Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Особенности образа жизни студентов воронежских вузов на рубеже XX и XXI веков

Особенности образа жизни студентов воронежских вузов
на рубеже XX и XXI веков

А. И. Верецкая, А. П. Дьяков, Воронежский
государственный университет

Происшедшая
в России в конце XX века смена экономической и политической систем,
кардинальные изменения духовной жизни общества не только повлияли на
трансформацию социокультурной роли высшей школы, но и оказали воздействие на
систему высшего образования, отразились на содержание учебного процесса и
научных исследований, на организации взаимодействия научно-педагогических и
студенческих коллективов, во многом изменили способы и формы жизнедеятельности
студенчества.

Эффективное
управление научно - педагогическим процессом, творческий подход к обучению и
воспитанию студентов обусловливают необходимость серьезного осмысления новой
социальной реальности, учета новых социально-экономических и
учебно-организационных факторов, активно воздействующих на формирование
потребностей и интересов студентов, способы и формы их познавательной,
общественно полезной, социокультурный и других видов жизнедеятельности.

Поэтому
как очень важный и ответственный заказ Совета ректоров воронежских вузов
восприняла исследовательская группа кафедры социологии и политологии
Воронежского университета поставленную перед ней задачу изучить особенности
образа жизни студентов на рубеже двух столетий. Приступая к исследованию этой
проблемы, мы принимали во внимание следующее:

1.
Образ жизни студентов представляет собой совокупность основных способов и видов
их жизнедеятельности - учебно-познавательной, общественной, трудовой,
коммуникативной. В системе студенческого образа жизни происходит процесс формирования
социально-профессиональных и нравственных качеств личности специалиста,
которому предстоит работать в условиях становления рыночных отношений и
демократизации общества.

2.
Специфика образа жизни современного российского студенчества определяется как
трансформационными процессами, происходящими в самой высшей школе, во всей
системе образования. Определенные коррективы в характеристику образа жизни
вносят и региональные особенности.

Объектом
исследования явились студенты пяти воронежских вузов. Их отбор определялся
профилем подготовки специалистов (технической, естественной и гуманитарной) и
количеством студентов, в них обучающихся. Поскольку проблематика образа жизни
воронежского студенчества исследуется, начиная с 1980 года, сравнительный
анализ наиболее важных аспектов образа жизни будущих специалистов позволил
раскрыть динамику его изменений в сравнении с начальным этапом реформирования
российского общества, показать специфику условий жизнедеятельности современных
воронежских студентов.

Основным
видом студенческого образа жизни является учебно-познавательная деятельность
студента как субъекта образовательного процесса. Проведенное исследование
позволило выявить не только содержательные характеристики активности студентов
в учебном процессе, но и определить совокупность их образовательных ценностей и
мотивов. Сравнительный анализ данных, полученных при изучении образа жизни в
начале восьмидесятых, девяностых и на рубеже двух веков показывает: в
ориентациях студенческой молодежи на ценности образования произошли
значительные изменения.

Студенты
воронежских вузов (и, прежде всего, обучающиеся в ВГУ) сегодня придают гораздо
большее значение роли высшего образования в реализации творческого потенциала
личности по сравнению с теми, кто учился на начальном этапе перехода к рынку.
Современное студенчество достаточно высоко оценило значимость высшего
образования в повышении социального статуса личности. Это при том, что
экономические и политические условия в современном российском обществе не
благоприятствуют реализации социального потенциала студенческой молодежи. Вера
в преобразование России, уверенность в себе, работоспособность, склонность к
инновациям значительной части студентов помогают им преодолевать стоящие на их
пути барьеры, ориентироваться на достижение высокого общественного статуса.

Руководители
всех звеньев вузовского образования от министра, ректора до декана, заведующего
кафедрой и преподавателя по достоинству должны оценить и всячески развивать
ориентацию студенчества (72 % опрошенных в целом и 85 % среди студентов ВГУ) на
образование как необходимое условие занятия различными видами интеллектуального
труда. В два раза выше по сравнению с 1990 годом оцениваются современными
студентами открываемые высшим образованием возможности выпускникам вузов
работать в сфере управления (66 %). Многие студенты отчетливо представляют, что
в условиях перевода экономики на рыночные принципы ее функционирования вуз
может дать необходимые навыки менеджмента.

Для
выявления уровня учебно-познавательной активности в структуре студенческого
образа жизни значение имеет ориентация на качества, необходимые будущему
специалисту. Среди качеств, которыми должен обладать выпускник современного
вуза, по мнению студенчества в первую очередь называется высокий
профессиональный уровень. Менее значительными для современных студентов стали
широкая эрудированность и способность разбираться во многих областях науки и
техники. Перестает быть важным качеством специалиста, по мнению респондентов,
сознание долга и ответственности за результаты своего труда.

Девальвация
в студенческом сознании чувства долга и ответственности, сопричастности к
социально-политическим процессам, происходящим в обществе, гражданских качеств
специалиста - результат того, что становление личности будущего специалиста,
социализация, формирование жизненных ориентиров происходит уже в условиях
постсоветской России. Нынешнее поколение студентов в своей значительной части
восприняли многие негативные стороны жизни, порожденные примитивной
интерпретацией сути рыночных отношений, непоследовательностью в проведении
реформ, дегуманизацией процесса перехода к новой социально-экономической
системе, недооценкой роли духовно-нравственных основ общественных
преобразований общества.

Важнейшей
характеристикой ценностных ориентации воронежских студентов, раскрывающих
содержание и особенности их образа жизни, являются мотивы выбора специальности.

Необходимо
отметить, что в начале 90-х годов произошло снижение удовлетворенности
избранной специальностью. Это обусловлено тем, что на начальном этапе перехода
к рынку четко обозначилась тенденция падения интереса к высшему образованию в
российском обществе. Суждения о возможности достижения материального
благополучия и достаточно высокого положения в обществе без образования
разделялось значительной частью молодежи. Этому способствовали неадекватные
методы перестройки экономики, примитивная пропаганда идей предпринимательства,
свободного рынка и быстрого «делания денег». К концу 90-х годов обнаружилась
ущербность таких представлений.

О
чем свидетельствуют результаты последнего исследования? Главным мотивом выбора
специальности молодые люди называют призвание и соответствие выбранной
специальности своим потенциальным возможностям. Актуализировался такой важный
мотив выбора своего будущего, как продвижение по службе и карьера.
Ориентируются молодые люди и на соотношение спроса и предложения специальностей
на рынке труда. Изменившиеся условия деятельности высшей школы, все большая ее
коммерциализация, заставляют многих молодых людей избирать те факультеты, при
поступлении на которые практически отсутствует конкурс. Это относится к
абитуриентам ряда технических и естественнонаучных факультетов. Случайный выбор
специальности нередко обусловлен стремлением избежать призыва на армейскую
службу.

Проведенное
исследование показало: воронежские студенты связывают свои личные успехи и
неудачи в учебе как с объективными причинами (организация учебного процесса,
качество преподавания, материальная оснащенность вуза, жилищно-бытовые условия
и др.), так и с неразвитостью учебно-познавательной деятельности (неумение
организовать свой труд, нежелание учиться в полную меру своих потенциальных
возможностей и развивать профессиональные навыки и др.). На наш взгляд, по мере
модернизации высшего образования, укрепляя единство методологических и
методических основ образовательного процесса, научно-педагогические коллективы
вузов должны особое внимание обратить на организацию научноисследовательской
работы студентов как важнейший фактор развития их творческого потенциала,
сопричастности к общественно значимым делам.

Необходимо
учитывать и то, что на качестве подготовки будущих специалистов сказывается
недооценка ими необходимости личной самоорганизации, ритмичности работы в
течение всего учебного года, стремление к творческому освоению знаний,
покурсовая динамика-развития самостоятельности студента как субъекта
образования. Стиль, методы и факторы организации научнопедагогического процесса
должны «работать» на формирование у каждого студента самостоятельности как
важнейшего принципа его жизнедеятельности, фактора развития от курса к курсу
его учебно-познавательной активности. Всеохватывающая компьютеризация, высокий
уровень материальнотехнического оснащения учебного процесса вне
самостоятельности как важнейшего личностного качества сами по себе не способны
активизировать познавательную активность студентов. Опыт работы лучших
кафедральных коллективов воронежских вузов убеждает в этом.

Переходные
процессы, смена координат социально-экономического, политического и
социокультурного развития не могут не влиять на умонастроения студенчества, его
отношения к политике, к участию молодых людей в общественнополитической
деятельности. Последнее исследование показало, что на рубеже двадцатого и
двадцать первого столетия более половины воронежских студентов считают, что
политика - это деятельность не только профессионалов, но и широких слоев
населения, в том числе и молодежи. Вместе с тем, каждый пятый убежден, что эта
деятельность - удел лишь политиков-профессионалов. Каждый четвертый в своих
ответах дистанцируется от общественно-политических проблем. Не случайно, что за
последние годы в представлении студентов снизилась значимость таких необходимых
специалисту качеств, как социально-политические знания, умение ориентироваться
в сложной обстановке, сознание общественного долга.

Недооценка
значительной частью студентов этих качеств дезориентирует их в определении
основных координат общественного развития, выбора координат образа жизни.
Участие студентов в различных политических партиях, общественных объединениях,
как правило, носит преимущественно пассивный характер. Пассивность многих
студентов в общественно-политических делах обедняет их образ жизни, деформирует
их жизненную позицию. Необходимо возрождение традиционных ценностей, связанных
активным безвозмездным трудом студентов, их участием в общественнополезной
деятельности.

Процесс
демократизации вузовской жизни предполагает активизацию общественной жизни
студентов как важнейшего компонента их образа жизни, действенного фактора
формирования их гражданской позиции. В этих целях перед ректоратами вузов
совместно с профсоюзными организациями стоит задача развития студенческого
самоуправления, широкого использования проверенных жизненной практикой
эффективных форм развития общественной активности студентов. Необходима система
четко продуманных действий руководителей вузов по преодолению сформировавшегося
в студенческой среде противоречия между ориентацией на получение высшего
образования как необходимого условия работы в среде управления и недооценкой
значимости такого важного качества специалиста в условиях рыночных отношений,
как организаторские навыки, умение работать с людьми.

На
формирование личности будущего специалиста, способы и формы его
жизнедеятельности в условиях переходных процессов оказывает влияние культурное
пространство, обусловленное особенностями современного общественного развития,
изменениями в системе социокультурных ценностей в сфере образования. Это
культурное пространство, освоение которого происходит не только в рамках учебного
процесса, но и в свободное от учебы время, как показывают результаты изучения
мнения студентов, неоднозначно воздействует на их социокультурное и
духовнонравственное развитие. Содержание, структура, социокультурная
направленность, формы и методы организации свободного времени, активность или
пассивность самого студента в освоении этой зоны культурного пространства во
многом определяют уровень его культурно-эстетических потребностей и интересов,
способ его жизнедеятельности как будущего интеллигента.

Половина
опрошенных студентов воронежских вузов считает, что специалист с высшим
образованием не может быть неразвитым в культурном отношении и не может не
знать наиболее важных достижений художественной литературы, театра и музыки. В
1990 году такую точку зрения разделяли более 60 % респондентов. Необходимо
отметить и то, что каждый четвертый современный студент убежден в том, что
выпускник вуза может вполне обойтись без широких знаний в области культуры.
Почти каждый десятый респондент затруднился высказать свое суждение
относительно значения культуры для специалиста с высшим образованием.

Такая
позиция настораживает тем, что в ней четко прослеживается недооценка
значительной частью студенчества важности социокультурных качеств для
специалиста-интеллигента любого профиля, непонимание того, что вне культурного
развития личности не может быть и полноценного специалиста. В этом - одно из
направлений своеобразно-прагматического технократизма, порожденного принижением
роли социокультурного и духовно-нравственного факторов повышения эффективности
профессионально-трудовой деятельности.

Отношение
к культуре личности как к чемуто необязательному, вторичному во всей
совокупности качеств, необходимых специалисту, наиболее характерно для
студентов технических вузов и факультетов. Примитивизация, одномерность
взглядов студентов на культуру показывают, насколько актуальна сегодня проблема
гуманитаризации высшего образования. Превращение вузов в высокоорганизованную
культурную среду предполагает активную деятельность всех субъектов
духовно-нравственного воспитания студентов по созданию в каждом вузе такой
социокультурной атмосферы, которая стимулировала бы развитие
культурно-эстетических потребностей студентов, воспитывала бы у них стремление
к освоению подлинно культурных ценностей.

Социальные
изменения, происходящие в российском обществе, оказывают существенное
воздействие на сферу повседневного общения студенческой молодежи. Четко
просматривается ориентация студентов на общение в рамках неформальных
микрогрупп по интересам, наблюдается тенденция роста фактора общения со
сверстниками. Возрастает удельный вес прагматизма в студенческой среде.
Студенты-юноши почти в три раза прагматичней студенток.

Значительная
часть жизни студентов проходит в академических группах. Более трети
респондентов выделили значимость для себя общения с сокурсниками. Последний
опрос показал, что активно пропагандируемый сегодня индивидуализм как
проявление индивидуальности, творческого потенциала в студенческом сознании
нередко воспринимается как принцип абсолютной независимости от студенческого
коллектива. Резко сократилась значимость общественных дел - она уменьшилась в
3-5 раз в различных вузах. По сравнению с 1980 годом значительно снизилась
требовательность к оценке негативного поведения коллег по группе. Студенты
технических специальностей менее чувствительны к бедам сокурсников - почти в 2
раза по сравнению со студентами-гуманитариями (9 и 16,5 %).

Почти
каждый пятый студент (19 %) в той или иной степени неудовлетворен уровнем
взаимоотношений в своей учебной группе. Один из семи (14,5 %) безразличен к
тому, что в ней происходит. Полученные данные свидетельствуют о наличии
напряженности в межличностных отношениях, о латентности происходящих
конфликтов. Среди причин возникающих конфликтов в студенческой среде чаще всего
называются те, которые зависят от личностных качеств самих студентов -
равнодушие, бестактность, неумение регулировать возникающие противоречия. По
мнению 12 % воронежских студентов причиной конфликтов является несовершенство
организации учебного процесса, десятая часть «обижены» преподавателями, пятая
часть студентов (21 %) источники напряженности в их учебных группах видят в
конкуренции, зависти.

Смена
ценностных ориентаций в процессе трансформации российского общества, изменения,
происходящие в высшей школе неоднозначно влияют на коммуникативную деятельности
студентов. Принимая новые нормы общения, студенчество не всегда расстается с
традиционными, прежними формами взаимодействия. Изменения в студенческом
общении не всегда носят позитивный характер. В этой связи необходима
систематическая, целенаправленная деятельность всех субъектов
научно-педагогического процесса по укреплению духовно-нравственных основ
общения, гармонизации внутриколлективных отношений, формированию полноценных студенческих
групп, деятельностному сотрудничеству научно - педагогических и студенческих
коллективов.

Важнейшей
составляющей образа жизни современных студентов является их жизненный уровень.
Он прямо и опосредованно влияет на учебно-познавательную деятельности,
общественно-политическую активность будущих специалистов, содержание их общения
и досуга. Материальное положение, во многом определяющее уровень жизни, зависит
от тех источников материального обеспечения, которыми располагает студент.

Обращает
на себя внимание сокращение год от года доли студентов, называющих в качестве
одного из источников материального обеспечения стипендию. На полном содержании
родителей находится каждый шестой молодой человек и каждая пятая девушка,
обучающаяся на госбюджетной основе. Доля не получающих стипендию студентов как
правило сокращается к старшим курсам. Сегодня постоянно подрабатывают около 10
% опрошенных студентов, периодически это делает каждый третий. При этом позиции
юношей на рынке труда выглядят предпочтительнее. Им чаще, чем девушкам, удается
найти как постоянную, так и временную работу. В качестве позитивной тенденции
следует отметить стремление студентов работать в тех организациях, где они
могут использовать и совершенствовать полученные знания по профилю своей будущей
специальности.

По
мнению значительной части молодых людей, их материальное положение может быть
помехой в осуществлении жизненных планов и замыслов. Так считают 44,5 %
респондентов. Девушки чаще, чем юноши, отмечают влияние этого фактора (50,2
против 39,2 %). Материалы исследования отражают процесс дальнейшей
дифференциации студенчества по уровню и источникам доходов, степени занятости в
общественном производстве, расслоении вузов и специальностей на престижные и не
престижные, различия в возможностях разных вузов, а также общее неблагополучное
состояние системы высшего образования в обществе. Процесс дифференциации
студенчества по уровню доходов в значительной степени детерминируется
соответствующей дифференциацией родительских семей.

Материальное
расслоение среди студенчества находит свое отчетливое отражение в их
дифференциации по состоянию здоровья и динамике этого показателя за время
обучения, а также в вопросах качества и регулярности питания.

Рост
материальной обеспеченности некоторых студентов формирует у них отношение к
образованию, как к инструментальной ценности, дает установки на гедонистические
ценности при снижении значимости образования как фактора развития творческого
потенциала личности. Вместе с тем, в сознании малообеспеченных студентов,
успешно обучающихся и работающих в меру своих возможностей, эта студенческая
прослойка формирует ощущение социальной несправедливости.

Молодежь
всегда устремлена в будущее.

Сказанное
особенно характерно для студенчества. Студенческие годы - это этап в жизни
молодого человека, характеризующийся социальноподготовительной деятельностью к
самостоятельной жизни. С каким настроением студентыворонежцы смотрят в свое
будущее? Молодые люди по-разному относятся к своему будущему: их оценки
располагаются на шкале от оптимизма до страха и отчаяния. Почти 40 %
респондентов связывают с будущим осуществление своих надежд и жизненных планов.
Однако 47,5 % опрошенных относятся к своему будущему «спокойно, но без особых
надежд и иллюзий». Такая позиция сложна и противоречива: здесь и понимание
того, что не надо в будущем ждать осуществления всех своих замыслов и что,
вместе с тем, надо быть готовыми к сложным жизненным реалиям.

Около
5 % опрошенных смотрят в свое будущее со страхом и отчаянием. При этом на
завершающем этапе обучения такую точку зрения высказывают 8,8 % студентов.
Иными словами, от курса к курсу несколько снижается уровень оптимистического
отношения к своему будущему и возрастает чувство обеспокоенности и тревоги.
Необходимо отметить, что почти каждый десятый воронежский студент затруднился
высказать свое отношение к будущему. Среди тех, кто не задумывался о своем
будущем, преобладают студенты с высоким жизненным уровнем, а также те, кто
сориентирован на развлекательно - досуговый тип жизнедеятельности и не обременен
особыми заботами о своей учебе.

Ценностные
ориентации и жизненные планы студенческой молодежи, ее представления о будущем
отражают не только специфику молодежного сознания, студенческого возраста, но и
сложные переходные процессы российского общества, противоречивость которых
нашла свое проявление в массовых умонастроениях, в трансформации образа жизни
различных социально-демографических групп.

Образ
жизни студента является интегральным показателем того, каковы мотивы,
ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущего
специалиста. В современном российском обществе происходят значительные
изменения в образе жизни студенчества. Есть в этом процессе трансформации как
позитивные, так и негативные стороны. Согласованность и взаимодействие
ректоратов, деканатов, коллективов кафедр и студенческого актива в решении
проблем учебно-воспитательного процесса, в развитии учебно-познавательной,
общественной активности студентов, в организации конструктивного сотрудничества
преподавателей и студентов - важнейшее условие совершенствования образа жизни
современного студенчества.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.