Диагностика развития речи у дошкольников и младших
школьников (от 3 до 10 лет)
Речь
- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения,
опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1)
Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство
общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
2)
Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до
уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и
контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная
функция речи;
3)
Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из
общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит
общечеловеческая функция речи.
Функции
речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь
возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции
и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние
вербализации ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки
внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.
Общечеловеческая
функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в
школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его
жизни.
Каждая
из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в
рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения
и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также
эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь
письменная и устная.
Коммуникативная
функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения
возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях
общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и
благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами
общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и
достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед
ребенком на определенном этапе его развития.
Речь
автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к
овладению речью взрослых. По своей форме "слова" ее являются
результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды
(например, "коко" вместо "молоко", "кика" вместо
"киска" и пр.).
Характерными
особенностями являются:
1)
ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их
неопределенность и многозначность;
2)
своеобразный способ "обобщения", основанный на субъективных
чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета
(например, одним словом "кика" могут обозначаться все мягкие и
пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3)
отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами.
Автономная
детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться
продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только
формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная
речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая
"подстраивание" под несовершенную речь ребенка, служат средством
профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные
формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых
детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.
Речь
внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе
мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В
наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, при
мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая
переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция
при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка
своих поступков и переживаний.
Внутренняя
речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности
человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора
дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно
этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более
сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге
школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для
себя и про себя.
Речь
эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного
возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью
вне зависимости от присутствия собеседника.
Ж.
Пиаже характеризовал ее как:
а)
Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию);
б)
Речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
В
настоящее время существует относительно устоявшееся отделение эгоцентрической
речи. от "Речи для себя" (private speech) как другого феномена
речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано с
эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного
учитывать точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют
высказывания, не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не
адресованные кому-либо и не предполагающие знаков понимания со стороны
слушающего. "Речь для себя" полифункциональна: в некоторых случаях
может служить средством непрямого обращения ко взрослому в целях привлечения
его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого
ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования
собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии
ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным
содержанием действий.
Развитие
речи. Развитие речи проходит три этапа.
1.
Довербальный - приходится на первый год жизни. В этот период в ходе
довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи.
Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение
речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование
избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее
среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий
по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим
характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается
пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной
речи.
2.
Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок
начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком
речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют
условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком,
деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3.
Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее
отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий
контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение
грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и
грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с
окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что
необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так,
на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов
становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и
множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок
владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К
началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу
дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами
словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и
понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации)
становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь -
развернутая и грамматически оформленная.
Однако
элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует
указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы
ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения.
Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности
для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон
речи - как устной, так и письменной.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://adalin.mospsy.ru