А если он "трудный"?
Людмила Маленкова доц.каф.педагогики МПГУ,
канд.пед.наук
Интуитивно
или осознанно каждый взрослый человек рано или поздно сталкивается с тем, что
ему бывает труднос ребёнком: «требую-не выполняет», «я к нему с лаской, а он
грубит», «прошу – не хочет», «хочу как лучше, а он не принимает моей помощи»,
«стараюсь помочь – он отвергает усилия», «дал слово, клялся, что больше не
будет, а сам…», «всё знает, всё понимает, а делает наперекор», «думала
подрастёт и поумнеет,а он вообще как с цепи сорвался», «попробовала поговорить
с ним откровенно – он вообще замкнулся». Каждому педагогу знакомы эти и
подобные сетования родителей. Да и самих педагогов множество
детско-подростково-юношеских проблем ставит в тупик, приводя к слову «трудно».
Проблема
трудных детей стоит, стояла и всегда будет стоять в наших школах. В чём же её
суть? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковы
пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? Попробуем разобраться.
На
семинаре учителей-воспитателей, классных руководителей и заместителей
директоров школ мы задали вопрос: «Кого и по каким признакам вы считаете
трудными школьниками?» и получили около 500 (!) признаков трудновоспитуемости.
Назовём лишь некоторые, чаще всего употребляемые педагогами: ребёнок не
подчиняется школьному распорядку, плохо относится к учёбе, грубит, дерзит,
дерётся, невнимателен на уроках, обижает сверстников, ничего не читает, много
смеётся, ленив, сквернословит, пристаёт к девочкам, бродяжничает, не уважает
учителей, агрессивен, равнодушен, издевается над животными, портит школьное
имущество, не реагирует на просьбы и замечания, не приносит сменную обувь,
грязный, неаккуратный и т.д.
Провели
такой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и
просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом
классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых
(причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали), третий — пятерых (но
других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь
все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да
хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»
О
чём говорят эти эксперименты? Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости
объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым
малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный
процесс. И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителя
субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и
преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но
и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войтис ним в
контакт и построить деловые и личностные отношения, от эмоциональной
тональности отношений к таким детям).
Чтобы
понять трудного школьника, при-нять его таким, какой он есть, и повести его
развитие дальше (то есть преодолеть сопротивление воспитанию), нужно не только
увидеть внешние проявления трудных школьников, но прежде изучить истоки
трудновос питуемости: «Прежде чем ополчиться на зло взвесьте, способны ли вы
устранить причины его породившие» (Вовенарг). Попытаемся выделить три основные
группы трудновоспитуемых школьников и соответственно три пути (направления)
воспит» тельной работы с ними.
Первая
группа — это школьники, труд-новоспитуемость которых обусловлена особенностями
«переходного периода». Нетрудно заметить, что при неблагоприятных условиях
жизни и воспитания у некоторых детей возникают трудности в периоды кризисов, то
есть в периоды коренной перестройки физического, психического и социального
развития. Речь идёт о кризисе начальной школы (переход от игровой деятельности
к учебному труду) и кризисе подросткового возраста (переход от детства к
взрослости), когда развитие ребёнка и подростка характеризуется двумя
особенностями: интенсивностью и неравномерностью. Вот почему возможны сбои,
ошибки, неравномерности в физическом, психическом и социальном развитии
ребёнка. Например, у первоклассника в строении скелета хрящи недостаточно
отвердели, поэтому длительное сидение в школе и дома (нередко на
неприспособленной мебели) приводит к из лишней его утомляемости. А это
сказывается на продуктивности интеллектуальной деятельности и, следовательно,
на эмоциональном отношении ребёнка к учёбе: он становится неусидчивым, за уроки
садиться не хочет, если заставляют — сопротивляется. У подростков интенсивное
развитие костно-мышечной системы приводит к быстрому росту и интенсивности
работы сердечной мышцы (да ещё повышенная подвижность подростка!) и отставанию
развития сосудистой системы, в том числе сосудов головного мозга. Последствие
этого — гипертонические и гипотонические явления, головные боли, сонливость,
что отрицательно сказывается на учебном процессе, жизненном тонусе, состоянии
психики подростка. Если его заставить что-либо делать, он опять-таки проявляет
защитную реакцию в разных формах, хорошо известных учителям: повышенную или пониженную
возбудимость, грубость и дерзость, чрезмерный критицизм, непокорность,
подростковый негативизм (противоречить во что бы то ни стало!), воздвигает
«смысловой барьер» и т.д. Конечно, это вызывает определённые трудности обучения
и воспитания детей в этот период.
Такие
трудности, связанные с противоречиями отрочества (кстати они блестяще описаны
В.А. Сухомлинским в книге «Рождение гражданина»), вынуждают педагога изменить
педагогическую позицию в отношении с подростками (в отличие от эффективно
срабатывающей в начальной школе авторитарной позиции). Если не изменить
позицию, то «трудные подростки выходят из-под влияния родителей и педагогов.
Так, путь преодоления трудновоспитуемости этой категории детей и подростков —
воспитание, то есть такая его организация на основе возрастных, индивидуальных
и половых особенностей, при которой выравниваются и устраняются все сбои и
ошибки, допущенные ранее.
Вторая
группа — дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена отклонениями
в физическом и психическом развитии. Это недоразвитие или чрезмерно раннее
интенсивное развитие. Это физические недостатки в развитии различных органов,
физические увечья и уродства. Это чрезмерная болезненность детей; привычные,
хронические заболевания; детские болезни разного типа; различные тенденции
неблагоприятного воздействия среды и т.д. Следует добавить, что отклонения в
физическом развитии выступают и в качестве психогенного фактора, влияя на
эмоциональное состояние физически нездоровых детей (апатия, угнетённость, неверие
в свои силы, грусть, тоска, плаксивость). Наблюдаются и отклонения в
психическом развитии: неравномерное развитие и отставание отдельных функций
психики, детские и хронические психические заболевания, плохая
наследственность, приобретённые неврозы, психозы, истерии, неврастении и т.д.
Всё это выражается в поведении детей в виде агрессивности, дерзости, грубости,
драчливости, уходе в себя, апатии, равнодушии. Разумеется, при этом создаются
трудности обуче-шя и воспитания детей. Подход к преодолению рудновоспитуемости
таких детей — это сочетание лечения того заболевания, которое имеется в
анамнезе развития ребёнка (подростка), и особых мер «щадящей педагогики». В
основе её - принципы лечебной педагогики, включающие индивидуальный подход к
больным детям в реализации требований учебно-воспитательного процесса, в
превалировании метода поощрения перед наказанием, в применении методов и
приёмов психотерапевтического воздействия.
Третья
группа — это дети и подростки, трудновоспитуемость которых обусловлена педагогической
запущенностью, при которой отклонения в сознании, поведении и
эмоционально-волевой сфере обусловлены педагогическими причинами и носят
устойчивый характер.
Признаки педагогической запущенности:
Отклонения
в сознании характеризуются неправильным пониманием основных жизненных понятий,
морально-этических, эстетических, политических, экономических и других
категорий, искажёнными критериями оценки. Например, такими: «Воровал, ворую и
буду воровать, так как всё равно все воруют»; «Живу сегодняшним днём — всё
равно будет война и все погибнут»; «Скромным быть нельзя, это плохое качество,
скромные — рохли и растяпы, они в сегодняшней жизни ничего не могут»; «Если
друг совершил преступление, его, конечно, надо покрывать, на то он и друг»;
«Каждый живёт, как ему нравится, даже если это затрагивает интересы других
людей».
Отклонения
в поведении состоят в ряде поступков, правонарушений и преступлений. Иначе
сказать, это безнравственное и противоправное («отлоняющееся», «деликвентное»,
«девиантное») поведение. Наиболее распространённые проступки: озорство и
хулиганство, кражи личного и общественного имущества, проступки, связанные с
половой распущенностью. К этому списку добавляются и новые виды нарушений:
драки-разборки, вымогательство и рэкет, издевательства и преступное
преследование сверстников, шантаж, угроза взрывов и диверсий и другие. В
подростковой среде всё большее распространение получают: табакокурение,
алкоголизм, наркомания, токсикомания, которые ещё больше осложняют
педагогическую запущенность подростков-школьников.
Отклонения
в эмоционально-волевой сфере — неадекватное эмоциональное реагирование на
разные события (подросток радуется: старушка упала, малыш упал и разбил нос,
человек попал в неловкое положение, учительница села на сломанный стул);
неадекватное восприя-тие событий и явлений («Опять этот музыкальный
лекторий...»; «Родители раньше пришли с работы — опять надзор»; «Купили путёвку
в оздоровительный лагерь — летом свободы не будет»); аффекты неадекватности
(яркие эмоциональные вспышки, неадекватно отражающие действительность:
подросток радуется, поёт и пляшет, когда возмущённая и разъярённая его
поведением учительница отчитывает его). А также — немотивированные состояния
грусти, тоски, апатии, злобы, плаксивости, неумение владеть своим эмоциональным
состоянием, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, равнодушие
по отношению к близким людям, отсутствие чувства любви и привязанности.
Разумеется,
все эти виды отклонений влияют на развитие человека, на его контакты с другими
людьми (в том числе со сверстниками, родителями и педагогами), на успешность
или неуспешность включения в различные виды деятельности, свойственные
подростковому возрасту. Недаром именно у педагогически запущенных детей, по их
признанию, в число любимых видов деятельности попадают такие, как: есть, спать,
бездельничать, гулять, ходить по улице, сидеть в беседке, драться, вызывающе
одеваться и краситься, доводить учителей и т.п.
Возникают
эти отклонения не на пустом месте. Причиной могут быть и неполная семья, когда
ребёнка воспитывает только мать или отец, и отсутствие воздействия внешкольных
учебно-воспитательных учреждений (ребёнок не занимается никакой деятельностью
на досуге). Это и негативные факторы воспитательного воздействия: алкоголизм и
безнравственность родителей, отсутствие культурной среды, вовлечение детей в
противоправную деятельность, посягательство на права детей, физическое и
психическое насилие над детьми, асоциальные и антисоциальные компании
сверстников, антипедагогические методы «воспитания» в школе и семье...
Правда,
следует предостеречь учителя от прямого толкования причин педагогической
запущенности: мол, плохие условия, вот человек и растёт невоспитанным. Это не
совсем так. Всё зависит от того, как воспринимаются ребёнком позитивные и
негативные воздействия среды. Г.А. Фортунатов писал: «Характер ребёнка
развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как
сложились отношения ребёнка в своей среде, чем он в ней интересуется... Если у
одного ребёнка пьянство, сквернословие и озорство вызывают интерес, то у
другого они могут вызвать ужас, брезгливость или возмущение и протест».
Понимание этого позволит понять, почему вдруг в неблагополучных семьях
вырастают хорошие дети и, увы! бывает и наоборот. А ещё, исповедуя эту идею,
можно искать путь преодоления трудновоспитуемости в формировании нетерпимого
отношения к негативной среде.
Наконец,
последний признак педагогической запущенности — устойчивость личностных
проявлений отрицательных качеств личности: лени, лживости, грубости, равнодушия,
жестокости, потребности красть. Действительно, где граница между детским «взял
без спросу» (ручку, ластик, конфету) и противоправным действием под названием
«кража»? Найдётся ли среди людей человек, который ни разу «не взял без спросу»?
Наверное, нет, а вот у трудных подростков — это устойчивое явление, практически
во всех жизненных ситуациях. Для примера возьмём письмо от родителей В. Леви,
приведённое им в книге «Исповедь гипнотизёра»: «Самое страшное — воровство...
Норовит унести всё, что «плохо лежит», и в детсаду, и в школе, и дома. Лазит по
карманам! Самое смешное, что порой тащит ерунду, которую дома бросает или
прячет и забывает о ней. Какие-нибудь сломанные детали игрушек, шарики от
кроватей, подшипников... Деньги, в основном мелочь, насыплет в коробочку,
спрячет, однажды заставила выплюнуть изо рта... В школе — карандаши, краски,
кисти, перетаскал все магниты у учительницы. У меня впечатление, что руки его
нарочно приделаны для хватания и прятанья тайком. Ругала, ставила в угол,
однажды ремня отведал... Обещал, что больше не будет, а через три дня...»
Описав довольно подробно признаки педагогической запущенности детей и
подростков, отмечу (да это хорошо известно из практики), что это наиболее
сложный тип трудновоспитуемости. Дети нуждаются в специальном подходе к его
преодолению, а именно: в перевоспитании. А этот процесс требует глубокого,
более длительного педагогического воздействия на три сферы личности подростка:
на сознание (переубеждение), поведение (перестройка позиции во всех видах деятельности)
и на эмоционально-волевую сферу (принципиально иная тактика возвратно-оценочных
методов воспитания). Цель педагога в данном случае — грамотно преодолеть
«сопротивление воспитанию».
Известный
польский педагог и писатель Я. Корчак писал в своей книге* Как любить детей»:
«Практик
делил детей на «удобных* и «неудобных*, на которых идёт уйма времени.
«Неудобные* дети: самый младший, ниже обычного возраста; самый старший,
критически настроенный и своенравный, вялый, несобранный и хилый; и горячий,
настырный.
Ребёнок,
который перерос интернатскую дисциплину, которому она в тягость, которого
унижает режим спальни, столовой, молитвы, игры, прогулки.
Ребёнок,
у которого из уха течёт гной, вскочил чирей, сошёл ноготь, слезятся глаза,
болит голова, жар, кашель.
Ребёнок,
который медленно одевается, умывается, причёсывается, ест. Последним стелет
постель, вешает полотенце, тарелку его и стакан всегда приходится дожидаться,
задерживает уборку спальни и со стола и отправку посуды на кухню.
Ребёнок,
который поминутно обращается к тебе с вопросами, жалуется, требует, плачет,
просит, который не любит общества других детей и назойливо тянется к тебе,
вечно чего-нибудь не знает, чего-нибудь да просит, в чём-нибудь нуждается,
хочет сказать что-либо важное.
Ребёнок,
который грубо ответил, обидел кого-то из техперсонала, поссорился, подрался,
бросался камнями, нарочно что-то порвал или сломал, отвечает на всё «не хочу».
Ребёнок
впечатлительный и капризный, которому больно от пустячного замечания, хмурого
взгляда, для которого холодное безразличие — наказание.
Симпатичный
шалунишка, который заткнёт тебе камушками умывальник, покатается на дверях,
открутит кран, отвинтит звонок, запачкает стену синим карандашом, исцарапает
гвоздём подоконники, вырежет на столе буквы. Убийственно изобретательный и
неутомимый. Вот похитители твоего времени, тираны твоего терпения, ферменты
твоей совести. Ты борешься с ними, а знаешь, что это не их вина».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru