Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений

Анализ личности несовершеннолетних жертв половых
преступлений

В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук

Эффективность
тактических и методических приемов при расследовании уголовных дел по
изнасилованию несовершеннолетних требует тщательного психологического анализа
личности как субъекта преступления, а также конкретной ситуации преступления. В
процессе криминологического изучения жертвы половых преступлений важно
выяснить, как преступление воздействовало на личность пострадавшей, какие
индивидуально-психологические и социально-психологические явления необходимо
учитывать при изучении особенностей показаний пострадавшей, при разработке
тактики проведения допроса.

Важным
дополнением к криминологическому анализу является экспертное психологическое
исследование, в ходе которого психолог изучает особенности формирования
правосознания, жизненных ориентаций, нравственно-нормативных установок
подростка и соотносит их с выделенными индивидуальнотипологическими и
характерологическими особенностями его личности. Исследуется степень осознания
случившегося, степень психического стресса, особенности психологической защиты
участников полового преступления. Экспертное исследование проводится в трех основных
направлениях: социально-психологическом, клинико-психологическом и
личностно-динамическом.

В
статье 117 УК РСФСР указывается, что одним из признаков состава изнасилования
является половое сношение с использованием беспомощного состояния потерпевшей.
Причиной беспомощного состояния может быть душевное заболевание, психический
стресс, индивидуально-психологические особенности потерпевшей, ее малолетний
возраст и др. Психологические аспекты анализа особенностей поведения
потерпевшей, ее установок, личностных характеристик в настоящее время изучаются
юристами [10], [13],[14], психологами[4], [11], социологами и другими
специалистами. Особого внимания заслуживают исследования, проведенные в рамках
судебно-психологической экспертизы [3], [4],[6],[8], [11]. Н. Р. Осипова
справедливо отмечает, что при проведении судебно-психологической экспертизы
малолетних пострадавших предполагается исследование особенностей психического
развития, имеющее значение при анализе конкретного преступления, изучение
способности пострадавшей адекватно воспринять внешние обстоятельства конкретных
ситуаций, способности понимать происходящее [8] . В судебно-психологической
экспертизе пострадавших от изнасилования в более старшем возрасте все больше
выступают виктимологические проблемы [10], [14].

Виктимология
как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего,
его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в
исследуемой ситуации [13], [14], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе
самого преступления [10]. В исследованиях по половым преступлениям
подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше
удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные
ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией [5],
[7], [10], [14]. Теоретические и практические вопросы криминалистического
учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших
разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих
исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию
психологических механизмов поведения жертвы.

В
нашем исследовании на основе комплексного судебно-психологического анализа и
судебно-психологической экспертизы 32 уголовных дел по изнасилованию
несовершеннолетних в возрасте от 10 до 15 лет предпринята попытка выявить
психологические механизмы поведения жертвы в соответствии с ее
индивидуально-психологическими и социально-психологическими характеристиками.

Так
как мы получили большой объем информации, возникла задача отобрать наиболее
информативные показатели особенностей поведения подэкспертной (т. е. жертвы,
проходящей экспертизу) в ситуации допроса и других судебноследственных
действий. Для сравнения полученных экспериментальных данных использовалась
контрольная группа из 30 девочек - учащихся спортивной секции того же возраста.


Решить
поставленные задачи можно с помощью метода обобщения независимых характеристик,
разработанного К. К. Платановым [9]. Обобщение проводилось нами по следующей
схеме: 1) обобщение сведений о структуре данной личности с использованием
результатов социально-психологического анамнеза, педагогического наблюдения и
эксперимента; 2) психологический анализ особенностей состояния и поведения потерпевшей
в конкретной исследуемой ситуации; 3) составление экспертного заключения на
основе всестороннего сопоставления перечисленных выше факторов с обязательным
учетом потенциальных и компенсаторных возможностей личности потерпевшей.

Опираясь
на концепцию К. К. Платанова о динамической и функциональной структуре
личности, мы попытались с помощью специально разработанного методического
аппарата систематизировать наиболее информативные свойства личности
пострадавшей, предрасполагающие к совершению над нею насилия. Для анализа нами
выделены наиболее существенные взаимодействия иерархий структуры личности
пострадавшей, ее базальные и программирующие компоненты: направленность
личности, ее жизненный опыт и ценностные ориентации, особенности развития
психических процессов и психических свойств личности, биопсихические или
индивидуально-типологические характеристики.

С
этой целью мы использовали комплекс экстенсивных (метод наблюдений за
пострадавшей в период допросов и очных ставок, психологический анализ материалов
уголовного дела, биографический метод) и интенсивных
(экспериментально-психологических) методов. В процессе
экспериментально-психологического исследования были выделены четыре группы
показателей. В первую вошли: а) индивидуально-типологические характеристики
личности; использовались опросник Полищука и Верденко, тест Айзенка (детский
вариант), методика "черты характера, темперамент", адаптированная В.
Л. Маришуком; б) индивидуально-характерологические особенности; использовались
детские и подростковые варианты методики Кеттелла [1] ,
пато-характерологический опросник Личко, опросники Айзенка. Во вторую группу
показателей вошли: а) оценка устойчивости к фрустрации и степень фрустрационной
напряженности; использовались методика Разенцвейга (детский и взрослый
варианты) и методика Роршаха; б) оценка способов психологической защиты
личности; использовались методики ТАТ и Роршаха. В третью группу показателей
вошли характеристики эмоциональных состояний подэкспертных до, в период и после
случившегося: а) оценка выраженности ситуативной и личностной тревожности по
методикам САН, тесту Люшера, цветоассоциативному эксперименту; б) оценка уровня
психической адаптации подэкспертной в исследуемой ситуации и на этапах
следствия. В четвертую группу показателей вошел социально-психологический
анализ типов связи между пострадавшей и насильником, а также оценка уровня
психосексуальной просвещенности пострадавшей с помощью направленных бесед,
цветового теста отношений (ЦТО) и материалов уголовного дела. Статистическая обработка
данных проводилась по критерию Стьюдента для малых выборочных совокупностей,
проводился также корреляционный и факторный анализ в исследуемых подгруппах
пострадавших и в контрольной группе.

Анализ
характерологических особенностей пострадавших по самооценочным опросникам
Кеттелла выявил у них достоверно высокий показатель по факторам тревожности и
фрустрированности в сравнении с контрольной группой. Дискриминационный анализ
показал, что у пострадавших с более низкими показателями по этим факторам наблюдались
усредненные оценки по факторам, отражающим такие особенности поведенческих
реакций, как конформность, социальная смелость, самоконтроль. Эти данные
подчеркивают дезорганизующую роль фрустированности и тревожности в формировании
адекватности поведения. Сравнительный общий анализ профиля личности
пострадавших девочек и девочек из контрольной группы показал, что у первых
более высокий показатель по фактору конформности. Это характеризует их как
послушных, зависимых, не умеющих отстаивать свою точку зрения. Получены также
более низкие показатели по фактору социальной смелости, уверенности и фактору
С-, отражающему низкий уровень эмоциональной устойчивости. В группе
пострадавших девочек наблюдается более высокий уровень нейтротизма по шкале
Айзенка.

С
целью более углубленного анализа особенностей поведения в ситуации конфликта мы
исследовали способы реагирования на фрустрацию у пострадавших девочек. В
контрольной группе девочек во фрустирующих ситуациях преобладала
внешне-обвинительная направленность реакций. В группе пострадавших достоверно
доминировали безобвинительные реакции. Такой тип реакций можно рассматривать
как своеобразную психологическую защиту личности. Девочки с преобладанием
безобвинительных реакций на этапах предварительного следствия были склонны
воспринимать случившееся с ними как нечто неизбежное, фатальное. У них
проявлялась тенденция ухода в себя, которая позволяла ослабить вовлеченность в
ситуацию, смягчить имеющийся эмоциональный дискомфорт в связи со случившимся с
ними. У пострадавших девочек наблюдалось также достоверно низкое количество
упорствующих реакций, отражающих активность личности в ситуации фрустрации. В
основном у них преобладали препятственно-доминантные реакции, свидетельствующие
о повышенной фиксации на имеющихся препятствиях. Следует отметить высокую
информативную значимость данной методики в судебно-психологической экспертизе.

Для
более качественного анализа полученных экспериментальных данных и
психологического анализа особенностей психической адаптации пострадавших мы
использовали предложенный Ф. В. Березиным [2] способ оценки психической
адаптации. Он рассматривает психическую адаптацию как соотношение
фрустрационной напряженности с устойчивой системой интеграции поведения. Для
измерения уровня психической адаптации автор использовал соотношения фактора
О4, отражающего степень фрустрационной напряженности личности, с фактором С как
показателем эмоциональной устойчивости. Чем выше О4 и ниже С, тем больше
снижается эффективность психической адаптации и увеличивается вероятность ее
нарушений. Однако учитывая, что показатели, полученные по опроснику Кеттелла,
основаны на самооценке обследуемого, которая может быть недостаточно адекватной
в детском и подростковом возрасте, мы несколько модифицировали данную формулу,
добавили к ней показатели О-Д (фиксация на препятствии) и М (безобвинительные
реакции). Это показатели фрустрационной напряженности, полученные с помощью
использования проективного теста Розенцвейга. Таким образом, наша формула
оценки психической адаптации имеет вид:


- Д + M + О4)/ C

Анализ
экспериментальных данных показал, что у пострадавших девочек уровень
психической адаптации ниже, чем в контрольной группе, причем чем ниже этот
показатель, тем менее адекватно вела себя подэкспертная в исследуемой ситуации.
Вероятность нарушения психической адаптации повышалась у пострадавших девочек
при увеличении фрустрационной напряженности личности. В связи с этим мы
рассматриваем порог фрустрации как меру потенциальной стабильности или
нестабильности психической адаптации. Мы выделили группу из 7 человек со
стойкими нарушениями психической адаптации и с помощью корреляционного анализа
исследовали влияние определенных особенностей личности на величину порога
фрустрации. Анализ показал, что в этой группе пострадавших наблюдалась низкая
способность к интеграции поведения (С-), высокая степень комформности (Е-),
социальная робость (Н-). Кроме того, у них наблюдалась недостаточная
реалистичность (I-), высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию (А+.

Например,
Люда Т., 14 лет, вечером, гуляя с подругой по поселку, познакомилась с тремя
военнослужащими, которые завели ее в лес и изнасиловали в извращенной форме.
Девочка вернулась домой, легла спать, родителям ничего не рассказала о
случившемся, но поделилась с подругой, которая затем рассказала своим
родителям, в результате было возбуждено уголовное дело. У подэкспертной были
обнаружены низкий уровень психической адаптации и высокая степень
фрустрационной напряженности личности. Выявлены стойкие личностные особенности,
снижающие пороги фрустрации: высокая степень конформиости, низкий самоконтроль
поведения, эмоциональная неустойчивость. Высокие показатели по фактору
тревожности свидетельствуют о преобладании тревожно-депрессивного фона
настроения, склонности недооценивать свои возможности, склонность к
самоупрекам. На этапах следствия девочка замыкалась, обвиняла себя в
случившемся, стремилась уклониться от описания важных для следствия
обстоятельств.

Итак,
эффективность психической адаптации является важным диагностическим критерием в
судебно-психологической экспертизе. Вероятность нарушения психической адаптации
связана с высокой фрустрационной напряженностью личности и низкой интеграцией
поведения. Это в значительной степени тормозит формирование стабильных
поведенческих стереотипов в экстремальной ситуации. Важным регулятором
поведения личности является уровень развития ее самооценки. Мы исследовали
особенности самооценки пострадавших девочек методом корреляционного анализа
показателей по факторам общительности, тревожности и фрустрированности,
полученным в процессе обследования по опросникам Кеттелла, и показателями
экстраверсии и нейротизма, полученными в результате обследования по методике
Айзенка. В обеих группах получены достоверные корреляции, что указывает на
высокую диагностическую значимость используемых методик. Однако в группе
пострадавших коэффициенты корреляции ниже, чем в контрольной. Это указывает на
менее адекватную самооценку у пострадавших. Степень адекватности самооценки мы
определяли также путем сопоставления характеристик, полученных в процессе
психологического эксперимента, с характеристиками, представленными в материалах
уголовного дела.

В
результате анализа нами было выделено 11 девочек с неадекватной самооценкой. У
девочек с завышенной самооценкой (4 чел.) преобладали позитивные характеристики
образа Я, а с заниженной (7 чел.) - негативные характеристики. Анализ показал,
что нарушение баланса позитивных и негативных характеристик значительно
препятствовало пониманию случившегося, снижало критичность поведения. У девочек
с заниженной самооценкой в исследуемых ситуациях наблюдалось ограничение
активности, неуверенность в своих силах, высокая степень психической
напряженности.

Например,
Наташа К., 12 лет, вместе с братом гуляла вечером во дворе; к ней подошел
незнакомый мужчина и попросил позвонить его знакомой женским голосом, после
согласия девочки завел ее в сарай и изнасиловал. После случившегося девочка
вернулась во двор, постояла с подругами, затем пошла домой. Дома бабушка
обратила внимание на необычный вид внучки; грязное пальто, лицо в пятнах, мятая
юбка. По настоятельной просьбе бабушки девочка рассказала о случившемся.
Психологический анализ выявил неадекватную, заниженную самооценку у
потерпевшей, низкий уровень социальной активности поведения в ситуации
конфликта, высокую конформность. В характеристиках педагогов подчеркивается
робость, неумение отстаивать свою точку зрения, безынициативность. Девочка
характеризует себя как неудачницу, неумную, неприспособленную.

У
девочек с завышенной самооценкой наблюдалась некритичность, тенденция брать на
себя решение задач, превышающих их возможности, склонность к риску. В процессе
следствия у них наблюдается разочарование, стремление переложить
ответственность за случившееся на других (насильников, подругу, мать и др.), на
обстоятельства. Анализ показал, что их поведение в значительной степени
отличалось виктимностью.

Например,
Лена К., 14 лет, поздним вечером возвращалась из города в спортивный лагерь.
Водитель "Москвича" предложил ее подвезти. Девушка охотно
согласилась. По дороге слушали музыку, разговаривали, курили. В двух километрах
от лагеря водитель остановил машину и изнасиловал девушку. До лагеря она
добралась пешком, легла спать, никому не рассказала о случившемся. Через месяц
поделилась с подругой, пошла на обследование к гинекологу в связи с подозрением
на венерическое заболевание. После осмотра у специалистов обратилась в милицию.
Психологическое обследование выявило высокую общительность, социальную
смелость, самостоятельность в решении сложных задач, завышенную самооценку,
самоуверенность. В ситуации конфликта преобладают внешнеобвинительные реакции,
самостоятельно находит рациональные способы разрешения конфликта. На вопросы
экспертов об обстоятельствах дела утверждает, что надеялась справиться с
насильником, что неоднократно находилась в аналогичных ситуациях, но все
обходилось благополучно.

В
процессе анализа самооценки пострадавших мы ориентировались на сложное,
уровневое ее строение, включающее в себя три компонента: а) эмоциональное отношение
к себе, б) осознание и самооценка отдельных качеств личности, в) осознание
целей и средств жизнедеятельности. На формирование эмоционального отношения к
себе существенную роль оказывает сопоставление подростком своих личностных
особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для них
как идеальные формы личности и поведения. У некоторых пострадавших девочек
наблюдалась так называемая самооценочная тревожность, т.е. восприятие
относительно нейтральных ситуаций как таких, которые содержат угрозу
самооценке.

Например,
Оксана М., 12 лет, после переезда в другой город поступила в школу, где
чувствовала себя поначалу очень скованно, так как одноклассники относились к
ней недружелюбно. Девочка переживала это, пыталась утвердить себя в классе с
помощью распространения порнографических открыток, рассказов о своих
"былых" похождениях. Этим вызвала интерес у мальчиков старших
классов, с одним из них вступила в интимные отношения, затем по его
настоятельной просьбе вступала в половые контакты с его друзьями. На протяжении
года мальчики преследовали пострадавшую, в случаях отказа от контактов избивали
ее. Девочка рассказала о случившемся матери, и было возбуждено уголовное дело.
Специальный анализ показал, что у подэкспертной отмечалась высокая
чувствительность к оценкам одноклассников, высокая и самооценочная тревожность.
Девочка обнаруживала полное непонимание социальных и биологических последствий
случившегося, в процессе изнасилования не оказывала должного сопротивления. Ее
больше волновало неуважительное отношение одноклассников и насильников к ней:
угрозы, избиения, насмешки и пр. Полное непонимание мотивов собственного
поведения тесно связано у пострадавшей с неадекватной самооценкой, что
приводило к снижению самоконтроля своего поведения.

В
процессе психологического анализа жертвы важным является анализ ее ценностных
ориентаций. У пострадавших девочек с неадекватной самооценкой ценностные
ориентации представляют собой неустойчивую систему. Мы использовали в процессе
беседы с пострадавшими описание конкретных жизненных ситуаций, в которых
сталкивались нормы, установленные в качестве обязательных правил поведения, и
практическая житейская мораль, распространенная среди подростков. Анализ
показал, что из 32 пострадавших только 14 (43,5 %) выразили готовность
опираться на обязательные правила при выборе способа поведения в конфликтной
ситуации, остальные предпочитали нормы житейской морали. У некоторых девочек
предпочтения носили выраженный социально неадекватный характер. Полученные
данные совпадали с низкими показателями по фактору G, отражающему
недобросовестность, нестойкость моральных принципов.

В
процессе экспертного исследования возникали задачи анализа тех побудительных
сил, скрытых в мотивационной сфере жертвы, которые способствовали ее виктимному
поведению. Кропотливый анализ мотивационной сферы личности потерпевшей, ее
потребностей во взаимодействии с ее индивидуальнопсихологическими особенностями
и своеобразием ситуации способствует раскрытию истинных мотивов поведения.

Например,
Марина К., 15 лет, была изнасилована группой подростков и военнослужащим в
строительной бытовке, куда пришла вместе с подругой "пообщаться со
знакомыми ребятами". После совместного распития спиртного с ней по очереди
совершали половые акты шесть человек. О случившемся Марина никому не
рассказала, а на следующий день вновь пришла в бытовку, чтобы выяснить
отношения с насильниками. Подростки стали смеяться над ней, цинично отзываться
о ее поведении. Это обидело девушку, и она обратилась в милицию. Психологический
анализ показал, что личностные особенности Марины характеризуются противоречием
и дисгармонией. Это проявлялось в психологической нестабильности, в
невротическом типе реакций на ситуации конфликта. Выявлена акцентуация
характера по лабильному типу, что проявлялось в неустойчивом настроении, в
высокой потребности к сопереживанию. С другой стороны, у девушки отмечались
желание утвердить себя любыми способами, социальная смелость, самостоятельность
в решении сложных жизненных проблем. Для устранения психологического
дискомфорта пострадавшая пошла на компромисс, который заключался в изменении
методов действия, в постановке замещающих целей. Марина была влюблена в одного
из членов этой подростковой группы, появилась в бытовке с целью увидеть
возлюбленного. Но он ушел с ее подругой в другую бытовку. Экспертный анализ
показал достаточно высокий уровень сексуальной просвещенности у девушки, ранее
она имела половые контакты со сверстниками. Она понимала и осознавала значение
совершаемых с нею действий. Однако, учитывая своеобразие ситуации, в которой
оказалась (угрозы со стороны насильников, методов физического насилия), она не
могла оказывать активного сопротивления насильникам.

В
процессе судебно-психологической экспертизы по делам об изнасиловании
эксперт-психолог должен учитывать отношение подэкспертной к случившемуся,
особенности проявления психологической защиты личности. Последние определяются
индивидуально-психологическими и возрастными характеристиками подэкспертной.
Реакции оппозиции и негативизма со стороны жертвы на допросах и других
следственных действиях часто задерживают процесс разбирательства, а иногда
вводят в заблуждение судебно-следственные органы.

Например,
Жанна Ш., 15 лет, подвергалась неоднократному групповому изнасилованию
подростками, но в течение полугода никому не рассказывала об этом. Девушка
пыталась покончить жизнь самоубийством после очередного изнасилования, но была
остановлена насильниками. У подэкспертной наблюдались типичные для ее личности
способы реагирования на экстремальные ситуации: уйти в себя, замкнуться,
разрешить конфликт самостоятельно, без посторонней помощи. Такое поведение мы
рассматривали как защитные реакции на стрессовые ситуации с целью устранения
тревожности и психических травм. На этапах следствия девушка часто замыкалась,
не желала раскрывать для следствия важные обстоятельства. Однако она рассказала
о случившемся некоторым одноклассникам. Защитными механизмами у подэкспертной
были, с одной стороны, рационализация пережитого, т. е. попытка доказать
одноклассникам с целью самоутверждения, что ее поведение являлось рациональным
и оправданным, с другой стороны - эмоциональная изоляция, т. е. замыкание в
себе, пассивность при защите от нанесенной обиды. Такое противоречие защитных
механизмов свойственно некоторым подросткам и обусловлено противоречивой
структурой их личности.

Анализ
поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со
структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам
уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении
жертвы, способах ее защиты. Однако подросткам, как правило, плохо дается
вербальное описание того, что они испытывают; учитывая это, мы для анализа
ситуации использовали цветоассоциативный эксперимент. В качестве стимульного
материала был выбран цветовой тест Люшера. Сначала проводится цветовой выбор по
стандартной методике Люшера, а затем - анализ отношений жертвы к насильнику или
другим лицам с помощью цветового теста отношений [15].

На
основе цветовых выборок пострадавшей предлагалось оценить свое состояние в
исследуемых ситуациях. Полученные в эксперименте цветовые маркеры поведения
анализировались с точки зрения цвета, его символического значения. Определение
порядкового номера соответствующего маркера в данном ряду, их объединение в
группы или взаимная отдаленность дают важный материал для анализа
психодинамических характеристик личности в исследуемой ситуации. Полученные
данные мы используем как дополнительную информацию об активности жертвы в
исследуемой ситуации, о ее отношении к насильникам, о специфике ее психического
состояния (тревоге, фрустрации, стрессе, дискомфорте, напряженности и др.).
Этот методический прием очень важен для структурного анализа беспомощности
пострадавшей.

Экспертное
разрешение психологических вопросов поведения жертвы, ее личностных
особенностей, требует всестороннего комплексного анализа с выделением уровня
психической адаптации, стойкости к фрустрационным воздействиям, самооценочных и
мотивационных компонентов личности, а также тщательного психологического
анализа ситуации. Это предъявляет к экспертупсихологу дополнительные
требования: знание процессуального закона, процедуры экспертного исследования,
знание специфических условий предварительного следствия и судебного разбирательства.

Список литературы

1
. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного
опросника Р. Кеттелла: Методические рекомендации. Л., 1985.

2
. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. М., 1988. 268 с.

3
. Васильев В. Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах
судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Тезисы докладов к VII
съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 8-9.

4
. Коченев М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу.
М., 1980. 5. Конышева Л. П. Теоретические и методологические вопросы
судебнопсихологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании //
Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

5
. Конышева Л. П.Теоретические и методические вопросы судебно-психологической
экспертизы по делам об изнасиловании // Актуальные вопросы
судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

6
. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.
М., 1982.

7
. Мельников В. В., Цыцарев С. В., Яковлев В. М. Основы
судебнопсихологической экспертизы по уголовным делам. Л., 1987.

8
. Осипова Н. Р. Судебно-психологическая экспертиза малолетних
свидетелей //Актуальные вопросы судебно-психологической экспертизы. М., 1978.

9
. Платонов К. К. Метод обобщения независимых характеристик в
социальной психологии // Методология и методы социальной психологии / Отв. ред.
Е. В. Шорохова. М., 1977. С. 148-156.

10
. Рыбальская Р. Я. Методика изучения личности потерпевшего по
делам о преступлении несовершеннолетних. Иркутск, 1975.

11
. Степанкова В. И., Станишевская С. М. Психологическая
экспертиза личности по делам о половых преступлениях // Социалистическая
законность. 1976. N 11.

12
. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного
реагирования во фрустриругощих ситуациях // Психологические исследования
познавательных процессов и личности / Отв. ред. Д. Ковач, Б. Ф. Ломов. М.,
1983.

13
. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской
виктимологии. Душанбе, 1977. С. 97-101.

14
. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М.,
1988.

15
. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации. Л., 1985.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://iph.ras.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культурні звязки в контексті історії
Реферат Осмотр места происшествия с использованием огнестрельного оружия
Реферат Аналитическая спрака по итогам проведения комплексной межведомственной профилактической операции «Подросток 2007» по МОУ ООШ №50 х. Верхнего Славянского района Краснодарского края
Реферат Лексика туралы жалпы т сінік
Реферат Правовые основы медицинского страхования
Реферат Сравнительная характеристика коммуникативных и организаторских способностей подросткового и юношеского
Реферат Свежий взгляд на историю В Хороса
Реферат Культура Древнього світу
Реферат Резидентный обработчик клавиатуры (перехват нажатий клавиш и запись в файл)
Реферат Сучасні програмні продукти для управління маркетинговою діяльністю
Реферат Разбор романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Napolean Essay Research Paper The qualities of
Реферат Проектирование автотранспортного предприятия
Реферат Історія лілія Шологон
Реферат Тектонические и геологические позиции эпитермальных систем