Реферат по предмету "Психология, педагогика"


А если он "трудный"?

А если он "трудный"?

Людмила Маленкова доц.каф.педагогики МПГУ,
канд.пед.наук

Интуитивно
или осознанно каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что
ему бывает труднос ребёнком: «требую-не выполняет», «я к нему с лаской, а он
грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи»,
«стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не
будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала
подрастёт и поумнеет,а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить
с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и
подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество
детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».

Проблема
трудных детей стоит, стояла и всегда будет стоять в наших школах. В чём же её
суть? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковы
пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? Попробуем разобраться.

На
семинаре учителей-воспитателей, классных руководителей и заместителей
директоров школ мы задали вопрос: «Кого и по каким признакам вы считаете
трудными школьниками?» и получили около 500 (!) признаков трудновоспитуемости.
Назовём лишь некоторые, чаще всего употребляемые педагогами: ребёнок не
подчиняется школьному распорядку, плохо относится к учёбе, грубит, дерзит,
дерётся, невнимателен на уроках, обижает сверстников, ничего не читает, много
смеётся, ленив, сквернословит, пристаёт к девочкам, бродяжничает, не уважает
учителей, агрессивен, равнодушен, издевается над животными, портит школьное
имущество, не реагирует на просьбы и замечания, не приносит сменную обувь,
грязный, неаккуратный и т.д.

Провели
такой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и
просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом
классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых
(причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (но
других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь
все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да
хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»

О
чём говорят эти эксперименты? Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости
объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым
малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный
процесс. И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителя
субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и
преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но
и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войтис ним в
контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной
тональности отношений к таким детям).

Чтобы
понять трудного школьника, при-нять его таким, какой он есть, и повести его
развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только
увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки
трудновос питуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы
устранить причины его породившие» (Вовенарг). Попытаемся выделить три основные
группы трудновоспитуемых школьников и соответственно три пути (направления)
воспит» тельной работы с ними.

Первая
группа — это школьники, труд-новоспитуемость которых обусловлена особенностями
«переходного периода». Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях
жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, то
есть в периоды коренной перестройки физического, психического и социального
развития. Речь идёт о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности
к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к
взрослости), когда развитие ребёнка и подростка характеризуется двумя
особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои,
ошибки, неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии
ребёнка. Например, у первоклассника в строении скелета хрящи недостаточно
отвердели, поэтому длительное сидение в школе и дома (нередко на
неприспособленной мебели) приводит к из лишней его утомляемости. А это
сказывается на продуктивности интеллектуальной деятельности и, следовательно,
на эмоциональном отношении ребёнка к учёбе: он становится неусидчивым, за уроки
садиться не хочет, если заставляют — сопротивляется. У подростков интенсивное
развитие костно-мышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивности
работы сердечной мышцы (да ещё повышенная подвижность подростка!) и отставанию
развития сосудистой системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствие
этого — гипертонические и гипотонические явления, головные боли, сонливость,
что отрицательно сказывается на учебном процессе, жизненном тонусе, состоянии
психики подростка. Если его заставить что-либо делать, он опять-таки проявляет
защитную реакцию в разных формах, хорошо известных учителям: повышенную или пониженную
возбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность,
подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!), воздвигает
«смысловой барьер» и т.д. Конечно, это вызывает определённые трудности обучения
и воспитания детей в этот период.

Такие
трудности, связанные с противоречиями отрочества (кстати они блестяще описаны
В.А. Сухомлинским в книге «Рождение гражданина»), вынуждают педагога изменить
педагогическую позицию в отношении с подростками (в отличие от эффективно
срабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменить
позицию, то «трудные подростки выходят из-под влияния родителей и педагогов.
Так, путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков —
воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальных
и половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои и
ошибки, допущенные ранее.

Вторая
группа — дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена отклонениями
в физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннее
интенсивное развитие. Это физические недостатки в развитии различных органов,
физические увечья и уродства. Это чрезмерная болезненность детей; привычные,
хронические заболевания; детские болезни разного типа; различные тенденции
неблагоприятного воздействия среды и т.д. Следует добавить, что отклонения в
физическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя на
эмоциональное состояние физически нездоровых детей (апатия, угнетённость, неверие
в свои силы, грусть, тоска, плаксивость). Наблюдаются и отклонения в
психическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функций
психики, детские и хронические психические заболевания, плохая
наследственность, приобретённые неврозы, психозы, истерии, неврастении и т.д.
Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости,
драчливости, уходе в себя, апатии, равнодушии. Разумеется, при этом создаются
трудности обуче-шя и воспитания детей. Подход к преодолению рудновоспитуемости
таких детей — это сочетание лечения того заболевания, которое имеется в
анамнезе развития ребёнка (подростка), и особых мер «щадящей педагогики». В
основе её - принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к
больным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в
превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов и
приёмов психотерапевтического воздействия.

Третья
группа — это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогической
запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и
эмоционально-волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят
устойчивый характер.
Признаки педагогической запущенности:

Отклонения
в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий,
морально-этических, эстетических, политических, экономических и других
категорий, искажёнными критериями оценки. Например, такими: «Воровал, ворую и
буду воровать, так как всё равно все воруют»; «Живу сегодняшним днём — всё
равно будет война и все погибнут»; «Скромным быть нельзя, это плохое качество,
скромные — рохли и растяпы, они в сегодняшней жизни ничего не могут»; «Если
друг совершил преступление, его, конечно, надо покрывать, на то он и друг»;
«Каждый живёт, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы других
людей».

Отклонения
в поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений. Иначе
сказать, это безнравственное и противоправное («отлоняющееся», «деликвентное»,
«девиантное») поведение. Наиболее распространённые проступки: озорство и
хулиганство, кражи личного и общественного имущества, проступки, связанные с
половой распущенностью. К этому списку добавляются и новые виды нарушений:
драки-разборки, вымогательство и рэкет, издевательства и преступное
преследование сверстников, шантаж, угроза взрывов и диверсий и другие. В
подростковой среде всё большее распространение получают: табакокурение,
алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые ещё больше осложняют
педагогическую запущенность подростков-школьников.

Отклонения
в эмоционально-волевой сфере — неадекватное эмоциональное реагирование на
разные события (подросток радуется: старушка упала, малыш упал и разбил нос,
человек попал в неловкое положение, учительница села на сломанный стул);
неадекватное восприя-тие событий и явлений («Опять этот музыкальный
лекторий...»; «Родители раньше пришли с работы — опять надзор»; «Купили путёвку
в оздоровительный лагерь — летом свободы не будет»); аффекты неадекватности
(яркие эмоциональные вспышки, неадекватно отражающие действительность:
подросток радуется, поёт и пляшет, когда возмущённая и разъярённая его
поведением учительница отчитывает его). А также — немотивированные состояния
грусти, тоски, апатии, злобы, плаксивости, неумение владеть своим эмоциональным
состоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушие
по отношению к близким людям, отсутствие чувства любви и привязанности.

Разумеется,
все эти виды отклонений влияют на развитие человека, на его контакты с другими
людьми (в том числе со сверстниками, родителями и педагогами), на успешность
или неуспешность включения в различные виды деятельности, свойственные
подростковому возрасту. Недаром именно у педагогически запущенных детей, по их
признанию, в число любимых видов деятельности попадают такие, как: есть, спать,
бездельничать, гулять, ходить по улице, сидеть в беседке, драться, вызывающе
одеваться и краситься, доводить учителей и т.п.

Возникают
эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть и неполная семья, когда
ребёнка воспитывает только мать или отец, и отсутствие воздействия внешкольных
учебно-воспитательных учреждений (ребёнок не занимается никакой деятельностью
на досуге). Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и
безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, вовлечение детей в
противоправную деятельность, посягательство на права детей, физическое и
психическое насилие над детьми, асоциальные и антисоциальные компании
сверстников, антипедагогические методы «воспитания» в школе и семье...

Правда,
следует предостеречь учителя от прямого толкования причин педагогической
запущенности: мол, плохие условия, вот человек и растёт невоспитанным. Это не
совсем так. Всё зависит от того, как воспринимаются ребёнком позитивные и
негативные воздействия среды. Г.А. Фортунатов писал: «Характер ребёнка
развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как
сложились отношения ребёнка в своей среде, чем он в ней интересуется... Если у
одного ребёнка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у
другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест».
Понимание этого позволит понять, почему вдруг в неблагополучных семьях
вырастают хорошие дети и, увы! бывает и наоборот. А ещё, исповедуя эту идею,
можно искать путь преодоления трудновоспитуемости в формировании нетерпимого
отношения к негативной среде.

Наконец,
последний признак педагогической запущенности — устойчивость личностных
проявлений отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия,
жестокости, потребности красть. Действительно, где граница между детским «взял
без спросу» (ручку, ластик, конфету) и противоправным действием под названием
«кража»? Найдётся ли среди людей человек, который ни разу «не взял без спросу»?
Наверное, нет, а вот у трудных подростков — это устойчивое явление, практически
во всех жизненных ситуациях. Для примера возьмём письмо от родителей В. Леви,
приведённое им в книге «Исповедь гипнотизёра»: «Самое страшное — воровство...
Норовит унести всё, что «плохо лежит», и в детсаду, и в школе, и дома. Лазит по
карманам! Самое смешное, что порой тащит ерунду, которую дома бросает или
прячет и забывает о ней. Какие-нибудь сломанные детали игрушек, шарики от
кроватей, подшипников... Деньги, в основном мелочь, насыплет в коробочку,
спрячет, однажды заставила выплюнуть изо рта... В школе — карандаши, краски,
кисти, перетаскал все магниты у учительницы. У меня впечатление, что руки его
нарочно приделаны для хватания и прятанья тайком. Ругала, ставила в угол,
однажды ремня отведал... Обещал, что больше не будет, а через три дня...»
Описав довольно подробно признаки педагогической запущенности детей и
подростков, отмечу (да это хорошо известно из практики), что это наиболее
сложный тип трудновоспитуемости. Дети нуждаются в специальном подходе к его
преодолению, а именно: в перевоспитании. А этот процесс требует глубокого,
более длительного педагогического воздействия на три сферы личности подростка:
на сознание (переубеждение), поведение (перестройка позиции во всех видах деятельности)
и на эмоционально-волевую сферу (принципиально иная тактика возвратно-оценочных
методов воспитания). Цель педагога в данном случае — грамотно преодолеть
«сопротивление воспитанию».

Известный
польский педагог и писатель Я. Корчак писал в своей книге* Как любить детей»:

«Практик
делил детей на «удобных* и «неудобных*, на которых идёт уйма времени.
«Неудобные* дети: самый младший, ниже обычного возраста; самый старший,
критически настроенный и своенравный, вялый, несобранный и хилый; и горячий,
настырный.

Ребёнок,
который перерос интернатскую дисциплину, которому она в тягость, которого
унижает режим спальни, столовой, молитвы, игры, прогулки.

Ребёнок,
у которого из уха течёт гной, вскочил чирей, сошёл ноготь, слезятся глаза,
болит голова, жар, кашель.

Ребёнок,
который медленно одевается, умывается, причёсывается, ест. Последним стелет
постель, вешает полотенце, тарелку его и стакан всегда приходится дожидаться,
задерживает уборку спальни и со стола и отправку посуды на кухню.

Ребёнок,
который поминутно обращается к тебе с вопросами, жалуется, требует, плачет,
просит, который не любит общества других детей и назойливо тянется к тебе,
вечно чего-нибудь не знает, чего-нибудь да просит, в чём-нибудь нуждается,
хочет сказать что-либо важное.

Ребёнок,
который грубо ответил, обидел кого-то из техперсонала, поссорился, подрался,
бросался камнями, нарочно что-то порвал или сломал, отвечает на всё «не хочу».

Ребёнок
впечатлительный и капризный, которому больно от пустячного замечания, хмурого
взгляда, для которого холодное безразличие — наказание.

Симпатичный
шалунишка, который заткнёт тебе камушками умывальник, покатается на дверях,
открутит кран, отвинтит звонок, запачкает стену синим карандашом, исцарапает
гвоздём подоконники, вырежет на столе буквы. Убийственно изобретательный и
неутомимый. Вот похитители твоего времени, тираны твоего терпения, ферменты
твоей совести. Ты борешься с ними, а знаешь, что это не их вина».
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Російське право XI–XV століть
Реферат Развитие индустрии туризма как фактора социально-экономического роста (на примере С-Петербурга и Лениградской области)
Реферат Загальні поняття розвитку рухових здібностей школярів Силові здібності та їх розвиток
Реферат Характеристика деятельности Инспекции Министерства по налогам и сборам по Энскому району
Реферат «Социально-психологические проблемы современной семьи и воспитания»
Реферат Психологические и психофизиологические характеристики волейболисток высокого класса и их связь с успешностью спортивной деятельности
Реферат Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на примере двух-трёх памятников разных периодов
Реферат Inclusion In Education Essay Research Paper Fewer
Реферат Beowulf GrendelS Last Stand Essay Research Paper
Реферат 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Белого Ю. В
Реферат 3 Учебная тема Обучение написанию письма с выражением своего мнения на материале «Фаст фуд отличная альтернатива домашнему приготовлению пищи» 4
Реферат Понятие экономического роста и цикличности
Реферат Древняя Персия
Реферат Підготовка до ЗНО - українська мова
Реферат Проект ковальського відділку МПЗ ТОВ "Біо-Лан" з розробкою технології ремонту рейки шатуна жатки ЖВН-6