Дошкольник – завтрашний школьник.
Лаврентьева М. В.
Поступление
в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника,
трансформацию всей социальной ситуации его развития.
Вопрос
психолого-педагогической готовности к обучению в школе достаточно широко
рассматривался в отечественной и зарубежной психологии. Представители
зарубежной психологической школы (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел)
рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Отечественные психологи (Л.
С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович) делали акцент на теоретическую
разработку вопроса.
Л.С.
Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка
обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления
окружающего мира.
Л.И.
Божович представляла готовность к школе как комплексную характеристику,
включающую определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и
социальной позиции школьника.
А.И.
Запорожец также выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной
и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов
волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному
обучению.
Я.Л.
Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего
дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а
также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому
целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным
фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л.
Коломинский и Е. А. Панько представляют психологическую готовность к школе как
"целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им
системы требований, предъявляемых школой", успешное овладение новой для
него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И.
Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она
выделяла две группы мотивов учения:
-
мотивы, связанные с потребностью в общении;
-
мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.
Синтез
мотивов этих двух групп и формирует, по мнению автора, "внутреннюю позицию
школьника".
В
комплексе психологической готовности к школе особое место уделяется развитию
произвольности. Д. Б. Эльконин и его сотрудники выделили несколько параметров
учебной деятельности, фактически относящихся к компонентам произвольности:
1.
умение осознанно подчиняться правилу;
2.
умение ориентироваться на заданную систему требований;
3.
умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в
устной форме;
4.
умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия
образца.
Но
выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической
готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны,
низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе.
С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного
возраста.
И.
В. Дубровина выделяет также развитие речи как компонент психологической
готовности к школе, так как "речь тесно связана с интеллектом и отражает
как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления".
Особый акцент в развитии речи делается на фонематический слух.
На
основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы
психолого-педагогической готовности к школе можно выделить ряд ее признаков:
1.
Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).
2.
Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
3.
Способность к выполнению основных мыслительных операций.
4.
Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.
5.
Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.
6.
Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.
В
контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков:
-
уметь вступать в контакт;
-
соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе;
-
быть дисциплинированным.
Итак,
психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка на
протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным
образованием, включающим три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический,
личностный (социально-психологический) и психологический.
До
сих пор в отечественной педагогике и психологии имеются разнообразные точки
зрения на взаимосвязь компонентов психолого-педагогической готовности к школе.
Спорным остается и вопрос о "ядре" такой готовности. Тем не менее,
каждый из компонентов является необходимым и требует учета в процессе
подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru