Анализ проблемы креативности в современной
психолого-педагогической науке
Тришина Светлана Владимировна, канд. пед. наук, и.о.
доцента ФГОУ «Оренбургский региональный институт переподготовки и повышения
квалификации руководящих кадров и специалистов АПК»
Психологической
основой эвристического обучения являются научные представления о природе
творчества обучающихся, в связи с чем потребность понять и управлять природой
творческого процесса возникла как следствие необходимости управляемого
воздействия и поддержания в актуальном состоянии творческой деятельности,
повышения её эффективности.
В
современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в
области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в
различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте:
творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В
современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы
творчества и творческой деятельности: психология творчества.
Основная
задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и
механизмов творческого процесса и креативности. Ряд российских исследователей
рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (А.М.Матюшкин,
Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов и др.), при этом научные изыскания в этой сфере
связываются с закономерностями мышления (В.С.Библер, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин).
Исследования
психологии творчества проводили следующие зарубежные учёные: Дж. Гилфорд, В.
Смит, Е. Торренс, Д.Хэлперн и др., однако, как отмечают авторы Я.А.Пономарёв,
Э.Г.Юдин, М.Г.Ярошевский исследования креативности не были достаточно
результативными.
Большинство
исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или
качествах личности. Так, Дж.Гилфорд полагает, что креативность и творческий
потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт,
которые способствуют успешному творческому мышлению.
В
общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы
креативности:
исследования
общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л.Рубинштейн, 1941;
Д.Б.Богоявленская, 1983; Я.А.Пономарёв, 1976; О.К.Тихомиров, 1969), в которых
обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы
творческой реализации;
экспериментально-эмпирические
исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на
выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к
творческой деятельности.
Одной
из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки
является создание общепсихолого-педагогической теории творчества (Б.Ф.Ломов,
Я.А.Пономарёв, О.К.Тихомиров).
В
современной отечественной и зарубежной психологии творчества в аспекте
предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности
творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное
озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается
интуитивный этап (А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарёв, Р.Уолесс и др.)
Е.Торренс
определяет креативность как возникновение особой чувствительности к проблемам,
связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом
возникновения предположений и формированием гипотез ( Е.Торренс, 1996).
Ряд
учёных ведут исследования в социальном аспекте творчества: на
социально-психологическом и социально-управленческом уровнях – детерминантах
творчества (В.П.Карцев, М.Г.Ярошевский).
Ведутся
научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством с
помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива (Ч.М.Гаджиев,
в.П.Карцев, М.Г.Ярошевский и др.).
В
современных исследованиях активно разрабатывается следующая точка зрения на
креативность: создание нового продукта или результат творческого мышления
(К.Тейлор, О.К.Тихомиров). В других – отмечается доминирует творческий процесс
создания нового ( А.В.Брушлинский, В.А.Моляко, П.М.Якобсон).
Таким
образом, в современной психолого-педагогической науке креативность
рассматривается как личностная категория в аспектах:
проявления
дивергентного мышления (Дж.Гилфорд, О.К.Тихомиров),
актуализации
интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина),
интегрированного
качество личности (Я.А.Пономарёва, А.В.Хуторской).
Мы
разделяем точку зрения А.В.Хуторского, определяющего креативность как
«интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных
способностей элементов» (А.В.Хуторской, 2000, С.22). В частности, к креативным
способностям относятся: воображение, ассоциативность, фантазия и др. качества.
Рассматривая
проблему психологии творчества, мы полагаем, что необходим системный подход к
данному психолого-пе дагогическому явлению. Такой подход требует рассмотрения
всего процессуального ком плекса креативности в педагогике: от начального этапа
в процессе познания и зарождения новых идей на основе противоречия (внут
реннего и внешнего) до получения не только личностно, но и социально значимого
результата в зрелом периоде творческой деятельности.
Рассматривая
процесс рождения и становления новых направлений в психологии творчества,
А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский отмечают, что ряд научных направлений выделились
в социальную психологию и психофизиологию творчества (см. рис. 1). Вокруг
психологии творчества и группы смежных с ней психологических наук сложилось
множество прикладных дисциплин, связы вающих психологию с педагогическими... и
другими по добными им науками, а через них с практикой» (А.В.Морозов,
Д.В.Чернилевский, 2004, С.39).
Таким
образом, новые концептуальные подходы к творчеству позволяют говорить о том,
что данная категория является многомерной, требующей системного подхода. С
нашей точки зрения, креативность является основой инновационного образования.
Список литературы
1.
Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. -
М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. – 320 с.
2.
Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика /А.В.Брушлинский. - М.:
Изд-во «Мысль», 1970. - 191 с.
3.
Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика /
А.В.Брушлинский. - М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк»,
1996. – С.35-201.
4.
Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв //
Психологиче-ский журнал. - 1994 - № 6. – С.38-50.
5.
Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. - СПб.: Питер, 2002. – 272
с.
6.
Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К.Роджерс // Вопросы психологии. –
1990. - № 2. – С.41-47.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/