Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Дошкольник – завтрашний школьник

Дошкольник – завтрашний школьник.

Лаврентьева М. В.

Поступление
в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника,
трансформацию всей социальной ситуации его развития.

Вопрос
психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко
рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители
зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел)
рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л.
С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую
разработку вопроса.

Л.С.
Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка
обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления
окружающего мира.

Л.И.
Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику,
включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и
социальной позиции школьника.

А.И.
Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной
и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов
волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному
обучению.

Я.Л.
Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего
дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а
также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому
целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным
фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я.Л.
Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как
"целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им
системы требований, предъявляемых школой", успешное овладение новой для
него деятельностью и новыми социальными ролями.

Л.И.
Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она
выделяла две группы мотивов учения:

-
мотивы, связанные с потребностью в общении;

-
мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

Синтез
мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, "внутреннюю позицию
школьника".

В
комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию
произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров
учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:

1.
умение осознанно подчиняться правилу;

2.
умение ориентироваться на заданную систему требований;

3.
умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в
устной форме;

4.
умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия
образца.

Но
выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической
готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны,
низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе.
С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного
возраста.

И.
В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической
готовности к школе, так как "речь тесно связана с интеллектом и отражает
как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления".
Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.

На
основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы
психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:

1.
Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2.
Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3.
Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4.
Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5.
Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6.
Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

В
контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:

-
уметь вступать в контакт;

-
соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;

-
быть дисциплинированным.

Итак,
психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на
протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным
образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический,
личностный (социально-психологический) и психологический.

До
сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки
зрения на взаимосвязь компонентов психолого-педагогической готовности к школе.
Спорным остается и вопрос о "ядре" такой готовности. Тем не менее,
каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе
подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ароморфозы. Идеоадаптации. Общая дегенерация
Реферат Культура серебряного века в русском искусстве
Реферат Шестой день творения в свете биологической науки
Реферат Этнополитичесские конфликты на Северном Кавказе
Реферат Оценка действующей системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета платежей по налогу на прибыль
Реферат Украинская католическая народная партия
Реферат Профессиональное самоопределение старшеклассников
Реферат Aвидья
Реферат Анпилов Виктор Иванович
Реферат Право на необходимую оборону
Реферат Організаційні аспекти медико-соціальної реабілітації дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування у дитячих інтернатних закладах
Реферат А. О. Аредарук створення психологічних умов для збереження здоров’я молоді в процесі навчання в загальноосвітніх та спеціальних закладах
Реферат Определение координат оптимального расположения двух складов в регионе
Реферат Діяльність Пирятинського сирзаводу
Реферат Нормативное регулирование экспортных отношений