Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Я-концепция менеджера социальной работы как акмеологическая проблема

Я-концепция менеджера социальной работы как
акмеологическая проблема

Н. А. Надеина

Современная
государственная политика социально-экономических преобразований Российской
Федерации обусловили потребность совершенствования деятельности органов
социальной защиты, являющихся инструментом деятельности государства,
характерными чертами которой на современном этапе выступает гуманизация. В
связи с этим социальная защищенность человека, различных категорий, групп и
сообществ может быть достигнута в первую очередь благодаря социальной политике
и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки населению.
Открытые социальные учреждения, общественные организации, фонды, различные
программы существуют лишь тогда, когда этой работой занимается не только
увлеченный гуманностью, милосердием, благотворительными идеями человек, а
личность, которая умеет и делает это профессионально. Именно поэтому изучение
Я-концепции менеджера социальной работы обусловлено возрастающими требованиями
к эффективности деятельности, основой которой являются профессионализм,
личностные и индивидуальные качества [1]. В связи с этим следует выделить
исследования последних лет по данному аспекту: С. А. Беличевой, В. Г.
Бочаровой, Б. 3. Вульфова, С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, И. А. Зимней, В.
И. Жукова, В. В. Колковой, Н. П. Клушиной, И. М. Лавриненко, А. И. Ляшенко, А.
В. Мудрика, Т. В. Мухаметзяновой, В. И. Никитина, П. Д. Павленка, А. М.Панова,
3. М. Саралиевой, В. А. Сластенина, Смирновой - Ярской, Л. В. Топчего, В. С.
Торохтия, М. В. Фирсова, Б. Ю. Шапиро, Т. В. Шеляг, Е. И. Холостовой и др.

На
разных этапах развития общества всегда остается актуальной проблема достижения
вершин профессионального мастерства любым специалистом. Исследованием этой
проблемы занимается наука акмеология. В начале XXI века все социальные
противоречия, запросы, теоретические идеи о вершинах достижения
профессионализма стали перекладываться на индивидуальный уровень. В настоящее
время роль личности стала одним из факторов противовеса кризисным, стихийным
процессам общества. Перед личностью в жизни и профессии стали сложные проблемы,
для которых нет готовых решений. Соответствующим этому состоянию общества
должен быть не только высококвалифицированный профессионал, но человек,
способный действовать в условиях высокой неопределенности, трудностей, риска,
способный думать, маневрировать, сохраняя свое лицо, позицию, уверенность.
Именно в столь острой социальной ситуации возникла акмеология как наука о
ценности личности, о ее совершенствовании и способности оптимально,
конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Основоположниками акмеол отческого подхода являются такие ученые, как: Б. Г.
Ана-ньев, О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. А.
Климов, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. А. Пономаренко, А. А.
Реан, Н. А. Рыбников, Б. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадриков, Е. А. Яблокова и др.

Проблемы
акмеологии связаны прежде всего с новым пониманием субъекта жизнедеятельности,
которое видит его складывающимся из природных, личностных условий
функционирования, с одной стороны, социальных условий - с другой, способов их
организации - с третьей. Она содействует субъекту в нахождении более
оптимального способа организации. Помимо рассмотрения развития всей
совокупности характеристик человека, проблемы акмеологии связаны с более узкой
областью, имея в виду только овладение человеком профессией, достижения им
высочайшего мастерства. На современном этапе одной из важнейших акмеологических
проблем в области социальной работы является изучение механизмов достижения
вершин профессионализма менеджера социальной работы, которое невозможно без
высокого уровня самосознания менеджера и его интегративной составляющей
Я-концепции. Кроме того, в ряде работ В. С. Агапова, И. В. Барышникова, Г. В.
Волкова, В. А. Полухина, О. В. Горлова, А. А. Деркача, А. В. Кандыбовича, Л. И.
Катаева, М. А. Киселева, С. В. Кошелева установлено, что Я-концепция тесно
вплетена в структуру профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть
сложность, неоднозначность, противоречивость и в то же время внутреннюю
обусловленность развития Я-концепции в профессиональной деятельности менеджера,
которая является особой формой жизни личности, задающей систему личностных
смыслов, строящей «образ жизни», и собственного «Я» как активного субъекта
деятельности. Проблема профессионализма в структуре Я-концепции менеджера
социальной работы в известном смысле начинается с момента рефлексии
собственного психического пространства, выработки отношения к собственному «Я».
Развитие профессионализма менеджера социальной работы во многом зависит от
таких факторов, как индивидуальный, личностный, деятельный опыт и внутренние
мотивировки профессиональной деятельности. Профессия менеджера социальной
работы предполагает при своем усвоении не только интериоризацию специальных
знаний, но и создание своеобразной системы отношений к действительности и с
действительностью. X. Ремшмидт характеризует Я-концепцию как «теорию самого
себя».

Особенно
важно отметить, что жесткая Я-концепция в начале трактуется силой характера, а
на проверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые
могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция
формирует в менеджерах социальной работы бесхарактерность и делает их
непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленных
целей. К. Роджерс утверждал, что по большей части поведение личности
согласуется с его Я-концепцией. Менеджер социальной работы как профессионал
осмысливает сущность отдельной личности, группы людей, их изменения под
воздействием экономических, социально-психологических факторов, несет
юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива). На
менеджера возложены функции управления коллективом и организации его
деятельности, он представляет группу (коллектив) в других органах и
организациях. Он не только осмысливает, но и решает практические задачи по
оказанию помощи отдельным людям (группам, общностям) для успешного решения
жизненных задач, реализации интересов и стремлений. Менеджер должен быть
грамотным специалистом (владеть определенной системой знаний) и быть носителем
высоких нравственных качеств. Исследователи в области социальной работы,
социальной педагогики, среди которых: В. А. Сластенин, И. А. Зимняя, Н. В.
Кузьмина, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева и др. считают, что овладеть профессией
менеджера социальной работы можно только в индивидуально-личностном,
деятельностном контексте. В. Г. Бочарова отмечает, что профессионализм как одно
из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на основе
личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов
менеджера социальной работы. По утверждению функциональной школы, невозможно
познать «Я» другого человека, но менеджеру необходимо создать такие отношения,
при которых человек может раскрыться. В этой связи от менеджера социальной
работы требуется высокий уровень профессионализма, хорошее знание самого себя,
своей Я-концепции.

Таким
образом, возрастающие требования к эффективности деятельности в области
социальной работы, основой которой являются профессионализм, личностные и
индивидуальные качества, обусловило изучение Я-концепции менеджера социальной
работы. В виду того, что Я-концепция менеджера является особой формой жизни
личности, которая задает систему личностных смыслов, рассмотрение
акмеологической проблемы в области социальной работы по достижению вершин
профессионализма, развитию уровня самосознания и его интегративной составляющей
Я-концепции на современном этапе стала особенно актуальна.
Список литературы

1.
Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как
профессионала. М., 2004.

2.
Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

3.
Капустина А. Н. Профессия и личность: социально-психологические характеристики
природных качеств личности. -Ленинград: Знание, 1987. -15 с.

4.
КлимовЕ. А. Психология профессионала. -М., 1996.

5.
Холостова Е. И. Социальная работа теория и практика. - М.: ИНФА-М, 2001.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://science.ncstu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области
Реферат Системи технічної експлуатації засобів зв’язку
Реферат Духовно нравственное воспитание младших школьников
Реферат Водоснабжение и канализация города
Реферат Технология электроэрозионной обработки
Реферат Безработица в России причины формы последствия пути преодоления
Реферат Teddy Roosevelt Essay Research Paper Theodore Roosdevelt
Реферат Охеда, Алонсо
Реферат Ластоногі і щитовидні ссавці Мавпи Як вищий клас ссавців
Реферат «Тенденции развития Российской цбп в условиях глобализации рынка»
Реферат Интернет-зависимость и ее психологическая характеристика
Реферат Формирование понятия фермент в школьном курсе биологии и связь с школьным курсом химии
Реферат Личность Ивана Грозного, Реформы Ивана Грозного и Избранной рады
Реферат Последовательные интерфейсы СОМ-порт
Реферат Надзорные функции Банка России Компетенция Счетной палаты РФ