Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Нарушения речи: дизартрия

Нарушения речи: дизартрия

В
последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети,
нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более
длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное
логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических
нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса,
фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи),
фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических
поражений центральной нервной системы.

Опыт
практической и исследовательской работы показывает, что очень часто
практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм
дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности -
дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической
помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного
речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в
настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания
квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

В
педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная форма
дизартрии, которая возникает при двустороннем поражении двигательных
корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов
ствола. Вследствие большой вариативности и комбинантности поражения двигательных
проводящих путей черепно-мозговых нервов симптоматика псевдобульбарной
дизартрии довольно разнообразна и неоднородна: наряду с центральными
спастическими параличами и парезами мышц наблюдаются экстрапирамидные нарушения
мышечного тонуса (в основном в виде мышечной гипертонии), различные гиперкинезы
и другие двигательные нарушения.

Легкие
(стертые) формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных
расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных факторов в
течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития.
Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:

-
токсикоз беременности;

-
хроническую гипоксию плода;

-
острые и хронические заболевания матери в период беременности;

-
минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях - матери
и плода;

-
легкую асфиксию;

-
родовые травмы;

-
острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т. д.

Воздействие
этих неблагоприятных факторов приводит к

возникновению
ряда специфических особенностей в развитии детей. В ранний период развития у
детей со стертой формой дизартрии отмечаются двигательное беспокойство,
нарушения сна, частый, беспричинный плач. Кормление таких детей носит ряд
особенностей: наблюдаются трудность в удержании соска, быстрая утомляемость при
сосании, малыши рано отказываются от груди, часто и обильно срыгивают. В
дальнейшем плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу. За обедом
такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает
пищу, отсюда частые поперхивания во время еды. Родители детей с легкими формами
дизартрических расстройств отмечают, что в дошкольном возрасте они предпочитают
каши, бульоны, пюре твердым продуктам, так что накормить такого ребенка становится
настоящей проблемой.

В
раннем психомоторном развитии также можно отметить ряд особенностей:
становление статодинамических функций может несколько запаздывать или
оставаться в пределах возрастной нормы. Дети, как правило, соматически
ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Анамнез
детей со стертой формой дизартрии отягощен. Большинство детей до 1 - 2 лет
наблюдались у невропатолога, в дальнейшем этот диагноз был снят.

Раннее
речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии
незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь
формируется к 2 - 3 годам. При этом довольно долго речь детей остается
неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3 - 4 годам
фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается
несформированной.

В
логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения,
имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом
статусе очаговой микросимптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких
детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов.
Следовательно, встает вопрос о дообследовании и более детальном изучении причин
и механизмов возникновения данных нарушений.

При
тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми
расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко
выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти
симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной
недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной
моторики, а также мимической мускулатуры.

Общая
моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими,
скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое
ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной
нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного
тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой
формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Наиболее
ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным
нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления
движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной
организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько
позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть,
ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской
стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может
научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

У
детей со стертой формой дизартрии наблюдаются также и нарушения мелкой моторики
пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении
скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном
включении в движение, недостаточной координации. Пальцевые пробы выполняются
неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Данные особенности
проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Дошкольник с легкими
проявлениями дизартрии неохотно рисует, лепит, неумело играет с мозаикой.

Особенности
состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как
существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и
артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с данным
видом речевой патологии обусловлены органическим характером поражения нервной
системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования
двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции. Именно мозаичность
поражения двигательных проводящих корково-ядерных путей и определяет большую
комбинативность речевых нарушений при стертой форме дизартрии, коррекция
которых требует от логопеда тщательной и детальной разработки индивидуального
плана логопедической работы с таким ребенком. И конечно, такая работа
представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями,
заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portalus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.