Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с различными заболеваниями

Нормобарическая гипокситерапия в реабилитации детей с
различными заболеваниями

Охрицкая В.Д.

В
настоящее время особую актуальность в реабилитации несовершеннолетних
приобретает разработка и реализация комплексных мероприятий, направленных на
восстановление здоровья несовершеннолетнего, его социальную адаптацию в
обществе, коррекцию нарушений психо-эмоциональной сферы.

Для
реализации этих направлений реабилитации в социально-реабилитационном центре
(СРЦ) Азовского района Ростовской области «Пеликан» в 1996 году было
организовано отделение медико-социальной реабилитации (ОМСР)
несовершеннолетних. Специалисты отделения (врачи, специалист по социальной работе,
педагог-психолог, дефектолог) совместно разрабатывают для каждого
несовершеннолетнего, проходящего курс реабилитации, индивидуальную программу
реабилитации (ИПР), включающую комплекс медицинских, социальных и
психолого-педагогических мероприятий.

Регулярно
проводимые специалистами отделения первичные и повторные медико-социальные
патронажи семьи, в которой проживает несовершеннолетний, позволяют выделить
основные социальные проблемы этой семьи и пути их решения, решить вопрос о
необходимости медицинской реабилитации несовершеннолетнего в ОМСР СРЦ, оказать
своевременно психолого-педагогическую помощь несовершеннолетнему, и, конечно,
осуществить контроль над выполнением программы реабилитации
несовершеннолетнего.

В
отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» проходят реабилитацию
несовершеннолетние, оказавшиеся в социально трудных и неблагополучных жизненных
ситуациях, имеющие различные заболевания. Это дети, временно проживающие в
приюте СРЦ, а также дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей,
проживающие в Азовском районе. Кроме того, в отделении имеется дневной
стационар для реабилитации детей с ограниченными возможностями, для которых
наряду с восстановлением физического здоровья важна их социальная адаптация в
обществе.

ИПР
несовершеннолетнего включает реабилитационные мероприятия во время курса
реабилитации в отделении и дальнейшие рекомендации специалистов после курса.
Кроме медицинских процедур и занятий со специалистами дети участвуют в работе
кружков и студий, общественных мероприятиях Центра, занимаются с педагогами
подготовкой к школьным урокам. Специалисты отделения проводят с родителями
детей тематические семинары по актуальным вопросам реабилитации «Мамина школа».

Медицинская
реабилитация несовершеннолетнего в ОМСР включает в себя комплекс
медикаментозного лечения, физиотерапии, рефлексотерапии, массажа, лечебной
физкультуры. Отделение оснащено современным медицинским оборудованием. Наряду с
традиционной физиотерапией, здесь широко используются новейшие методы
аппаратного лечения: нормобарическая гипокситерапия, небулайзерная,
вибросенсорная, лазерная терапия, электропунктура, краниолазеропунктура и др.

Нормобарическая
гипокситерапия, точнее прерывистая нормобарическая гипокситерапия (ПНГ) – это
один из новых немедикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в
медицине.

Суть
метода заключается в чередующемся вдыхании воздуха с пониженным содержанием
кислорода (10%-12%) при нормальном парциальном давлении кислорода и
атмосферного воздуха с обычным содержанием кислорода (21%).

На
практике это ни что иное, как имитирование высокогорных условий по содержанию
кислорода, но в нормобарической равнинной атмосфере.

В
основе практического применения гипокситерапии лежит концепция адаптации
(приспособляемости) организма к воздействию экстремальных факторов. Гипоксия
(недостаток кислорода) – один из древнейших факторов, воздействующих на живые
организмы, поэтому приспособительные реакции в ходе адаптации к гипоксии хорошо
отработаны в процессе эволюции. Согласно концепции о перекрестной адаптации к
одному экстремальному фактору, повышается устойчивость организма к целому
комплексу неблагоприятных воздействий. Любое патологическое состояние, болезнь
сопровождаются гипоксией, отсюда понятна важность тренировки организма к недостатку
кислорода с целью активации адаптационных процессов.

Недостаток
кислорода во вдыхаемом воздухе во время сеанса гипокситерапии первоначально
запускает срочные механизмы адаптации организма («борьба за кислород»):
усиливается легочная вентиляция, улучшается трахеобронхиальная проходимость,
максимально утилизируется кислород из альвеол легких в кровь, улучшается
кислородотранспортная функция крови, раскрываются резервные капилляры и
улучшается микроциркуляция тканей, активируются процессы клеточного и тканевого
дыхания, усиливается обмен веществ.

В
процессе длительной тренировки организма к гипоксии (в течение курса
гипокситерапии) реализуются долговременные механизмы адаптации, проявляющиеся
повышением сопротивляемости организма к различным неблагоприятным факторам,
стимуляцией иммунитета, нормализацией обмена веществ в органах и тканях,
мобилизацией антистрессовых механизмов регуляции эндокринной и центральной
нервной систем.

В
отделении медико-социальной реабилитации СРЦ «Пеликан» нормобарическая
гипокситерапия, согласно методическим рекомендациям, применялась в реабилитации
детей со следующими заболеваниями:

1.
Хронические неспецифические заболевания легких, бронхов, в т.ч. бронхиальная
астма, респираторные аллергозы.

2.
Хронические воспалительные заболевания носоглотки.

3.
Аллергические заболевания (сезонные поллинозы, рецидивирующая крапивница и
др.).

4.
Вторичные иммуннодефицитные состояния у часто болеющих детей простудными
заболеваниями.

5.
Хронические воспалительные заболевания внутренних органов в стадии ремиссии.

6.
Вегетососудистая дистония пубертатного периода.

7.
Последствия перинатального и натального поражения центральной нервной системы с
проявлениями монопарезов, парапарезов, эписиндрома, дизартрии. Последствия
черепно-мозговых травм.

8.
Малая мозговая дисфункция (ММД).

9.
Детский церебральный паралич (ДЦП), прогрессирующая мышечная дистрофия (ПМД).

10.
Неврозы у детей, в том числе: энурез, невроз навязчивых состояний,
астено-невротический синдром, гипердинамический синдром.

Во
время курса реабилитации метод прерывистой нормобарической гипокситерапии (ПНГ)
чаще использовался в комбинации с другими методами (физиолечение, массаж,
рефлексотерапия, лечебная физкультура), в единичных случаях как самостоятельный
метод при наличии противопоказаний к другим видам реабилитации. ПНГ проводилась
с помощью установки гипокситерапии «Био-НОВА-204» («Горный воздух»),
выпускаемой НТО «БИО-НОВА», г. Москва.

Установка
«БИО-НОВА-204» имеет надежную запатентованную систему контроля кислорода и
самотестирования. Каждому пациенту задается индивидуальная программа дыхания,
по которой во время сеанса гипокситерапии пациент дышит через маску
гипоксической смесью («горным воздухом»), а часть времени, отстранив маску,
дышит атмосферным воздухом.

Временный
интервал «горного воздуха» - 1-5 мин, атмосферного – 1-5 мин., чередуются они
многократно. Продолжительность одного сеанса составляет 60 мин, рекомендованный
курс до 15 сеансов.

Повторный
курс гипокситерапии рекомендуется индивидуально через 3-6 месяцев.

С
каждым сеансом программа дыхания усложняется (увеличивается время «горного
воздуха» и уменьшается время атмосферного), что способствует постепенной
адаптации к недостатку кислорода. Перед каждым пациентом имеется дисплей,
наглядно индуцирующий программу, на пульте медсестры установлены время сеанса и
программа дыхания каждого пациента. Программа дыхания задается врачом в
зависимости от его заболевания, возраста, функционального состояния.

За
период с 2000 года по 2005 год в отделении медико-социальной реабилитации
гипокситерапию получили 511 детей. Из них детей с детским церебральным
параличом – 96 чел., с последствиями перинатального и натального поражения
центральной нервной системы с проявлениями парезов, эписиндрома, дизартрии,
малой мозговой дисфункцией – 112 чел., детей со вторичным иммуннодефицитным
состоянием при частых простудных заболеваниях - 104 чел., с бронхиальной астмой
и респираторными аллергозами – 59, с ВСД пубертатного периода – 74, с неврозами
– 61 чел.

В
результате применения гипокситерапии при бронхолегочных заболеваниях у детей
наблюдалось уменьшение частоты и длительности обострений заболеваний,
увеличение периода ремиссии; при бронхиальной астме – уменьшение частоты и
тяжести приступов удушья, улучшение функции внешнего дыхания; у часто болеющих
детей со вторичным иммуннодефицитом повысилась общая сопротивляемость
организма, реже дети стали болеть ОРВИ; у детей с неврозами уменьшились
проявления энуреза, логоневроза, невроза, навязчивости, улучшался сон,
настроение.

У
детей с перинатальным и натальным поражением центральной нервной системы, с ДЦП
отмечалось уменьшением явлений гиперкинезов, спастичности мышц, улучшение
двигательных функций, речи, внимания, сна.

Выводы:

Нормобарическая
гипокситерапия – один из эффективных методов реабилитации несовершеннолетних
при различных заболеваниях, в комплексе с другими реабилитационными
мероприятиями способствующий скорейшему выздоровлению и физической реабилитации
детей и подростков.

Охрицкая
В.Д., врач-физиотерапевт отделения медико-социальной реабилитации ГОУСРЦ
Азовского района Ростовской области «Пеликан»
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Международные природоохранные организации и их роль в современном мире
Реферат Rugby Rules Essay Research Paper The Object
Реферат Scarlet Letter Essay Research Paper From Stavroseaolcom
Реферат Администрация муниципального образования городское поселение печенга печенгского района мурманской области постановление от 10. 10. 2011 №89
Реферат Nicholas Romanov Essay Research Paper Essay On
Реферат Трехфазный ток
Реферат Розвязування задач за допомогою графів
Реферат Управление персоналом и мотивация в инновационных структурах
Реферат Т. Гоббс Основные аспекты его философского учения
Реферат Организация внутрихозяйственных производственно-экономических отношений в автопарке
Реферат Аудиторская деятельность 2 История возникновения
Реферат Причины нарушения здоровья профессионала
Реферат Заработная плата.
Реферат МОТИВАЦИЯ ТРУДА БАНКОВСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Реферат Abortion Essay Research Paper For every two