О методах исследований в
психологии
И.В. Лосева, Л.Б. Бычкова
Истоки
психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет
назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и
сейчас занимают психологов. Однако формальное рождение психологии как
самостоятельной дисциплины состоялось в 1879 году — в этом году в Лейпциге, в
Германии Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для экспериментального
изучения психических явлений. В последующие годы психология переживала период
бурного роста, во всем мире. Было выработано множество различных концептуальных
моделей, позволяющих планировать научные исследования и интерпретировать
экспериментальные данные.
Основная
цель сегодняшней психологии — объяснение с позиции науки, почему люди ведут
себя так, а не иначе. Другая цель психологии — помочь людям полностью
использовать свои данные и получать удовлетворение от жизни.
Научная
психология, как и любая другая научная дисциплина, имеет два подхода:
статистический и динамический. Конкретная действительность, как она дана нам в
опыте, изменчива, многообразна и сложна. Эти свойства действительности являются
основными причинами трудности научного познания ее. Поэтому первоначально в
любой науке развивается статистический подход. Это рассмотрение каждого
сложного явления, разбивая его на серию простых шагов и рассматривая каждый из
них в отдельности, предполагая, что оно (явление) само по себе, не зависимо от
других процессов. На этой основе появляются теории «первой волны», объясняющие
отдельные аспекты. Наиболее яркими, в психологии такого плана являются
следующие теории: теория созревания Гезелла, теория человеческой привязанности
Боулби и Эйнсуорта, теория когнитивного развития Пиаже, теория классического
обусловливания Павлова.
Статистический
подход позволил рассмотреть многие психологические явления, вне категорий
изменения их во времени, без учета воздействия на них внешней среды и
рассматривая их в отрыве от физиологической основы. Поэтому, с определенного
момента развития психологии в исследования включается динамический подход,
который возникает на «стыке наук», он как бы «вбирает» в себя различные теории
других наук и используют их как «инструмент» исследования в своей отрасли.
Примером такого подхода в психологии являются: сравнительная теория Вернера,
психология развития, теория социального обучения (ярким представителем которой
является Альберт Бандура), когнитивная психология (Выготский), теория развития
языка Хомского, психологическая антропология (С.В. Лурье).
На
основе этих двух подходов, к изучению психологии развивается и диагностическая
составляющая, в результате чего появляются и активно развиваются
субъективные
методы диагностики — тесты, опросники, статистические модели личности и
объективные
методы диагностики — расчетные, основанные на использовании знаний полученных
самыми разными науками.
На
сегодняшний момент существует несколько динамических расчетных диагностических
инструментов. Наша Лаборатория использует и продолжает развивать
социально-физиологическое направление, в основу которого положены работы
психологов Л.С. Выготского, Эрнста Шехнеля, Абрахама Ноама Хомского (Noam Avram
Chomsky), Ларри А. Хьелла, Дэниэла Дж. Зиглера, Дэвида Мартина, А.Р. Лурия и
С.В. Лурье и т.д. и антропологов Кларка Висслера (Clark Wissler), Маргарет Мид
(Mead), Гёза Рохейма (Roheim), А. Кардинера (Kardiner), Энн Смолла, Бредд Шоур,
А.Д. Александрова, К.Ф. Снежинского, а также физиологов, нейробиологов,
психиатров, этнологов, криминалистов.
Результатом
«слияния» этих методов и серьезной научно-исследовательской и статистической
работы огромного коллектива специалистов в этих областях, стал метод,
опирающийся на динамический подход в психологии. Специалисты Лаборатории
Ориентир используют его в своей работе.
Но
динамический подход подразумевает постоянное расширение межнаучных связей,
использование различных, объективных техник в исследовании психики человека,
чем собственно и занимаются специалисты нашей лаборатории, являясь
приверженцами практической психологии и используя динамические методы
исследования человека.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aumworld.ru/