Личностно-ориентированное образование
Основные
тенденции развития системы в мировой педагогической практике. Политика
изменилась за эти годы. Неудовлетворенность во многих странах и поэтому реформы.
С этой целью нужно выработать стратегию. Результаты более 60 стран показали что
самые высокие рез-ты по математике и естествозн показали в Сингапуре. также
Южная Корея и Япония. Рез-ты российских школьников попали в ср. группу. При
этом по заключению комиссии школьнику хуже владеют методич. и эколог. знаниями.
Больших успехов наши шк. достигли в фактологических предметах. Что касается
умений интерпретировать и применять знания и т.п. то здесь школьники были не на
высоте. Именно эти умения демонстрировали шк-ки этих стран. По рез-ам
проведенного сравнит. налази были сделаны рекомендации к реформированию сис-мы
образования. Рекомендации: 1) Усиление практ. направленности содержания
естеств. науч. цикла и применение знаний на практике. 2)Изменение процента уч.
дея-ти на интеллектуальное развитии уч-ся за счет уменьшения доли
репродуктивной деят-ти. Увелицение веса заданий для объяснения окружающих
явлений. Уисиление знаний к-е уч-к получает вне школы из различных источников.
в 1997г. были проведены тестирования выпускников школ разных стран по мат-ке и
физике. Цель: сопоставить разные сис-мы, оценить состояние выпускников. Рез-ты
показали что 2е место по мат-ке и 3-е по физике. Однако данный теор. материал и
естественно-науч – Россия вошла в среднюю группу. Проверка проводилась по 3
областям. 1)Содержательный – какой понятийный аппарат освоил ученик за годы в
школе. 2)контекстуальная область. т.е. может ли ученик использовать знан. при
решении задач в реальных условиях. 3)проф. область- это сформированность
проводить лог. операции и устанавливать причинно-следств. связи при решении
повседневных задач. основные выводы были сделаны сл: а)недостаточный уровень
естественно-науч. грамотности росс. учеников. не сформированы умения решать в
жизни. Т.О. результаты показали что нужно интеллектуальное новое развитие
уч-ся, для преодоления сложившейся сит-ции. Сис-мы обр. в любой стране призвана
развивать способствовать реализации экономического и культурного развития, ибо
именно шк. и вуз готовит чел. к деят-ти в разных сферах потич и т.п. деят-ти.
Способности обр. учр-я достаточно гибко реагировать на запросы общества –
гибкость сохранять накопленный опыт.
В
книге «школа для 21 века» - преоритеты реформирования. Американский педагог
Филипп Шленте поддерживает, что на вопросы: «Что вы хотите от школ?» - получал
один и тот же ответ. «нам нужны люди к-е умеют учиться самостоятельно».
Современный работодатель заинтересован в таком работнике к-й умеет думать
самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладающий критич. и творч.
мышлением. – владеет глубоким слованрым запасом на глубоком понимании
гуманитарных знаний. По убеждению Шленте, те уч-ся которые хорошо усвоят
базовые программы, научатся применять свои знания в знакомых сит-ях, но не
будут уже см. работать с инф-ией, не могут рассчитывать на успех в инф-ом
обществе. Т.О. выпускник обр. шк. к-й будет трудиться в 21 в. должен овладеть
определенными качествами личности: 1)гибко адаптироваться в меняющихся
жизненных сит-ях, самостоятельно преобретая знания. Умело применяя их на
практике для решения разнообразных проблем, чтобы напротяжении всей жизни иметь
возможность найти в не место. 2)самостоятельно критически мыслить, уметь видеть
реально-возникающую трудности используя совр. технологии. 3)четко сосзнавать
где и каким образом знания окр. действительности. быть способны генерировать
новые идеи, творчески мыслить. 4)Грамотно работать с инф-ией, умственные
приемы. 5)быть коммуникабельным в различных группах в том числе. Уметь работать
сообща, преотвращая конфликты умело выходя из них. 6)См. трудиться над
развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. После
запуска спутника в США наступла опасность реформированя школы. Американскими
учеными был разработан проект: «Нация в опасности». «Образование мирового
класса». – штат Верджиния. Кем должны стать уч-ся в процессе обучения?:
1)реализовавшейся личностью. 2)личность стремящаяся потдерживать др. людей.
3)жизнь, как постоянное учение. 4)деятельный участник культурного развития.
5)высококвал. работник. 6)информированного гражданина. 7)защитник окр. среды. 2
блок. Общие учебные интеллектуальные умения, различные мыслительные или
коммуникативные навыки. Уметь работать с колич. данными тесно сотрудничать с
др. людьми. Т.О. Главное стратегическое развитие сис-мы школ: это внимание
педагога и психолога к студенту и ученику к их деят-ти, а не преподавание. было
бы ведущей в тандеме ученик-учитель, а не было учитель-ученики. Именно так
должна быть построена сис-ма.
Наиболее
яркий представитель в гуманистической пед. Роджерс выделил основные принципы:
1)Индивид находится постоянно в центре меняющегося мира. от сюда сл. выводы:
1)для каждого индивида значим внутр. мир. 2) этот мир не может воспринимать его
внутр. мир. 3)чел. воспринимает окр. мир дят-ть сквозь призму собственного
отношения и понимания. 4)Индивид стремиться к самопознании и самоорганизации.
обладает самопоследовательностью. Самосовершенствование, развитие происходит на
основе взаимодействия с др. людьми. Многие взгляды Роджерса легли в основу пед.
псих. и личностной педагогики. Однако в условиях классно-урочной сис-мы в пед.
реализовать эти идеи трудно. В условиях Л.О.О. – учитель приобретает иную
форму, к-я не меняет значение. Если при трад. обучении учитель был контролером,
ученик источником знаний, то при новой парадигме обр. – учитель выступает как
организатор самостоятельной активной деят-ти ученика. Его проф. умения должны
быть направлены не просто на контроль а на диагностику их д. и чтобы вовремя
помочь устранить трудности.
л.о.о.
предусматривает дифференцированный подход к обуч. а так же его подготовки, его
способностей и задатков. В настоящее время практически все развитые страны мира
осознали необходимость реформирования нац. сис-м обр-я с тем чтобы ученик и
студент действительно стали цент. фигурами уч. процесса, чтобы познават. д.
уч-ся была в центре внимания педагогов исследователей, а также разработчиков
обр. программ и ср-в обучения и админ. работников. Говоря о необходимости
последовательной реализации л.о. подхода в обучении и воспит. уч-ся необходимо
иметь в виду целостную личность реб. его эмоц. и дух. сферу. Большенство инф-ых
технологий постиндустриального общества в отличии от индустриального общества
конца 19 – нач. 20 в. были в большей степени заинтересованы в том, чтобы его граждане
были способны см. активно действовать, принимать решения. Гибко адаптироваться
к изменяющимся условиям. Условия – это условия к-е смогут обеспечиться
возможности. 1)вовлечь каждого уч-ся в активных познават. процесс, деят-ть.
2)совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем когда
нужно проявлять соответствующее коммуникабельные умения. 3)широкое общение со
сверстниками др. школ. 4)свободый доступ к необходимой инф-ции в инф-ых
центрах, культурных и научных. С целью формирования независимого
аргументированного мнения той или иной проблемы. Постоянное испытывание своих
интелликтуальных нр-ых сил в действительности и умение их решать совместными
усилиями. И эта задача в первую очередь технологии обучения а не содержания.
Процесс обучения не заканчивается –он становится неприрывным. Сис-ма
непрерывного обр. –это демонстрация а насущная потребность каждого чел.
Возникла необходимость не тлько в очном обучении но и в дистанционном , на
основе совр. инф-ых тех-ий (Интернет и т.п.). Решать все эти актуальные
проблемы надо эффективно и последовательно и в более короткий срок, ибо в
потребности перестройки обр. очивидно еще и сегодня. Среди разнообр. проявлений
наиболее адекватны поставленным целям явл. сл. 1)обучение в сотрудничестве 2)методы
проектов. 3)разностороннее обучение. 4)портфель ученика. Билл Клинтон в книге
Филиппа Клин.. «Технология 21 века» . Главной чертой отличительной гуманистич.
подхода в психологии явл. ученик, индивид и личность, его потребности. – четкая
ориентация на сознательное развитие самостоятельности. Такой подход
рассматривается в мировой пед. практике как альтернатива традиционному кК
основанный на основе готовых знаний и их произведений. в мир. практике
неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи. (Руссо, Песталоции,
Мантесории, Ушинский). При всем различии концепции этих педагогов их объединяте
стремление – воспитать свободную личность.. предоставив творческую атмосферу.
Эти идеи были положены в основу открытых школ или классов, открытого обр. Основными
принципами откр. обр. – были провозглашены: - индивидуальное обучение,
-отвественность за собственные успехи. –сотрудничество.- направленность на
непрерывное обр. Обучение строилось на принципах деффиринсации и по индивид.
программам. Открытые школы к-е продолжают функ-ть в странах и придерживаются
индивидуальных планов для каждого ученика. Педагоги этих стран придерживаются
общих рекомендаций и требований к уровню овладения уч. материалом в остальном
(планирование работы дня, темп продвижения, в выборе уч. предметов на день и
т.д.) Активность уч-ся в этих школах полностью поставлена под ответственность
самих уч-ся – очень высовкая. ребята каждый в соотвествии с собственным планом,
переходит от учителя к учителю и отчитываются о проделанной работе и получает
задание на см. работу в дальнейшем получает задания для см. практич. занятий.
Понятие открытой школы связано с планировкой и интерьером школы. Откры. шк.
предусмотрены в основном для дошк. и нач. шк. обр. от 3-5, 6-12. Ими удается
воспитать в них такие качества как самостоятельность, коммуникабельность,
отвественность за рез-ты своего труд. Умение принимать решения. Но
академические успехи оставляют желать лучшего. Индив. стиль обучения основан на
учет индивид. особенностях каждого ученика, особенностях псих. развития
темперамента, типа н.с. и др. Начинать надо с того что известно уже ученику и
постепенно раскрывать перед ним явления опираться на самостоятельную активность
уч-ся. Люди по природе своей разные. Традиц. школа не может учесть весь спектр
особенностей детей. В рез-те ученики способны гораздо лучше усваивать
зрительный материал со зрительной опорой. Но вынужнеды слушать учителя и тут же
отвечать на его вопросы. Уч-ся которые более работоспособны заставляют
приходить во 2й половине дня. те уч-ся к-е менее подготовлены вынуждены
следовать темпу и методу расчитаным на быстрых учеников. Ребятам которым
непонятны некоторые принципы устои часто начинают комплековать поэтому
необходимо развивать индивид. стиль познавательной д-ти каждого ученика. Основные
предметы требующие объяснения учителя и рук-ва требуется утром и во 2й половине
дня. Поэтому ученики могут работать в удобное время дня. и в том темпе к-й
хар-н для данного ученика. Даже согласуясь с биол. часами. Школа индив. стиля
обучения в отличии от трад. основное внимание уделяет вовлечение каждого
ученика в активную познават. деят-ть. Способствуют формир-ю умения решать
проблемы развивают творч. способностей уч-ся и раскрытию их духовности. Такая
школа уделяет внимание сотрудничество в малых группах. По мнению Дана и Григса
(англ) говорить с уверенностью о результативности такой школы нельзя. Уч-ся
показали большое знания и некоторые даже стали победителями нац. конкурсов.
Сами уч-ся высоко оценивают такой подход. Однако здесь очень важна роль учителя
его проф-зм. Умение очень тонко определять умение учиться не только в
академических знаниях но и показывать знания в псих. плане. Необходимо
готовить
уч. планы и чутко реагировать на индивид. различия уч-ся. Все это требует
высокого професс-ма, определенных личностных качеств. За такими школами
будующее и особенно если учесть возможности дистанц. обуч. по пока что это лишь
идеи и такие школы не могут быть массовыми. Поэтому из всего многообразии пед.
технологий гуманистич. направленности мы остановимся на тех школах которые
легко можно интегрировать с трад. обуч. Необходимо чтобы каждое новое
нововведение было тщательно подготовлено. //личностно-ориент. обуч. мл. шк.
2005№3.
Л.О.О.
–необходима дифференсация обучения его интеллектуальное разв. обучен. ориентация
на личность ученика. Анализом стр-ры личности занимались теоретики педагоги:
Платонов, Коган, Ковалев, Плетнев и др. Принимая во внимание всестороннюю
стр-ру личности целесообразно выделить все ее стороны это функ-ые стороны,
психологический опыт личности и обобщенные типологические стороны личности
чтобы обучение можно было считать л.о. его нужно ориентироваться на: а)уровень
данной обученности, области знания и степень культуры т.е. ранее преобретенный
опыт. б)особенности псих. склада личности- это память мышление, восприятие.
умение гулировать свою эмоц. сферу. особенности хар-ра темперамента и
следовательно обучение по своей сути должно быть диффиринц. Если говорить о
преоритетных способностях, то необходимо привести примеры этих способностей.
Проблема разработки критериев оценки, умения разв-я реб. в отеч. и заруб. –
уделяли большое внимание: Эльконин, Богоявленскийё и др. Ревшов хар-ет
умственное развитие реб. хар-ой сл. компонентов: -быстротой и прочностью учебн.
материала. –быстротой умственной ориентировки при решении нест. задач. –умение
отличить существенное от несущественного, критичность ума, отсутствие
склонности к предвзятым явлениям.
Психолого-пед.
условия моделирования обр. в России. Демократические перемены в Росс,
обществетесно связаны с активными усилиями сис-мы обр-я в соотвествии с
конвенциями о правах реб. Конституцией Р.Ф. и законом об обр. эти усилия
направлены на создание условий обеспечивающих охрану и здоровье жизни каждого
реб. гуманистический хар-р и высокое качество получаемого обр. направленность
на сис-му обр. на развитие потдержки индивидуальности каждого реб. возможностей
его культурного самоопределения и самореализации. В настоящее время в сис-ме
обр. произошли позитивны процесс. Развивается видовое разнообразие дошкольных и
школьных институтов. Существенные изменения произошли и в содержании обр.
1)отказ от жесткого регламентур. форм обуч. и принятие гуманист. пед. 2)
большое знач. приобрели вариативные программы. наряду с такими позитивными
прогрессивными тенденциями имеется еще и ряд негативных процессов в обр. в
основном связанные с несогласованностью обр. и развитию детей на разных этапах.
Серьезное различие подходов мду дошк. и нач. обр. и мду нач. и ср. и т.д. Все
это снижает традиционно высокое качество российского обр. и приводит к развитию
школьных неврозов. Всвязи с этим преоритетной задачей модернизации должно стать
построение сис-мы интегрированного развивающего обр. такое обр. призвано
укрепить вариативность обр. обеспечить детям и их родителям реальный выбор
программы и типа обр. учр-я без возможных потерь в качестве обр. а также
состояния псих. и физ. здоровья детей. Построение непрерывности обр. ставит
вопрос обоснования такой неприрывности.
Развивающее
Л.О. образование. Постановка цели развития в совр. обр. сис-ах предполагает
особый отщение на индивидуальзацию обр. с др. стороны на воспитание. В связи с
этим приобретает особое значение самоценности: -это обеспечение полноты обр.
реб. опреде-го возраста реб. –опора на практ. опыт. Если реб. может выбрать
модель обр. то возникает вопрос как можно обеспечить высокое качество? то
возникает вопрос о гос стандарте. Вопрос о качестве образования. во1х) При
любой обр. траектории может быть и должны быть за определенным минимумом
содержания обр-я. В законе об обр. именно так хар-ся один из компонентов гос.
обр. стандарта. 2)необходимо задаться вопросом. что представляет собой
содержание развивающего обр. и как определить минимум этого обр. специфика обр.
определяет д. педагога. Именно педагог собирает материал в зависимости от
индивидуальных и индивидуальности реб., исползовать тот или иное содержание для
дальнейшего его продолжения. Именно педаго выстраивает индивидуальное
содержание обр. ученика и совместно с ним т.о. пед. ф-ции к-е связаны с
индивидуализацией обр. оказываются лежащими в основе содержания
личностно-ориентированого обр. Педагог самая важное звено в сис-ме обр.
Профессионализм педагога его квалификация убеждения, действия это те процессы
связанные с его проф. сознанием к-е во многом определяет содержание но и
самообразование в целом. Не только отбор содержания обр. для ребенка но и форма
общения реализуемая педагогом в процессе обр. определяет направление и качество
работы педагога . Именно в кантексте педагога с детьми и происходит развитие
личности реб. и его компетентнсти в определенных областях. Проблема
усугубляется тем фактором что знания педагогов об этом хар-ре изобилуют
пробелами, что в конечном итоге связано с риском нанести реб. травму или
испортить его индивид-ый путь развития поэтому существуют реальная проблема
подготовки педагогическое непрерывного обр. Одним из самых существенных
моментов обеспечивающих непрерывность обр. явл. подготовка педагогов разеляющих
ценность развит. обр. Постановка цели развития в процессе ор. тем важнее чем
младшие реб. для сис-мы нач. и дошк. обр. явл. основополагающей. Обр. в нач и
дошк. возрасте не предполагает усвоение материала в строго заданном объеме а
уже на ступени общего нач. обр. усвоение знаний станвится целью обр. и должно
дльнейшем стать развитием реб. Дошк. обр. принципиально не ставит своей целью
обр. реб. хотя очевидно что на стратегию обр. эта стратегия предполагает такое
содержание обр. к-е было бы адекватным особенностям этого возраста. Занятия с
детьми необходимо проводить в рамках классических предметов. Это дает
возможность сохр. обр. науку. Именно опираясь на науку и были выстроены учебные
предметы. Интеграция. именно педагог определяет на данном этапе развив. обуч.
невозможно преувеличить т.к. педагог определяет направление и качество в
будущем. необходимо обратить серьездное внимание на построение особого стиля на
взаимодействие построение мду педагогом мл. шк. и дошк. возраста. Такое
взаимодействие к-е явл. адекватным возр. особенностям детей к-й наиболее
благоприятным. Т.О. подготовка педагога компетентных с т.з. уровня а также с
т.з. психол. разв. образовательных технологий адекватным этим законам разв.
обретают особую важность непрерывность обр. на этих этапах. Т.О. именно
непрерывность обр. и приемственность обеспечивает построение реальной сис-мы
м-ду разными ступенями обр. Цели непрерывного обр- включает охрану и укрепление
физического и психол. здоровья детей, сохранине и потдержку индивидуальности
детей. Развитие детей как субъекта отношений м-ду миром и самим собой. Психолого
–пед. условия поставленных целей. 1)это л.о. взаимодейвие взрослых с детьми.
2)полноценное общение реб. со сверствниками старш. и мл. детьми. 3)развитие
психол. технологии ориентир-ые на специфику в отрасли. 4)предметно-простр.
среда стимулирующая коммуникативную, игровую, физ-ую и др. виды активности реб.
организованные от возрастной особенности.
Адаптивная
сис-ма обучения. Традиционная сис-ма наук складывалась в условиях тоталитарного
общества на определенной сис-ме соц. ценностей. В новых обстановках прежняя
пед. теория не всегда срабатывает. Практическая д. многих учителей подтвержает
что стремление пед. коллективов поиску боле коллективных форм подходов и
технологий к работе уч-ся. переход. на более качественное отношение. Но и
видение переход к адаптивной школе с развивающим обучением. Под адаптивной
школой – понимается школа действующая в период создания и внидрения
принципиално новой сис-мы обуч. сис-ой которая принципиально перестраивает
отношения мду учителем и учуником учитывая индивидуальные психологические
особенности школьников.
Организационные
изменения в учебном процессе. Одной из гл. задач адаптивной школы явл. решение
оптимального решения задачи, а также учебного дня. В настоящее время становится
очевидным что изучать детей ст. 16-17 лет без ущерба здоровью обучать
невозможно. при решении данной задачи без перегрузок на сокращение материала.
за счет этого сокращения? – за счет строгого объема содержания объема
материала, введения интегративных курсов, а в старших классах за счет выбора дисциплин
за счет вбора их проф. д. – проведение интегративных курсов. Особое внимание
руководителей органов обр. сканцентрирированы на поиске адаптивных вариантов
обучения детей начальной школы. С этим связано появление новых типов учебных
заведений для детей 6-11 лет. т.к. школа-комплекс в стр-ре которой объединены
дс и школа. Цель школы комплека: не только плавный переход реб. к школе но и
максимальное использовать дошк. период для развития детей обеспечить
приемственность. Во многих школах гигантах решается вопрос о территориальном
делениинач. классов. и размещение их в отдельных помещения со спец.
оборудованием комнат для чего, что обеспечивает детям мл. возраста наиболее
удобный режим работы. Серьездного внимания в плане поиска работы требует
старшеклассники. Если у детей мл. Кл. адаптация идет дс – школа то у старших
классах 11-16 лет требует особого контроля. А в старших классах на завершающем
этапе обучения школьники должны адаптироваться к обучению в проф. средних и
высших заведениях. Процессуальные преобразования учебной д. в настоящее время
все новшество касаются учебных дисциплин частных форм и методов обучения не
выходящих за рамки высоких технологий. Изменение в процессуальном блоке пед.
сист-мы обеспечивающей переоринтацию на развитие личности должны
предусматривать совершенные более существенные технологии, придусматривающие
иные условие орг-ции учебного процесса. Обеспечивающие наиболее полный
познават. процесс, склонности и способности. Этот этап адаптивной школы должен
затронуть процессы д. способы его взаимодействия с учебниками. Рекомендации
новых концептуальных образований требует решения целого ряда проблем среди к-х
есть главные сл. проблемы: переорентация учителем с учебно-дисциплинарной на
л.о. модель взаимодействия с учащимся подготовка педагога к последовательному
исключению принуждения и включение внутренней д. Задача преобразования стоит
так, чтобы большенство уч-ся училась на уровне познавательных интересов и лишь
частично принуждение и побуждения. Решения задач связанные с процессами связана
с поиском самого ученика, активное включение самого ученика в поисковую д.
организованную на основе внутренней мотивация совместной деятельности.
Включение детей в педагогич. целесообразно воспитательные отношения в процессе
уч. д. Обеспечение диалогового общения не только мду учителями и учениками, но
и в процессе добывания знаний. Все эти преобразоания заложены технологиями
развивающего обуч. при соотвествующих подготовки учителя. происходит процесс
т.к. у них еще нет опыта в уч. процессе. Учителям работающим с остальными
детьми потребуется широкий период для адаптации, а так же широкий объем работ.
применение
л.о. технологий в обучении. Для обучения обеспечения более интенсивного
перехода к созданию необходимо целесообразно остановиться перед основными
идеями заложенными в опробированных процессивных технологиях также пед.
инновации: как тех-я полного усвоения знаний, разноуровнего обуч, комплексного
обуч, включенного обуч, модульного обуч. и др. Позволяет приспособить уч.
процесс к индивидуальным особенностям школьника к различному уровню и спец.
особенностям каждой школы. 1)Технология полного усвоения знаний. (Дж. Кэралл,
Блум и др.) – нашей стране Кларин М.В. «пед техн-гии в уч. процессе». Суть
данной технологи определяется не при усредненных а оптимально подобранных для
чего необходимо адаптивная сис-ма обучения. Кэралл обращает внимание на то, что
обучение условия фиксированы для всех. Поэтому Кэрролл предложил постоянным
пара п..ом обучения. Блум изучает способности учеников в ситуации когда время
ученика не ограничивается и он вылелил сл. категории обучаемых.
1)малоспособная, к-я не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знания и
умения. 2)талантливые (5%) к-е нередко по силу справиться чем не справиться.
3)болшенство, чьи способности на усвоение знаний и умений затрачивается.. Все
обучаемые способны полностью усвоить материал для уч. процесса. Далее педагогу
предстоит определить в чем же усвоение и какие рез-ты должны быть достигнуты
всеми учениками. Точное определение критерия полного усвоения для всего курса
явл. важнейшим моментом по данной сис-ме. Этот эталон задается в
унифицированном виде разработанные для когнетивной, чувственной и
психо-моторной сферы. Категории целей формируются через конкретные действия и
операции к-е должны выполнять обучающися для подтверждения эталона. Категории
целей познават. д.: 1)знание- ученик запоминает и воспроизводит конкретную
учебную ед. (запомнил воспроизвел, узнал) 2)понимание- ученик преобразует уч.
мат-л из одной фирмы выр-я в др. Понятия интерпретировал и перевел из одного
языка в др. 3)Применение. ученик демонстрирует применение изучаемого материала
в конкретных условиях и новых сит-циях. 4)анализ. ученик вычленяет части
целого, выявляя взаимосвязь мду ними. осознает принципы построения целого.
Вычленяет части целого. 5)синтез –ученик проявляет умение комбинировать эл-ты
для получения целого, к-е должно обладать новизной, пишет творческое сочинение,
предлагает план решения проблемы «образовал целое». 6)оценка- ученик оценивает
значение учебного материала, для данной конкретной цели. Определил ценность и
значение объекта изучения. Для реализации данной тех-ии необходима
реорганизация. Такая система получила название «Технология разноуровнего
обучения» Данная технология базируется на педагогической парадигме, согласно
которой различия сводятся к времени, необходимое для ученика для усвоения
конкретного материала. Если каждому ученику отводить время соотв. его личным
способностям то возможно усвоение базисной, основной программы. Школы уровневой
дифиринсации функционирует путем деления класса на: -подвижных и однородные по
составу группц, готорые из них овладевают овладевают программным материалом на
сл. уровнях: 1)минимальным (на основе гос стандарта) 2)базовым уровнем
3)вариативным т.е. творческом. В качестве основных приниципов пед. технологии
были выбраны следующие. 1)Всеобщая талантливость 2)Взаимное превосходство. Если
у какой то хуже чем у др. значит у них нужно искать лучшее. Неизбежность
перемен. В дальнейшем разноур. технол. получила название технология обучения
базисном безостающих. Выбор значимых индивид. особенностей реб. для
отслеживания эффективности технологий проводятся с опорой на категорию стр-ры
личности, к-е отслеживаются стороны личности. В сис-ме разноуровнего обуч. в
кач. базисной выбрана стр-ра личности по Платонову: -эта стр-ра включает в себя
сл. подсистемы 1)индивидуально-типологическая особенность. 2)психологич.
хар-ки: мышление, воображение, память, боль, эмоц. чувства и т.д. 3)Опыт
включающий ЗУ привычки. 4) направленность личности, выражающая ее потребности
мотивы и интересы, эмоц. опыт. На основании выбранной конкуренции
сформировалось инт-та, диагностики, развития личн. в обуч., учитывающие сл.
эл-ты.: воспитанность, познават. интерес, общеучебные умения и навыки, фон
действенных знаний, мышление, память, тревожность, темперамент. Модель данной
школы включает 3 варианта диференсации цели обучения: 1)комплектование класса
гомогенного состава с начального этапа обуч. в школе на основе динамич. хар-к
личности и уровня овладения обще-учебными умениями. 2)внтриклассная
диффиринсация в среднем звене проводимая по средством отбора групп. для
раздельного обучения на разных уровнях по математике и русскому языку
зачисление на эти группы происходят на добровольно основе по уровню познават.
интереса уч-ся. при наличии устойчивого интереса гамогенные группы становятся
классами с углубленным изучением предметов. Профилное обучение в основной школе
и старших классах организованных на основе приходиф. психо диагностики,
рекомендации учителей.
Технология
коллективного взаимообучения. Ревина А.Г. и др. его методики: «организованный
диалог» «сочитательный диалог» «коллективный способ обучения», «работа уч-ся в
парах смешанного состава». работа в парах именного состава позволяет получать у
обучаемых самостоятельность и ксо (колл. см) приемущества: 1)в рез-те
регулярного повторяющегося умений, совершающиеся на выше умения. 2)в процессе
речи развиваются навыки мыследеятельности. Включаются работа памяти,
мобилезации, актуализации предшествующего опыта и знаний. 3)каждый чувствует
себя расковано работает в индивидуальном темпе. Повышается отвественность не
только за свои успехи но и за рез-ты коллективного труда. 4)отпадает
необходимость в сдерживании темпов продвижения одних, что позитивно сказывается
в продвижеии одних концентрации др. 5)формируется адекватное самооценка своих
возможностей. обсуждение ин-ции с несколькими партнерами способствует более
прочному усвоению материала. Парную работу можно использовать в 3х видах.
1)статическая пара. –к-е объединяет по желанию 2х уч-ок. ученик
учитель. 2)Динамическая пара. выбираются четверо уч-ся готовят 1
задание но имеющие 4 части после подготовки своей части школьники обсуждают
задания трижды с каждым партнером. При чем ему каждый раз нужно менять темп и
логику. 3)вариационная пара в к-й каждый член группы получает свое задание
выполняет анализирует его вместе с учителем проводит с остальными товарищами
кадызый выполняет 4 порции уч-ю содержания.
Технология
модульного обучения. Возникла как альтернатива трад. аналогу обуч. что
накоплено годами. Цавичене изучает модульное обучение – ученик полностью
достигает конкртетнх целей учения в процессе работы с модулем. Модуль- это
функ-ый, целевой узел в к-й объедины уч. содержания и технологии овладения шк.
Содержание обуч. представляется в конечных самостоят. конплексах инф-ых блоках
в соотвествии с целью. Дид. цель формулируется для обучаемого и содержит не
только указания на уровень их усвоения. модули позволяют перевести обучение на
основу. индивидуализировать работу с отдельными уч-ся. Дозировать инд-ю помощь
изменить форму обучения учителя и ученика. Педагог разрабатывает программу к-я
разработанная из модулей и обеспечивали промежуточный входной контроль. Данная
личностно-ориент. технология позволяет макс. адаптироваться учебный процесс к
возможностям уч-ся. Следует отметить что возникают псих. процессы. (память,
воля, эмоц. процессы), а так.е развитие моммуник. умений. самостоятельности и
др. Ориентация их на учет индивид-х особенностей позволяет развивающее
обучение.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru