
-3
9
Аналогия
0,4
0,72
4
4
0
0
Выявление связи: часть – целое
0,71
0,80
1
1
0
0
Функц. связь между понятиями
0,51
0,73
3
3
0
0
Противополож-ность
0,36
0,77
5
2
3
9
Причина – следствие
0,35
0,57
6
6
0
0
Коэффициенты
ранговой корреляции равны 0,5, что свидетельствует о наличии положительной
связи средней силы между уровнями развития логических операций мышления у
учащихся и их педагогов [2].
Более
низкие показатели интеллектуального развития сельских школьников, их очень
низкая готовность к обучению в среднем звене требуют обратить более серьезное
внимание на подготовку педагогов именно для начальной школы. Считаем, что для
работы в сельские школы необходимо направлять наиболее подготовленных
преподавателей.
И
в сельских, и в городских школах необходимо более профессионально
организовывать преемственность в обучении между начальным и средним звеном.
Такая
преемственность призвана обеспечить успешную адаптацию к обучению в среднем
звене.
Этот
вопрос остается во многом не решенным, так как отсутствует наработанный
механизм его реализации.
Выводы
По
нашему мнению, необходимо уже к началу 3-го класса определить будущего
классного руководителя и тех педагогов, которые примут класс в среднем звене.
Следует
использовать как урочное, так и внеурочное время для подготовки учащихся
начальной школы к предметному преподаванию.
Будущий
классный руководитель должен как можно раньше начинать контактировать со своим
классом, вести его изучение с помощью работающего в классе преподавателя
начальной школы, иметь план этой работы.
Считаем
целесообразным использовать текущую информацию педагогов среднего звена о
личностном развитии учащихся, результаты наблюдения за детьми в 3-м и 4-м
классах для коррекции учебного процесса в начальной школе.
Необходимо
организовать проведение оценки готовности учащихся к обучению в среднем звене
силами педагогов начального и среднего звена,
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/