Андрагогика: принципы практического обучения для
взрослых
Владимир Александрович Дресвянников, кандидат
технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного
финансово-экономического института в г. Пензе.
Вся
история становления и развития обучения человека как самостоятельной области
его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным и
адаптивным. Поскольку персонал предприятий составляют взрослые люди, то
обучение должно осуществляться с учетом их возрастных,
социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и
направлена современная педагогическая наука — андрагогика (от гр. aner, andros
— взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки,
раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и
образования взрослого человека в течение всей его жизни.
В
широком смысле андрагогику следует понимать как науку личностной самореализации
человека в течение всей его жизни. Как известно, часть людей реализуется в
молодом возрасте, но многие раскрываются постепенно, накапливая знания, опыт,
умения и навыки в течение всей своей жизни. Андрагогика способствует такому
раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои скрытые
способности.
Андрагогика
осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus —
учимся не для школы, а для жизни.
Как
науку андрагогику отделяют от педагогики, так как педагогика — обучение и
воспитание ребенка (от гр. paidos — ребенок), при этом многие результаты на
самом деле оказываются важными только для школы.
Впервые
термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения
А. Каппом. Однако против подхода непрерывного обучения было много противников,
так как не все признавали и необходимость, и возможность этого. Так, немецкий
философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Г.И.
Фридрих выразил свое несогласие с «узаконенным вечным несовершеннолетием»
человека.
В
XIX в. Э.Л. Трондайк показал, что кривая способности к учебе спадает очень
медленно в период от 22 до 45 лет, и для низшего интеллекта она спадает не
быстрее, чем для высшего.
В
1970 г. М.Ш. Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике «Современная
практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики». В нем он
сформулировал основные положения андрагогики:
взрослому
человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит
ведущая роль в процессе обучения;
он,
являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели
обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;
взрослый
человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями,
навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;
взрослый
ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;
процесс
обучения в значительной степени определяется временными, пространственными,
бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают,
либо способствуют ему;
процесс
обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего
на всех его этапах.
Основное
положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том,
что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией
обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении,
систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и
пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов
обучения. Андрагогика вместо лекционных преимущественно предусматривает
практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые
игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того,
меняется подход к получению теоретических знаний. На первое место выходят
дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям
знаний (междисциплинарные дисциплины), например управление проектами.
Как
отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания,
мышления у взрослого человека протекают не столь продуктивно, как у ребенка или
подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методология,
методы, способы обучения, например использование мнемонических приемов
запоминания.
Кроме
того, взрослый человек имеет устоявшиеся ментальные модели, положительный для
него как индивидуума опыт социального поведения, профессиональной деятельности
и т.д. Однако этот опыт устаревает, индивидуальные ментальные модели входят в
противоречие с общими (корпоративными) целями, навыками и требованиями, что
обусловливает трудности в обучении взрослого человека, когда необходимо не
только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.
Современная
наука выделяет следующие основные принципы андрагогики:
1.
Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически
использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка —
составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала,
приобретение и создание обучающих компьютерных программ. Здесь недостаточно
составления списка литературы. Этот принцип обеспечивает для взрослого человека
возможность неспешного ознакомления с учебными материалами, запоминания
терминов, понятий, классификаций, осмысления процессов и технологий их
выполнения. Значительную помощь в этом оказывает современное дистанционное
обучение.
2.
Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем
при подготовке и в процессе обучения. Отправной точкой процесса обучения
является выявление потребностей обучающихся и производственных потребностей.
Интервью обучающего (аналитика, когнитолога), групповые обсуждения позволяют
выявить эти потребности. Причем необходимо выяснение четырех точек зрения на
предмет обучения: самого обучающегося (или нескольких обучающихся при групповой
учебе), его руководителя, подчиненного и партнера (того, с кем связан
обучающийся внутрифирменными производственными связями).
3.
Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего
социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков
обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.
Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую
работу обучающихся. С другой стороны, внимание должно уделяться и
индивидуальной работе — написанию работ типа рефератов, кейсов (по некоторому
заданному шаблону), созданию методических схем и описаний, которые затем могут
быть проработаны до стандарта предприятия. Индивидуальная работа заключается и
в диалоге обучающегося и преподавателя (аналитика, когнитолога), направленном
на взаимную передачу информации и знаний. При этом осуществляется формализация
эмпирических знаний.
4.
Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих
освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и
социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными
целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на
индивидуальную работу, на скрытие личностных знаний, неприятие новых
перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В
таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного,
формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е.
воспитательные мероприятия.
5.
Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с
учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений,
которые налагаются его деятельностью, наличием свободного времени, финансовых
ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности
обучающегося, анализ его профессиональной деятельности, социального статуса и
характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью,
анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический
портрет обучающегося.
6.
Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы
выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени,
места обучения, оценивания результатов обучения.
7.
Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении
обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является главной частью
самомотивации обучающегося.
8.
Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью
обучающегося. Прежде всего это востребованность приобретенных обучающимся
знаний, умений, навыков хозяйственной, производственной деятельности
предприятия. Исходя из этого принципа, перед планированием и организацией
обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит
сформулировать цели и задачи обучения.
9.
Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания
обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов.
Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или
регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых
потребностей в обучении.
10.
Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на
практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами —
системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального
подхода, использования наработанного опыта.
11.
Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на
совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению
нового в процессе практической деятельности человека.
Для
максимально эффективного достижения целей андрагогики необходимо деление
взрослых по различным возрастным категориям (поколениям). Социальная наука
выделяет три возрастных категории: до 25 лет, от 25 до 45 лет, свыше 45 лет.
Первая
категория делится на две группы — имеющие и не имеющие профессионального
образования. Соответственно первым необходимо дать это образование с тем, чтобы
они включились в профессиональную деятельность, организовав производственные
учебные классы.
Вторым
следует создать условия для повышения профессионального уровня.
Вторая
категория имеет профессиональное образование и опыт работы, для нее актуально
профессиональное развитие, реализация потенциала.
Третья
категория взрослых, несмотря на то что она достигла определенного социального и
профессионального статуса, также требует постоянного, адаптивного по характеру
обучения, но это обучение во многих случаях невозможно без взаимодействия с
первой и второй категорией, в ходе которого осуществляется взаимообучение.
Для
каждой категории необходимо установить требуемые цели, подходы, методы
обучения, определить взаимодействие работников, относящихся к различным
категориям, установив, например, отношения наставничества.
В
настоящее время отсутствует единая российская концепция образования взрослых
людей, например такая, как в Германии, Финляндии, Швеции. В недостаточной
степени проводятся соответствующие исследования как для общества в целом, так и
для локальных образовательных задач, например обучение персонала
производственного предприятия. В связи с этим крайне необходимо объединение
неформальных организаций и отдельных людей, интересующихся и занимающихся этой
проблемой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/