Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Психологические функции мышц

Психологические функции мышц

Марк Евгеньевич Сандомирский, кандидат медицинских
наук, доцент кафедры управления в социальных и экономических системах УГАТУ,
практикующий психотерапевт, член Общероссийской профессиональной
психотерапевтической лиги.

В
классическом психоанализе показателем душевного здоровья человека считается
сила Эго, а целью терапии — воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в
бодинамическом анализе вводится понятие телесного Эго, функциями которого
являются:

мышление;


эмоциональный
контроль;

жизненная
позиция (убеждения и стереотипы поведения);

баланс
«Я» (внутренний психологический баланс между «Я» и «другими», между чувствами и
разумом);

приближение/отдаление
(внешний баланс в отношениях с людьми);

отношения
с окружающими людьми;

центрирование
(самоуважение);

заземление
и тестирование реальности;

формирование
границ (ассертивность);

самовыражение.

Зрелое
телесное Эго является условием как психологической, так и социально-психологической
адаптации. На его основе выстраивается целостность, единство человека как с
самим собой, так и с другими людьми, являющееся отражением общечеловеческой
взаимосвязи.

Термин
«бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) +
изменение (dynamics). Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический»
анализ или анализ телесного развития. В основе метода лежат представления
психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии
нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития ребенка, ее
параллелизм с развитием личностным. Разработан метод датским психотерапевтом Л.
Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его
представления о «мышечном панцире».

Из
представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных личностных
качеств вытекает и метафорическое представление о психологических функциях
отдельных мышц или мышечных групп, которые лежат в основе телесно-психического
единства. Если это представление признается верным, то справедливо и
противоположное: через нормализацию состояния мышц может осуществляться
коррекция психологических проблем (принцип обратной связи). Диагностика же
состояния отдельных мышц может использоваться для диагностики психологических проблем.

Л.
Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном уровне
как составной части психомоторного развития, а на психологическом уровне — как
закономерно развивающейся во времени последовательности альтернативных выборов
(табл. 2), формирующих структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим
выборам частные личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл.
1).

Таблица
1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер




Группы мышц





Психологические функции мышц







Голова, шея







Мимические мышцы в целом





Выражение чувств, социальные контакты







Мышцы вокруг глаз





Направленность внимания и краткосрочное планирование







Мышцы области рта и язык





Эмоциональное принятие







Мышцы передней поверхности шеи





Речевое самовыражение







Мышцы задней поверхности шеи





Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах







Плечевой пояс и руки







Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и
отводящие плечо





Личное пространство в отношениях







Мышцы, поднимающие плечо





Способность нести психологическую «ношу»







Ротаторы плеча





Самозащита и способность принимать поддержку от других







Разгибатели предплечья





Отталкивание, удерживание на дистанции







Сгибатели предплечья





Привлечение и удержание







Ротаторы предплечья





Брать и отдавать







Сгибатели и разгибатели запястья





Позиционирование или социальный контроль поведения







Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец





Обострение восприятия; письменная речь







Разгибатели пальцев





Тонкое приспособление (изменение границ); умение
«отпускать от себя»







Сгибатели пальцев





Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и
отдавать







Туловище







Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая
грудная и передняя зубчатая мышцы)





Ощущение собственной ценности и личной силы (как в
поверхностных, так и в глубинных контактах)







Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы)





Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания»







Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные
мышцы живота





Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание»
эмоций







Большая и малая поясничные мышцы





Интимная привязанность







Разгибатели туловища (позвоночника)





Способность противостоять эмоциональным и физическим
стрессорам







Квадратная мышца поясницы





Баланс между ориентацией на собственные чувства или на
эмоции окружающих







Мышцы тазового дна





Сексуальные чувства







Ноги







Сгибатели бедра





Инициация движения вперед и психологического контакта







Разгибатели бедра





Самоутверждение, способность «стоять на своем»







Ротаторы бедра





Сексуально-чувственное самоосознавание







Мышцы, приводящие бедро





Интимные и чувственные контакты







Разгибатели голени





Персональные границы во взаимоотношениях







Сгибатели голени





Выбор направления и контроль движения вперед







Малоберцовая мышца





Персональный баланс в групповом взаимодействии







Разгибатели стопы и пальцев





Контакт с реальностью







Сгибатели стопы





Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах»







Сгибатели пальцев





Ощущение контакта с землей






Бодинамический
анализ внес существенные дополнения в райховские представления о структуре
характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии структура характера
первоначально понималась, по сути, как набор подсознательных, иррациональных
стереотипов поведения в стрессовых ситуациях — набор, который формируется у
каждого человека, начиная с раннего возраста (именно с воспроизведением
детского опыта и связаны элементы иррациональности). При этом складывается он
во многом стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем
подражания окружающим). Набор типичных психологических защит составляет, по
Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде участков повышенного
мышечного тонуса — «мышечный панцирь».

При
этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц «созревают»
в разное время. И психомоторное развитие представляется как последовательное
«созревание» определенных мышц (и освоение связанных с ними движений). Под
«созреванием» здесь имеется в виду достижение такой степени зрелости
нервно-мышечного аппарата, которая делает активность данной мышцы в полной мере
доступной сознательному контролю. Переход мышцы в «зрелое» состояние связан с
конкретным возрастным периодом, причем ограниченным достаточно узкими
временными рамками. Это так называемый критический или сензитивный период
развития, с которым также ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в
ситуации первичного научения (импринт).

Когда
ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две
проблемы. Во-первых, нарушение психомоторного развития, его частичная задержка
на данном возрастном этапе (телесный аналог фрейдовской фиксации). Поначалу она
призвана играть защитную роль, но в дальнейшем становится «тормозом»
дальнейшего развития, основой комплекса неполноценности. Во-вторых, возникающий
импринт, как правило, содержит биографические сцены, насыщенные травматичными
переживаниями. Хотя эти воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие
того, что подобная защита не является абсолютной, они создают своего рода
«ахиллесову пяту», островки повышенной психологической уязвимости в структуре
личности. Связанные же с «проблемными» мышцами кинестетические ощущения
частично вытесняются, становятся недоступными для сознания.

Таблица
2. Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер




Этап развития





Возрастные границы





Психологическое содержание







Существование





Внутриутробный период и до 3 месяцев после рождения





Связь с матерью







Потребность





От 1 месяца до 1,5 лет





Интернализация чувства заботы со стороны окружающих,
удовлетворения потребностей







Автономия





От 8 месяцев до 2,5 лет





Самостоятельное передвижение и общение с окружающими







Воля





От 2 до 4 лет





Способность добиваться цели и оказывать влияние на
окружающих







Любовь





От 3 до 6 лет





Способность к поддержанию сердечных отношений







Формирование мнения





От 5 до 8 лет





Становление логического мышления, способности принимать
решения на основе норм культуры







Коллективизм





От 7 до 12 лет





Способность быть членом группы/общества






Отсюда
вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактическую задачу составляет
выявление мышечных «блоков»; задачу же стратегическую, осуществляемую на основе
устранения этих «блоков», — развитие недостающих телесно-психологических
ресурсов. Начальным этапом работы с пациентом является телесная диагностическая
процедура — составление индивидуальной мышечной «карты». При подобном
картировании проводится исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от
традиционной телесной терапии, анализируется не только статическая,
«механическая» характеристика — мышечный тонус (то есть состояние мышцы в
покое), но и динамическая характеристика состояния мышцы. Это так называемая
реактивность, то есть рефлекторный ответ мышцы на ее механическую ручную
стимуляцию — пальпацию. Подобный ответ мышцы можно сравнить с каналом обратной
связи, с сигналом подсознания о приемлемости/неприемлемости данного телесного
контакта. Если тонус мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону
на условной шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в
ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от нормы —
соответственно гипо- или гиперреактивность.

Сопоставление
со схемой возрастного психомоторного развития позволяет предположить, в каком
возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на состояние мышц.
Психологическая травма, перенесенная в течение критического периода возрастного
развития либо в еще более в раннем возрасте, проявляется в гипотонусе
(гипореактивности) соответствующей мышцы. Если же психотравма имела место в
более старшем возрасте, то ее результатом становится мышечный гипертонус
(гиперреактивность).

В
отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от попыток
насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять пациента
беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента осознаванию присутствия
собственного «панциря» в различных жизненных ситуациях, как способу контроля
эмоций и доступа к внутренним ресурсам. В конечном итоге наряду с
восстановлением ресурсного состояния соответствующих мышц это приводит к
укреплению или «пробуждению» телесного Эго, гармонизация функций которого и
служит главной целью психокоррекционной работы.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.