Влияние СМИ на развитие детской агрессивности
Филиппова О. В.
В
последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным
поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой -
сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок
стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими
взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели
плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат.
Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные
мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает
содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены
компьютером, телевизором.
Негативное
влияние Современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.
1.
Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на
воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в
детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура"
силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости
детей.
2.
В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное
повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль,
вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих
моделей поведения.
3.
Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации.
Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на
экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его
агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том,
что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
4.Убивая,
в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно
преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб
человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных
человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные
чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и
оскорбления и собственной вседозволенности.
4.
Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои
красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая
сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными
моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к.
если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма,
то этим самым размываются уже сложившиеся представления.
Таким
образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти
мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются
как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными
представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
5.
Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего
это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением
персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что
позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы.
Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети
соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим
образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком,
перенять бессмысленный оскал и стремиться "грызть гранит науки", как
в передаче "Улица Сезам".
6.
Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими
персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети
все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено
здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и
условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь.
Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение,
приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических
расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у
детей.
7.
Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично
тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что
продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое
оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной
длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм
начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит
способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и
развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.
8.
Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и
умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на
реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже
сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие,
все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с
трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без
активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти,
ассоциаций.
9.
Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр,
переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями,
познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями,
и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности
развития, что дается человеку только в детстве.
Можно
предложить для внимания читателей некоторые рекомендации детских невропатологов
и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.
•
Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес
перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или
у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость,
плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
•
Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30
мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
•
Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде
всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию
мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту
"мелькания". Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть
мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не
вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
•
До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии,
только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную
реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором,
компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
•
Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного
излучения при работе ребенка с компьютером:
-
повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы
-
расстройство сна, нарушение памяти и внимания
-
рост аллергических реакций организма
-
изменение в костно-мышечной системе
-
специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой
-
развитие близорукости
На
сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших
детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая
врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и
любить этот мир. Надеюсь, моя небольшая лепта, поможет вам в этом.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/