Общая характеристика индивидных свойств человека.
Органические предпосылки развития личности
Организм
и среда: необходимость психики в природном мире? Биолог скажет, что психика –
надфеномен, необязательное сопровождение телесных процессов. Значение психики в
биологической эволюции?
Северцев,
Леонтьев: психика необходима для регуляции жизнедеятельности. Где и когда она
должна возникнуть? 2 типа окружающей среды:
однородная
или гомогенная. Все необходимые и опасные для жизни вещества не представлены
предметно. В каждый данный момент субъект обязательно контактирует с какой-либо
концентрацией полезных веществ. Он двигается туда, где больше полезных,
избегает вредных. Ему нужно реагировать, но не нужно представлять себе
окружающий мир;
разнородная,
гетерогенная, предметная или вещно-оформленная. Прямого контакта с полезными и
вредными веществами может не быть. Возникает необходимость не только в
реагировании, но и в отыскании полезных веществ.
В.
В. Столин: существо с показателем энергетического баланса (количество глюкозы в
крови) – энергии недостаточно – надо искать пищу – активно действовать в среде
– тратить энергию – противоречие – необходимость в появлении механизма
психического отражения собственного состояния.
Отражение
чувства голода – поиск пищи. Существо должно также отражать признаки важных для
жизни предметов – психика возникает в разнородной среде, поскольку субъект
активен – ему необходимо отражать свое состояние и биологически нейтральные
признаки предметов (свойства окружающей среды).
Собственно
природные свойства человека (что общего между человеком и животным)? Формы
врожденного опыта. Л. С. Выготский: натуральные психические функции
осуществляются непроизвольно – материал, данный природой, который преобразуется
в течение жизни.
Социальная среда как условие развития личности.
Личность и деятельность.
Э.
Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица
изучения не отдельный человек, а взаимодействие между индивидами. Общество –
совокупность взаимодействий индивидов. Социальные факты (язык, письменность,
юридические и моральные нормы) – любые социальные стереотипы: могут существовать
вне зависимости от индивида, навязываются индивиду (например, социальное
течение). Первые формы социального поведения – совместная регуляция поведения.
Человек входит в общество, теряя свою персональность, отдает себя социальному
“мы” и становится социальным индивидом.
Л.
С. Выготский: свойства социального индивида – ВПФ. Это результат преобразования
натуральных функций. Они управляются не самостоятельно, а совместно с другими
людьми (разделены с ними). Средства управления поведением – социальные факты.
“Наша первая пеленка – это саван нашей природной индивидуальности”.
Cоциальная
ситуация развития. Три аспекта условий развития личности:
содержание:
необходимое условие для развития личности – отношение человека к
действительности. Она может быть специфической для разного возраста.
Социальность взаимодействия между людьми – необходимое условие представления о
себе. Понимание других – условие понимания себя.
функция:
социальная среда – фактор психического и личного развития. Теория двух
факторов: биологический и социальный. Выготский: социальная среда – не только
фактор, так как включает и самого человека. Не отношения человека к
действительности, а отношение человека в действительности. Основная функция ССР
– обеспечение развития человека и обеспечение наличия определенных свойств.
генез:
среда готовит возможности новообразований человека, они аннулируют ее,
возникает новая ситуация.
А.
Г. Асмолов: в жизни есть две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к
развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное.
У.
Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным.
Пример их динамической связи: потребность в общении. Два аспекта:
потребность
в принадлежности социальному целому;
потребность
быть замеченным. Социальная привычка – типовое взаимодействие с другими людьми.
Э.
Дюркгейм. Социальный факт – такое представление, которое не зависит от
отдельного индивида и присваивается им с необходимостью. Особенности:
социальный
факт тотален. Нет разницы между общественным и индивидуальным. Фромм:
социальный характер – нечто аффективно принятое.
социальный
факт глобален. Леви-Брюлль: коллективное сознательное представление – единство
познавательной, аффективной и моторной сфер. Мистичность традиционного
сознания: нет различия между реальностью и легендой. Современная психология:
эффект ореола. А. А. Бодалев: предъявление фотографий с сообщением о социальной
роли героя. Две трети испытуемых подвержены эффекту ореола.
сопричастность
социального факта. Здесь обеспечивается социальная необходимость, а также
понимание человеком любого события, происшедшего с ним. Сопричастность –
безразличие к причинности и логическому противоречию. Исследование
Эванс-Причарда: исследование туземных объяснений.
Социальный
характер. Фромм.
всеобщность:
существенное ядро характера большинства членов группы, которое сложилось в
результате опыта и способа жизни.
Отражает
общественные нужды и обеспечивает нормативное поведение.
характер
сохраняет структуру общественных нужд и способов поведения.
Джемс:
социальное Я обеспечивает упорядоченность социальной жизни.
Природные
и культурные условия социальной жизни.
природа
и культура необходимы для становления социального индивида.
природный
и культурный опыт должен быть им присвоен.
этот
опыт должен быть с необходимостью воспроизведен.
Противоречие:
оба опыта обязательны, но при этом предъявляют к индивиду качественно разные
требования. Источники проблем:
природные
условия – исходные данные, которые нужно учитывать. Это материал для преобразования
по правилам, которые дает культура. Социальный индивид – это преобразованная
природа.
природный
опыт дан, а культурный опыт содержит возможность присвоения. Природный индивид
обладает свойствами, как фактами. Культурный индивид создает свойства, артефакты.
Организм не винен, а личность ответственна.
воспроизведение
природного опыта имеет готовые механизмы. Культурный опыт – нет, нужно
продуктивное воспроизведение. Культурный опыт воссоздается личностным
поступком. Это происходит каждый раз в неопределенной ситуации.
Организм
порождают, а личность возрождается. Возможно функциональное смешение природы и
культуры: культура – исходные данные, мои собственные природные нужды –
принципы ее преобразования. Отличие социальных и культурных норм. Мамардашвили:
“К любым социальным условиям нужно быть вежливым, нужно соблюдать их”.
Представление
о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие индивидуальных
(личностных) черт.
Основные
направления и проблемы психологии личности.
Критерий
1: индивидуальные свойства.
факт.
артефакт.
Критерий
2: позиция психолога.
исследователь.
организатор.
Исследователь
фактов: диагност. Изучение индивидуальных особенностей. Способности,
темперамент, характер. Проблема врожденного и приобретенного. Социальные условия
развития человека (личность в широком смысле). Типичный вопрос для данного
подхода: “Чем я отличаюсь от других?” Основная проблема: валидность
тестирования. Проблема типологии индивидуальных свойств.
Организатор
фактов. Вопрос: “как управлять своим поведением?” Например, бихевиоризм:
создание внешних условий для изучения поведения. Внутренняя регуляция
поведения: эмоции (непроизвольная), воля (произвольная). Описание феноменологии
эмоций, их функции, классификация, проблема индикации. Критерии воли, выделение
собственно произвольной и волевой регуляции поведения, ситуации возникновения
воли. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать –
начало воли. Джемс: развитие личности – развитие воли. Фрейд: воля – источник
новых неврозов.
Исследователь
артефактов: психоаналитик. Психоанализ: эмоции – единственный материал, по
которому мы можем судить о потребностях и мотивах. Связь между потребностями и
мотивацией, базовые потребности. Леонтьев: ядро личности – иерархия мотивов.
Движущие силы развития личности – потребностно-мотивационная сфера. Вопрос:
“кто я есть на самом деле?” Структура мотивов. Ведущие и подчиненные мотивы.
Мотивационные конфликты. Строение личности.
Организатор
артефактов. Разрешение противоречий (мотивационных конфликтов) – источник
развития. Путь личностного развития: “есть ли Я как подлинное Я?” Психотерапия.
Виды психотерапии.
№
2. Образ человека, идущего по улице. Ради чего? Мотивы. Что позволяет ему идти?
Способности – средства, обеспечивающие действие и готовность к нему. Каковы
темп, скорость движения? Темперамент – динамическая характеристика. Какова
манера движения? Характер.
Индивидуальные
особенности связаны со средствами осуществления деятельности (способностями) –
стиль выполняемой деятельности – характер. Индивидуальные особенности –
операциональная (Как?) сторона деятельности. Содержание операциональной стороны
деятельности – способность, ее форма – темперамент. Взаимосвязь содержания и
формы – характер.
Человек
как обладатель способностей. Переход от изучения уже сложившихся свойств к
проблематике развития способностей.
Проблемы:
имеющиеся
способности и возможности их развития.
изучение
отдельных способностей как частей целого.
способности
– операциональная сторона деятельности, но она связана с мотивационной.
Изучение не только действий и операций, но и деятельности в целом.
Общие
проблемы строения личности.
1)
Проблема соотношения структуры и генеза.
А.
Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:
широта
связей человека с общественным миром. Набор. Например, когнитивная сложность.
степень
иерархизации мотивов. Упорядоченный набор.
индивидуальный
профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов.
Жан
Пиаже: качественно разные стадии развития.
2)
описание структуры. Дифференциальная психология: личность изучается как
составная структура, выделяются единицы и элементы. Общая психология:
функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.
3)
проблема условий развития. Дифференциальная психология: рассматривает результат
развития, а не причину. Общая психология. Условия развития личности: природные
предпосылки, социальные условия существования становления личности, культурные
принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б)
осознание мотивов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru