Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии

Развитие
теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии

Теория
самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического
направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического
направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально
возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в
практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации
является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в
развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым.

В
философско-методологическом и культурологическом аспектах теория
самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А.
Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова.

И.А. Витин
(1999) считает понятие «самоактуализация» центральным в современном научном
гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из
наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных
пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России
значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности
как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности,
включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности.
Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный,
предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного
развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор,
овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек
делает своим.

И.А. Витин
особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты
самоактуализации. Нравственный идеал в этой теории ориентирует человека на
достижение счастья в мире действительности через реализацию в конструктивной
деятельности таких личностных качеств, как открытость; отношение к другим людям
как ценности (а не цели); способность к диалогическому и полилогическому
общению; способность самостоятельно ставить цели и достигать их. Эта теория
направляет человека на непрерывную работу над собой, над развитием своих
творческих способностей. На основе теории самоактуализации И.А. Витин
предлагает модель перестройки системы образования с целью ориентации личности
на нравственные и духовные ценности, идеалы соборности и всечеловечности.

Л.Г. Брылева
(1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы
самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ
века. По ее мнению, самореализация личности – это оптимальный (наилучший из
возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме
Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане
исследования самореализация личности есть процесс и результат «опредмечивания»,
«овеществления», проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления
их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире
Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия,
ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному
Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Самореализация
личности осуществляется через принадлежащие Культуре механизмы обмена свойств,
явлений и состояний между Человеком и Миром. В этом процессе, через динамику
развития, совершенствования, преображения раскрываются, развиваются, разворачиваются
существенные для Человека и Мира свойства, стороны, взаимоотношения. Культура в
этом процессе предстает Целокупным Человеческим Инобытием. С точки зрения
культурологии самореализация личности и самоактуализация человека как
целостности означает не только сущностную (эссенциальную) характеристику
самоосуществления человека, но и определенную оптимальную технологию
развертывания этой целостной сущности в Культуре.

Л.И. Антропова
(1980), Н.Л. Кулик (1992) и К.Ч. Мухаметджанов (1992) рассматривает в философском
аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску
Смысла Жизни и как фактор духовного роста. Н.Л. Кулик, прослеживая философские
корни проблемы самоактуализации в отечественной культуре, приходит к выводу о
том, что в философии Нового времени впервые эта проблема была поставлена Г.
Сковородой, который считал возможным достижение истинно человеческого счастья
только в труде по призванию, труде, соответствующем внутренней натуре человека,
его склонностям и дарованиям. Н.Л. Кулик видит в самореализации реальный
процесс превращения деятельностных характеристик человека, его сущностных сил в
способ человеческого бытия, в «мир человека», в предметный мир человеческой
культуры. Творческая самодеятельность человека в этом аспекте выступает как
способ самоосуществления личности, как внутреннее содержание этой деятельности
и единственно достойный человека и общества способ бытия.

В психологии и
педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый,
В.И. Слободчиков, Л.М.Фридман и др.

П.И.
Пидкасистый (1998) пишет, что в современной педагогике развитие человека
рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями,
психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями,
представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних
условий; мерой его собственной активности, направленной на
самосовершенствование, участие в деятельности и общении. «Первоисточником»
активности человека он считает «те внутренние противоречия между достигнутым и
необходимым уровнем развития», которые человек переживает при необходимости
найти и реализовать верное и эффективное решение в различных проблемных
ситуациях своего жизненного пути.

В процессе
обучения ребенок усваивает культуру тремя основными путями: (1) путем
«стихийного воспитания» - через подражание в референтной группе, которой может
быть не только семья, но и школа, кружок и т.п.; (2) планомерно, в соответствии
с планами и целями, которые в процессе взаимодействия субъектов процесса
воспитания задает воспитатель. В этом случае субъект-воспитатель, обладающий
определенными знаниями и системой ценностей, порождает процесс передачи
информации субъекту-воспитуемому, вызывая у него заинтересованность в обладании
знаниями; (3) путем саморазвития и самовоспитания, «надстраиваемым» над
освоенными более низкими уровнями на основе существенного уровня развития
рефлексивного мышления. Этот путь осваивается в подростковом возрасте в ходе
социализации, по мере того, как ученик хотя бы на время прекращает исполнять
роль учащегося, полностью ведомого учителем.

П.И.
Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов (1999) пишут, что потенциальные
возможности человека могут проявиться и реализоваться лишь при рациональной
самоорганизации учебной деятельности, которая не связана прямо с уровнем
развития познавательных способностей. Эффективная самоорганизация учебной
деятельности заключается в умении автономно, без внешнего систематического
контроля, помощи и стимуляции рационально организовать свою учебную деятельность.
Этот уровень самоорганизации, основанный на способности к саморегуляции, ранее
считался необходимым для успешного обучения в ВУЗе, однако в последние годы он
становится необходимым в старших классах школы, а своего рода «педагогическая
прививка», стимулирующая этот способ саморазвития и самообразования, необходима
уже в подростковом возрасте. Сущность процесса самоактуализации в
образовательном пространстве эти авторы видят в передаче, трансляции от
воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых
человек может стать тем, кем он может стать.

Е.В. Андриенко,
рассматривая самоактуализацию студентов педагогических ВУЗов и учителя в
педагогической деятельности, выделяет три необходимых этапа формирования ее
психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На
информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках,
возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На
актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют
систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих
индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап
связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе
творческого профессионального самоопределения и самопроявления.

В.И.
Слободчиков и Е.И. Исаев (1995, 2000) рассматривают личность человека с
философско-антропологической позиции как персонализированную,
самоопределившуюся самость среди других, для других, и только таким образом –
для себя. В этом смысле самоактуализация есть процесс становления человека
субъектом собственной жизнедеятельности и требует освоения им норм и способов
человеческой деятельности, правил общежития, основных смыслов и ценностей,
регулирующих совместную жизнь людей в обществе. Понять свою самость в истинном,
полном значении этого слова – значит усмотреть в ней идеальную, очевидно
осмысленную необходимость бытия в мире действительности. Только осознание этой
истинно духовной реальности позволяет человеку открыть свою субъективную
реальность как проекцию самости.

На ранних
этапах развития самость – это «поведенческих текст», который ребенок создает
неосознанно, неумышленно, не ведая того, что он творит, не ведая творчества как
состояния. «Читают» и толкуют этот текст взрослые, от которых ребенок и узнает
о себе, о своей самости. Открытие возможности собственного авторства в творении
«поведенческого текста» самости, а главное – обнаружение себя в качестве автора
и главного героя – это и есть знаменитое открытие подростком своего «Я». С
этого момента в жизни человека появляются особые типы кризисов развития –
личностные кризисы, первым из которых является кризис подросткового возраста.

Г.А. Цукерман в
работе «Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов» (1994)
интегрирует психологию и педагогику саморазвития. Она пытается определить тот
момент, когда растущий, взрослеющий человек становится субъектом собственного
развития и обнаруживает его в подростковом возрасте, когда человек начинает
переживать момент встречи с самим собой, обнаруживает в своей жизни предмет
практического преобразования, планирования и проектирования жизненного пути.
Именно в этот момент, который религия считает вторым, а философия – экзистенциальным
рождением души, - ребенок из объекта забот постепенно начинает превращаться в
субъекта собственной жизни. В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А.
Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности,
тенденции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление человеком своего
творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности. Акме
рассматривается как вершинная, предельная, пиковая точка в творческом
саморазвитии человека, в которой наиболее полно проявляется его зрелость как
личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Под самоактуализацией в
акмеологии понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как
специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности,
так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного.
В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы
движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Новейшие
тенденции в изучении самоактуализации связаны со смещением интереса
исследователей на изучение предельных моментов самоактуализации, возникающих в
тех случаях, когда позитивное решение в проблемно-конфликтной ситуации крайне
затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов
поведения.

А.Г. Асмолов
(2001) пишет о том, что поведение человека может быть понято только как история
поведения, а психология личности – только как история развития изменяющейся
личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом от
формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому
типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Этот
переход осуществляется в проблемно-конфликтных ситуациях, позитивное разрешение
которых крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных
шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при
наличии внутренних и появлении внешних преград в жизнедеятельности человека, но
и в результате постановки человеком перед самим собой сверхзадач. По каким бы
причинам такая ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора
в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе
смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Именно в ситуациях свободного
выбора история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных
ею альтернатив (Б.Ф. Поршнев). С этих позиций А.Г. Асмолов подходит и к
изучению феноменов самореализации и самоактуализации. Он пишет, что самоактуализация
личности – это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником
преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых
норм, то есть нормотворчество. В процессе самоактуализации рождаются
интерсубъективные социальные миры.

Не отрицая того
факта, что предпосылки к творческой и надситуативной активности формируются в
процессе успешного решения человеком адаптационных проблем и основываются на
высоком уровне овладения социальной и индивидуальной компетентностью, -
отечественные психологи считают, что достижение вершин жизни, акме, требует от
человека освоения им пятого, смыслового измерения мира действительности. В
последние годы возрастает число практически ориентированных исследований по
проблемам духовности, смысла жизни человека и вершин его профессиональной
деятельности, акме, как цели процесса самоактуализации. Идеи теории
самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и
экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, логопсихотерапии (А.А.
Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А.
Леонтьев, А. Маслоу, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл,
В.Э. Чудновский и др.).
Список
литературы

Вахромов Е.Е.,
кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории исторической психологии
личности Психологического института 
РАО. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и
психологии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А был ли в СССР социализм?
Реферат Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
Реферат Азотные удобрения: о конкурентоспособности отечественных производителей
Реферат Особенности развития культуры эпохи Средневековья.
Реферат Возделывание различных сортов белокачанной капусты
Реферат Algological newsletter (Kiev) №14 january 2002
Реферат Абалешев Александр Васильевич – заместитель министра финансов Ставропольского края
Реферат The Value Of Work Experience Essay Research
Реферат Природа зла в философии
Реферат Another Ernest Hemingway Essay Research Paper A
Реферат Трансгенные растения как биопродуценты белков медицинского назначения
Реферат Произведение Ричарда Баха "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" как концепция второго рождения
Реферат Методы внутренней сортировки Обменная сортировка Сравнение с другими методами сортировки
Реферат Фондовая биржа 2
Реферат Аспекти розвитку та функціонування банківської установи