Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические предпосылки развития личности

Общая характеристика индивидных свойств человека.
Органические предпосылки развития личности

Организм
и среда: необходимость психики в природном мире? Биолог скажет, что психика –
надфеномен, необязательное сопровождение телесных процессов. Значение психики в
биологической эволюции?

Северцев,
Леонтьев: психика необходима для регуляции жизнедеятельности. Где и когда она
должна возникнуть? 2 типа окружающей среды:

однородная
или гомогенная. Все необходимые и опасные для жизни вещества не представлены
предметно. В каждый данный момент субъект обязательно контактирует с какой-либо
концентрацией полезных веществ. Он двигается туда, где больше полезных,
избегает вредных. Ему нужно реагировать, но не нужно представлять себе
окружающий мир;

разнородная,
гетерогенная, предметная или вещно-оформленная. Прямого контакта с полезными и
вредными веществами может не быть. Возникает необходимость не только в
реагировании, но и в отыскании полезных веществ.

В.
В. Столин: существо с показателем энергетического баланса (количество глюкозы в
крови) – энергии недостаточно – надо искать пищу – активно действовать в среде
– тратить энергию – противоречие – необходимость в появлении механизма
психического отражения собственного состояния.

Отражение
чувства голода – поиск пищи. Существо должно также отражать признаки важных для
жизни предметов – психика возникает в разнородной среде, поскольку субъект
активен – ему необходимо отражать свое состояние и биологически нейтральные
признаки предметов (свойства окружающей среды).

Собственно
природные свойства человека (что общего между человеком и животным)? Формы
врожденного опыта. Л. С. Выготский: натуральные психические функции
осуществляются непроизвольно – материал, данный природой, который преобразуется
в течение жизни.
Социальная среда как условие развития личности.
Личность и деятельность.

Э.
Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица
изучения не отдельный человек, а взаимодействие между индивидами. Общество –
совокупность взаимодействий индивидов. Социальные факты (язык, письменность,
юридические и моральные нормы) – любые социальные стереотипы: могут существовать
вне зависимости от индивида, навязываются индивиду (например, социальное
течение). Первые формы социального поведения – совместная регуляция поведения.
Человек входит в общество, теряя свою персональность, отдает себя социальному
“мы” и становится социальным индивидом.

Л.
С. Выготский: свойства социального индивида – ВПФ. Это результат преобразования
натуральных функций. Они управляются не самостоятельно, а совместно с другими
людьми (разделены с ними). Средства управления поведением – социальные факты.
“Наша первая пеленка – это саван нашей природной индивидуальности”.

Cоциальная
ситуация развития. Три аспекта условий развития личности:

содержание:
необходимое условие для развития личности – отношение человека к
действительности. Она может быть специфической для разного возраста.
Социальность взаимодействия между людьми – необходимое условие представления о
себе. Понимание других – условие понимания себя.

функция:
социальная среда – фактор психического и личного развития. Теория двух
факторов: биологический и социальный. Выготский: социальная среда – не только
фактор, так как включает и самого человека. Не отношения человека к
действительности, а отношение человека в действительности. Основная функция ССР
– обеспечение развития человека и обеспечение наличия определенных свойств.

генез:
среда готовит возможности новообразований человека, они аннулируют ее,
возникает новая ситуация.

А.
Г. Асмолов: в жизни есть две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к
развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное.

У.
Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным.
Пример их динамической связи: потребность в общении. Два аспекта:

потребность
в принадлежности социальному целому;

потребность
быть замеченным. Социальная привычка – типовое взаимодействие с другими людьми.

Э.
Дюркгейм. Социальный факт – такое представление, которое не зависит от
отдельного индивида и присваивается им с необходимостью. Особенности:

социальный
факт тотален. Нет разницы между общественным и индивидуальным. Фромм:
социальный характер – нечто аффективно принятое.

социальный
факт глобален. Леви-Брюлль: коллективное сознательное представление – единство
познавательной, аффективной и моторной сфер. Мистичность традиционного
сознания: нет различия между реальностью и легендой. Современная психология:
эффект ореола. А. А. Бодалев: предъявление фотографий с сообщением о социальной
роли героя. Две трети испытуемых подвержены эффекту ореола.

сопричастность
социального факта. Здесь обеспечивается социальная необходимость, а также
понимание человеком любого события, происшедшего с ним. Сопричастность –
безразличие к причинности и логическому противоречию. Исследование
Эванс-Причарда: исследование туземных объяснений.

Социальный
характер. Фромм.

всеобщность:
существенное ядро характера большинства членов группы, которое сложилось в
результате опыта и способа жизни.

Отражает
общественные нужды и обеспечивает нормативное поведение.

характер
сохраняет структуру общественных нужд и способов поведения.

Джемс:
социальное Я обеспечивает упорядоченность социальной жизни.

Природные
и культурные условия социальной жизни.

природа
и культура необходимы для становления социального индивида.

природный
и культурный опыт должен быть им присвоен.

этот
опыт должен быть с необходимостью воспроизведен.

Противоречие:
оба опыта обязательны, но при этом предъявляют к индивиду качественно разные
требования. Источники проблем:

природные
условия – исходные данные, которые нужно учитывать. Это материал для преобразования
по правилам, которые дает культура. Социальный индивид – это преобразованная
природа.

природный
опыт дан, а культурный опыт содержит возможность присвоения. Природный индивид
обладает свойствами, как фактами. Культурный индивид создает свойства, артефакты.
Организм не винен, а личность ответственна.

воспроизведение
природного опыта имеет готовые механизмы. Культурный опыт – нет, нужно
продуктивное воспроизведение. Культурный опыт воссоздается личностным
поступком. Это происходит каждый раз в неопределенной ситуации.

Организм
порождают, а личность возрождается. Возможно функциональное смешение природы и
культуры: культура – исходные данные, мои собственные природные нужды –
принципы ее преобразования. Отличие социальных и культурных норм. Мамардашвили:
“К любым социальным условиям нужно быть вежливым, нужно соблюдать их”.

Представление
о личности в общей и дифференциальной психологии. Понятие индивидуальных
(личностных) черт.

Основные
направления и проблемы психологии личности.

Критерий
1: индивидуальные свойства.

факт.


артефакт.


Критерий
2: позиция психолога.

исследователь.


организатор.


Исследователь
фактов: диагност. Изучение индивидуальных особенностей. Способности,
темперамент, характер. Проблема врожденного и приобретенного. Социальные условия
развития человека (личность в широком смысле). Типичный вопрос для данного
подхода: “Чем я отличаюсь от других?” Основная проблема: валидность
тестирования. Проблема типологии индивидуальных свойств.

Организатор
фактов. Вопрос: “как управлять своим поведением?” Например, бихевиоризм:
создание внешних условий для изучения поведения. Внутренняя регуляция
поведения: эмоции (непроизвольная), воля (произвольная). Описание феноменологии
эмоций, их функции, классификация, проблема индикации. Критерии воли, выделение
собственно произвольной и волевой регуляции поведения, ситуации возникновения
воли. Вундт: тесная связь эмоций и воли. Эмоция – готовность действовать –
начало воли. Джемс: развитие личности – развитие воли. Фрейд: воля – источник
новых неврозов.

Исследователь
артефактов: психоаналитик. Психоанализ: эмоции – единственный материал, по
которому мы можем судить о потребностях и мотивах. Связь между потребностями и
мотивацией, базовые потребности. Леонтьев: ядро личности – иерархия мотивов.
Движущие силы развития личности – потребностно-мотивационная сфера. Вопрос:
“кто я есть на самом деле?” Структура мотивов. Ведущие и подчиненные мотивы.
Мотивационные конфликты. Строение личности.

Организатор
артефактов. Разрешение противоречий (мотивационных конфликтов) – источник
развития. Путь личностного развития: “есть ли Я как подлинное Я?” Психотерапия.
Виды психотерапии.


2. Образ человека, идущего по улице. Ради чего? Мотивы. Что позволяет ему идти?
Способности – средства, обеспечивающие действие и готовность к нему. Каковы
темп, скорость движения? Темперамент – динамическая характеристика. Какова
манера движения? Характер.

Индивидуальные
особенности связаны со средствами осуществления деятельности (способностями) –
стиль выполняемой деятельности – характер. Индивидуальные особенности –
операциональная (Как?) сторона деятельности. Содержание операциональной стороны
деятельности – способность, ее форма – темперамент. Взаимосвязь содержания и
формы – характер.

Человек
как обладатель способностей. Переход от изучения уже сложившихся свойств к
проблематике развития способностей.

Проблемы:


имеющиеся
способности и возможности их развития.

изучение
отдельных способностей как частей целого.

способности
– операциональная сторона деятельности, но она связана с мотивационной.
Изучение не только действий и операций, но и деятельности в целом.

Общие
проблемы строения личности.

1)
Проблема соотношения структуры и генеза.

А.
Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры:

широта
связей человека с общественным миром. Набор. Например, когнитивная сложность.

степень
иерархизации мотивов. Упорядоченный набор.

индивидуальный
профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов.

Жан
Пиаже: качественно разные стадии развития.

2)
описание структуры. Дифференциальная психология: личность изучается как
составная структура, выделяются единицы и элементы. Общая психология:
функциональный подход, изучаются причины возникновения свойств.

3)
проблема условий развития. Дифференциальная психология: рассматривает результат
развития, а не причину. Общая психология. Условия развития личности: природные
предпосылки, социальные условия существования становления личности, культурные
принципы решения личностных проблем. Ядро личности – (а) структура мотивов, (б)
осознание мотивов.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.