Воспитание как создание условий для рождения духовной
жизни
Игум. Георгий (Шестун)
Тема
воспитания в светской и православной педагогике получает различные толкования
именно в применении к проблеме развития ребенка.
Веря
в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних
факторов душевной жизни, современные педагоги озабочены тем, чтобы обеспечить
ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях.
Одни заняты тем, чтобы развить те дарования, какие присущи данному ребенку,
укрепить и усилить те психические функции, которые дадут возможность личности
наиболее полно и ярко выявить себя. Другие придают существенное значение развитию
социальных сил в ребенке, накоплению социальных навыков, способности
проникаться теми задачами, которыми живет общество. Уделяется внимание и
формированию характера - умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять свои
замыслы, достигать поставленных целей, овладевать средой. В этом педагогическом
реализме есть много ценного, но то, о чем заботится современное воспитание, не
затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в
жизни. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые
социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических
конфликтов в душе человека.
В
православной педагогике воспитание связано с правильным иерархическим
устроением трех сторон человека - духа, души и тела. Духовная жизнь в человеке
есть новая, особенная жизнь, но она необособлена от жизни души и тела. Она
определяет новое "качество" жизни, начало цельности и органической
иерархичности в человеке. Духовная жизнь в человеке не есть особенная надпсихофизическая,
а есть жизнь основная, проводниками которой вовне и являются психическая и
физическая сфера. Все в человеке соотнесено к духовному началу.
При
наличии примата духовной жизни несомненна возможность пленения духа низшими
силами. Плененность духа низшими влечениями возможна только в силу целостности
человека, в частности в силу иерархичности его строения, не позволяющей
духовной стороне оставаться "чистой" при развитии в человеке его
чувственной стороны.
Искаженность
человеческой жизни проявляется в том, что нарушение иерархичности строения
человека, подчинение его духовного начала психофизической сфере затемняет в
человеке образ Божий и не дает возможности явить его миру. Восстановление
иерархичности происходит под воздействием Божественной благодати, и это воздействие
есть основа и начало богочеловеческого бытия.
Духу
принадлежит основное значение в человеке. Даже тогда, когда дух наш находится в
плену низших влечений, целостность человека не нарушается, хотя закон жизни
человека искажается. Парадокс положения заключается в том, что примат
духовности существует и в то же время не существует в нас. Он не существует в
том смысле, что духовная сторона в человеке закрыта, отодвинута вглубь, не
овладевает эмпирическим самосознанием, которое отражает и задерживает большей
частью факты духовной периферии, не проникает даже вглубь душевного, а не то
что духовного своего бытия. Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для
того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и
замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо "внимать самому
себе", нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение,
молчание, крупные переломы в психических навыках и так далее. Это открытие
внутреннего мира, если оно частично (то есть каждый раз открывает как бы
"тупик", к которому подходит внутреннее самоглядение), еще
недостаточно, чтобы раскрыть непрерывность и значительность духовной жизни в
нас, как бы отделенной еще непрозрачным, непроница- емым слоем. И только те,
кто в силу моральных или аскетических мотивов, намеренно или по некоторой
склонности постоянно погружаются в глубину самого себя, знают, что за пределами
обычной периферии души идет в нас другая жизнь. Она именно воспринимается как
"другая", ибо происходит независимо от психики, но очень скоро мы
убеждаемся: именно там находятся корни всего, что делается "наверху"
души, там ключ к человеку, к его стремлениям и чувствам. Духовное начало,
которое мы осознаем, обнаружив различие между глубиной и периферией собственной
души, раскрывается как факт реального центра, определяющего главное в нашей
жизни. Жизнь человека определяется логикой и ритмом духовного развития
человека. Человеку нужна полнота жизни в целостности его сил. Началу личности
тесно в собственной эмпирии, мы ищем Бога - но не так, чтобы сбросить с себя
свою эмпирию, а так, чтобы ею овладеть и с ней жить в Боге. Начало личности в
нас зовет к преображению, то есть обожению не вне психофизической
"оболочки", а в ней и с ней (В.В. Зеньковский).
Православное
воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной
жизни и ее развитию в человеке. Первое и самое важное условие - восстановление
человеческой природы, ее органической иерархичности. Восстановление
человеческой природы совершается под воздействием Божественной благодати в
Таинстве Крещения. Воспитание должно быть направлено на сохранение Божественной
благодати, а когда дитя придет в осознание своего бытия, следует обучать его не
только хранить благодать, но и умножать ее дары. Благодать сохраняет и
укрепляет иерархическое преимущество духовного начала в человеке. Тем самым
проявляется личностное начало, растущие психофизические силы подчиняются
законам духовной жизни, которая действует, преображая и облагораживая их.
Учитывая существующие закономерности психофизического развития, следует
ослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Психические и физические силы
должны не приспособляться к достижению конкретных земных целей, а служить
достижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способность
переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека
духовно свободным и истинно сильным.
Признание
примата духовного начала в человеке объясняет и оправдывает наличие
аскетического момента в православном воспитании детей. Данный подход не
отказывается от существующей периодизации развития психофизических функций
растущего человека, но дополняет ее возрастными особенностями развития
духовного начала в ребенке. Практика православного воспитания при этом
осуществляется в соответствии с возрастом и уровнем духовного развития.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/