Как учить детей быть успешными? Инструментарий
творческого учителя.
Завьялова Ольга Алексеевна, канд. пед. наук, педагог
ЦДО «Эйдос»
Отзвенели
последние звонки... Впереди экзамены, ЕГЭ, которые покажут, КАК мы научили
наших детей. А потом - так называемая "взрослая" жизнь, которая
покажет - а был ли смысл в том, ЧЕМУ мы научили... Вопросы о смысле своего
труда почему-то приходят в голову чаще всего именно в тот момент, когда вдруг,
в одночасье выросшие твои ученики, в пиджаках и галстуках, такие невероятно
молодые и красивые, говорят со сцены слова благодарности и несут охапки
цветов... А ты думаешь - а действительно ли я научила их тому, что нужно? Будут
ли знания, за которые в школе идет такая изматывающая борьба, востребованы, или
осядут ненужным балластом где-то в дальних уголках памяти?
"Будьте
успешны, дети!" - говорим мы им. А что нужно для успеха в современном
мире? Все мы знаем расхожую фразу о том, что многознание ума не прибавляет, и,
тем не менее, диплом о высшем образовании считаем гарантом успешности... Хотя
для перечисления контр-примеров вряд ли хватит пальцев на двух руках у любого
учителя, интересующегося дальнейшей судьбой своих учеников. Не гарант... А что
- гарант? Какие качества и умения позволят им достичь этого самого успеха?
Попробуем
составить такой список.
Успешный
человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление
своей жизни, он ставит цели и определяет стратегию их достижения, он
анализирует свои и чужие ошибки и корректирует планы, он способен выдвигать
неожиданные идеи и воплощать их в реальность. Он – организатор, мыслитель и
творец! Итак, список определен: успешный человек должен уметь
•
организовать свою жизнь (ставить цели и составлять планы),
•
анализировать,
•
творить.
Давайте
посмотрим, что реально делает школа, для того, чтобы дать возможность своим
ученикам преуспеть в жизни? Воспитывает ли она качества, которые на сто
процентов пригодятся в жизни? Имеется ли программа, направленная на их
развитие? Риторические вопросы…
Изменение
школы – вопрос государственного масштаба. Мы же возьмем ответственность за то,
что конкретно можно делать уже сейчас. И подумаем, возможно ли изменить
ситуацию с помощью дистанционного обучения, в частности теми средствами,
которые предлагает Центр дистанционного образования «Эйдос»?
Начнем
со способности организовывать, умения планировать свою жизнь - на час, на день,
на год, ставить цель и определять шаги, необходимые для ее достижения.
Большинство великих людей именно потому и стали великими, что сами составляли
план своего самообразования, сами определяли ЧЕМУ и насколько глубоко им надо
учиться. Ответственно? Разумеется. Но ведь человек ответственен за свою жизнь,
не так ли? Учит ли школа этому детей? Скорее - отучает, заставляя бездумно и
безответственно идти по той тропинке, которую проложил учитель.
Но
сможет ли ребенок сам поставить цель и составить план, скажете вы? Не сможет,
если будет всегда выполнять чужие цели и действовать по чужому плану. Дайте ему
возможность самостоятельно сделать это, научите его этому, и тогда, возможно,
вы иначе сможете ответить на свой вопрос. Планировать - это значит, брать на
себя ответственность за потраченное время, наверное, единственный невосполнимый
ресурс. (И сразу вопрос - ответственно ли мы, учителя, распоряжаемся чужим
бесценным ресурсом - временем наших учеников?)
С
чего начать? С творческих заданий оргдеятельностного типа :
•
поставить цель по предмету на год, на четверть, на неделю. (Например, на первом
уроке, каждый год мои ученики заполняют анкету, в которой есть вопросы: что я
хочу узнать и чему я хочу научиться на уроке информатики. В конце года -
сверяем ожидания и реальные достижения. Это полезно не только детям, но и
педагогу.)
•
составить план домашней работы, работы по курсу, разработать викторину для
одноклассников, урок для младших ребят и т.д.
Для
того, чтобы научить детей этому важнейшему умению в «Эйдосе» давно уже
действуют дистанционные курсы:
•
Моя индивидуальная программа обучения: как составить
•
Как поставить и достичь свои цели
Допустим,
что цель поставлена, план составлен... Но будет ли он реализован? Может ли
вообще сочетаться со школьной системой возможность самоопределения ребенка в
образовательном пространстве? Как практически реализовать индивидуальную
образовательную траекторию в обучении? Этому посвящены многие издания,
выпущенные в электронном или бумажном виде -
http://www.eidos.ru/shop/price.htm. Вот лишь некоторые из них:
•
Методика личностно-ориентированного обучения (электронное издание)
•
Индивидуальная образовательная траектория (электронное издание)
•
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех
по-разному?
Итак,
умение ставить цели и планировать свою жизнь - привилегия избранных, или
каждого?
Вторым
ориентиром, который мы выделили, является способность осознавать свою жизнь,
рефлексировать , обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти
другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе),
принимать их, и видеть причины их появления. Почему это так важно? Думаю,
каждый легко ответит на этот вопрос - для того, чтобы расти, изменяться, завтра
быть лучше, мудрее, чем вчера, чтобы осознанные ошибки стали стартом для победы
над собой, а понимание того, что твоя идея работает, расправило крылья. Ведь не
случайно, почти все великие люди вели дневники? У Резерфорда есть прекрасное
высказывание: "Плохи те люди, которые много работают и мало думают".
Мы же возвели работу в ранг гораздо более высокий, чем размышления. Разумеется,
нельзя только рефлексировать, ничего не предпринимая и не трудясь. Но гораздо
опаснее на мой взгляд, работать и учиться, не осознавая смысла и не оставляя
себе время на раздумья, на то, чтобы подумать - ЗАЧЕМ я это делаю, ЧТО мне это
дает? Каждые день, каждый урок должен быть осмыслен, иначе 40 минут,
проведенные в классе добавятся к времени, потраченному впустую...
О
включении рефлексии в урок много говорят и пишут. Однако приживается (и
приживается ли?) в школьной практике она с трудом. И причина здесь не в детях,
а в учителях, большинство из которых тоже не любят и не умеют задумываться над
своей деятельностью. Это не голословное утверждение - это опыт работы на
дистанционных курсах для педагогов. "Самым трудным на курсе было придумать
свой метод решения творческого задания и написать рефлексию " - и это
отметила не одна участница, а добрая половина. С такой трудностью сталкивается
большинство из тех, кто впервые принимает участие в каких бы то ни было
мероприятиях ЦДО Эйдос.
Как
же научиться проводить рефлексию самим и научить этому детей?
Во-первых,
можно зарегистрироваться на курсе: «Как организовать рефлексию учащихся». Если
ждать начала курса не хочется, можно приобрести материалы курса в электронном
магазине, и изучить их самостоятельно. Лучшая же возможность ввести рефлексию в
практику своей работы - посмотреть, как отнесутся к ней дети, участвуя в
дистанционной эвристической олимпиаде центра Эйдос. Ведь анализировать легче
по-настоящему важную, нужную и захватывающую деятельность.
Итак,
жизнь думающего человека - привилегия избранных, или каждого?
Наши
размышления о том, какие качества помогут нашим с вами ученикам стать успешными
в жизни близятся к завершению. Умение планировать свою жизнь, составлять план
своего личностного роста - это раз. Умение рефлексировать, осознавать каждый
день и каждый час своей жизни, делать выводы и извлекать уроки - это два. А
третье, разумеется, - креативность , полет мысли, творческая жилка, умение
видеть в обычном необычное, выдвигать сумасшедшие гипотезы, предпринимать
неординарные шаги. Быть творцом!
Люди,
умеющие мыслить нестандартно сейчас в фаворе. Нет дефицита материальных
ресурсов. Есть дефицит идей. Не случайно многие солидные компании проводят
многочисленные "наивные" конкурсы для выяснения, каким образом люди
используют их продукцию. Все интересные идеи потом реализуются - в дизайне, в
рекламе, в новых функциональных возможностях. В 6-ом номере журнала
"Special Upgrade" я нашла сразу два креативных конкурса - один про
то, как максимально развлечь себя на необитаемом острове с помощью MP3-плеера
известной фирмы, другой - как украсить "компьютерный дом" (т.е.
системный блок). Я вовсе не хочу сказать, что мыслить креативно надо, чтобы
выигрывать в таких конкурсах. Просто мне видится этот пример очень
показательным с точки зрения востребованности умения нестандартно мыслить.
Смысл
жизни человека - вопрос на все времена. И все-таки мысль о том, что основное
предназначение личности - это творчество в совершенно различных ипостасях, я
думаю, не вызывает возражений. Изменять мир, делать его более красивым,
совершенным может только человек, которого с детства стимулировали к выражению
своего Я, своих мыслей и идей. А не тот, которого всеми силами старались
научить делать и думать "как надо".
А
теперь скажите, часто ли в школе мы даем детям такую возможность - проявить
себя исследователем, творцом, личностью? Сколько мы даем таких заданий, которые
требует не знаний, а способности придумать, фантазировать, строить гипотезы?
Сколько мы даем заданий, которые полностью захватывают ум детей - на час, на
неделю, на месяц? Заданий, которые вдохновляют на реализацию своих творческих
сил самых "слабых" и "безнадежных" наших учеников?
Изменить
ситуацию в наших силах. И если менять что-то внутри школы - процесс болезненный
и чреватый разнообразными конфликтами, то дистанционное творчество устройству и
традициям школы никакой угрозы не представляет: хотим - участвуем, не хотим -
не участвуем.
Поэтому
первым шагом в этом направлении разумно сделать участие школьников в эвристических
дистанционных олимпиадах. Участвовать в них могут дети с абсолютно любым
уровнем подготовки - лишь бы было желание. Часто именно отличникам бывает
трудно отбросить стереотипы и взглянуть на задачу с разных ракурсов.
Творческое,
эвристическое обучение - основная идея и стержень работы Центра дистанционного
образования "Эйдос". ВСЕ без исключения мероприятия - олимпиады,
конкурсы, проекты, курсы, классы являются творческими и направлены на
"запуск" именно процесса творчества каждого, кто принимает в них
участие. Множество дистанционных курсов для педагогов посвящено именно развитию
творческих способностей детей:
•
Как разработать творческие задания для уроков
•
Как создать эвристическую ситуацию на уроке
•
Как организовать творческую работу ученика по учебному предмету
•
Система творческих и научных недель в школе
•
Развитие одаренности школьников
•
Индивидуальная образовательная траектория
•
Как сопровождать индивидуальную программу ученика
Кроме
того, большую помощь могут оказать электронные издания, в которых нашел
отражение весь инструментарий творческого учителя:
•
35 методов творческого обучения. Инструментарий для творческого учителя.
•
50 форм учебных занятий. Инструментарий для творческого учителя.
•
Как разработать творческий урок. Типы творческих уроков, методика их
проектирования.
•
Как организовать образовательную ситуацию на уроке. Теория и технология
ситуативного обучения.
•
Диагностика, контроль и оценка творческого обучения.
Итак,
быть творцом - привилегия избранных, или каждого?
…Каждый
находит в Эйдосе что-то свое, особенное, созвучное своим позициям в педагогике.
И мне удивительно было, спроецировав свои представления о том ЧЕМУ учить на
богатейший материал эвристического обучения, представленный в деятельности
центра Эйдос, найти ответы на то, КАК можно этому учить.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/